Поиск

Кизлярская трагедия российского спецназа

09.02.2012 11:43
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Спецназ - это всегда закрытое сообщество людей, постоянно живущих на самом пределе человеческого существования. Это люди, которые даже в мирное время всегда рискуют жизнью. Спецназ отличается от других форм разведки тем, что не только ищет и обнаруживает важные вражеские цели, но, в подавляющем большинстве случаев, всегда их атакует и, как правило, уничтожает. Спецназовцы России никогда не занимают оборонительных позиций…
Кизлярская трагедия российского спецназа*
не наше

 

Спецназ - это всегда закрытое сообщество людей, постоянно живущих на самом пределе человеческого существования. Это люди, которые даже в мирное время всегда рискуют жизнью. Спецназ отличается от других форм разведки тем, что не только ищет и обнаруживает важные вражеские цели, но, в подавляющем большинстве случаев, всегда их атакует и, как правило, уничтожает. Спецназовцы России никогда не занимают оборонительных позиций…  

27 января 2012 года разведывательно-поисковая группа, в головном дозоре которой находились сержанты Денис Козлов и Евгений Эпов, младший сержант Евгений Малов и ефрейтор Евгений Садчиков, в густом кустарнике обнаружили замаскированный блиндаж. Боевики оказали сопротивление, бойцы спецназа приняли первый удар на себя.

Кровь на снегу

В полдень 27 января этого года очередное боестолкновение произошло в дагестанском лесном массиве в Кизлярском районе, между населенными пунктами Черняевка и Украинский. Группа специального назначения 23-го челябинского полка спецназа вместе с оперативниками ФСБ России с утра проводила там РПМ - рейдово-поисковые мероприятия по выявлению базы бандформирования амира Кизляра, или, как эти бандиты себя сами называли, «кизлярского фронта Дагестана». Поиск бандитов в данном квадрате проходил по оперативной информации, полученной ФСБ. Сотрудничающие с правоохранительными органами местные жители сообщили, что моджахеды периодически спускаются из лесного массива в села для заготовки продуктов и без каких-либо проблем затем уходят обратно. Соответственно, если бы моджахеды не имели реальной поддержки части населения, то их партизанская война «давно бы закончилась». Участвовавшие в прочесывании спецназовцы могли только предполагать, что ждет их на заснеженных и поросших лесом дагестанских высотках…

Каждая группа военнослужащих, исследующая свой сектор, в тот день, как обычно, расходилась в длинную линию с достаточным расстоянием между спецназовцами. Каждый боец двигался по азимуту, стараясь держаться в пределах видимости своих соседей, выбирая подходящие точки для наблюдения и тщательно обследуя лесистую площадь перед собой…

Боевики обнаружили себя первыми, неожиданно открыв массированный пулеметно-автоматный огонь из хорошо укрепленного и замаскированного в лесу блиндажа по наступающей по открытой местности цепи спецназовцев. Четверо наших бойцов погибли в первые же минуты боя. Еще четверо получили ранения. По всей видимости, в лесу находилась зимняя база боевиков - схрон для людей, находящихся на «волчьем» положении. Засевших в хорошо укрепленном блиндаже боевиков сначала прижали огнем, а затем, сблизившись с ними, забросали гранатами. Группа из пяти отчаянно огрызавшихся огнем моджахедов была полностью уничтожена. Согласно всем существующим военным нормативам, потери при подобных операциях рассчитываются в соотношении один к двум. На одного обороняющегося обычно приходится не меньше двух наступающих.

Военные эксперты сегодня сходятся во мнении, «если судить по действиям кизлярских инсургентов, то это достаточно профессиональные и неплохо натренированные боевики. Моджахеды Кавказа обычно хорошо ориентируются на местности и владеют тактикой ведения партизанских действий. Боевики сегодня охотно используют тактику спецназа. Подходы к своим базам обычно минируют, оставляя только узкие тропинки в форме лабиринта, а при обнаружении базы быстро перемещаются на новое место. Каждая группа имеет от двух до нескольких замаскированных баз, причем это могут быть как подземные землянки в лесных чащобах, так и труднодоступные пещеры в горных ущельях. Во время преследования один-два моджахеда остаются прикрывать основную группу, давая остальным возможность уйти…»

Бандподполье в Дагестане

Спецназовцы в той операции действовали в заведомо сложных условиях. Большие массивы леса объективно ограничивали им обзор и возможный сектор обстрела, а также затрудняли маневрирование и ориентирование на местности. Ветераны чеченской войны хорошо знают, что боевые действия в лесных массивах всегда ведутся на предельно коротких расстояниях и характеризуются исключительной быстротой и внезапностью. Вследствие отражения звуков стрельбы звуковые обманы в лесу ощущаются наиболее сильно. Часто создается впечатление, что огонь ведется со всех сторон, и порой даже сложно определить его точное направление. Постоянно возникающее эхо создает акустический обман относительно численности противника, его огневых средств и их расположения. Чем лучше замаскированы позиции обороняющихся боевиков, тем позже вероятность их обнаружения силами правопорядка. И соответственно, тем эффективней будет вестись огонь по цепи наступающих бойцов спецназа.

Есть авторитетное мнение, что подобные операции по прочесыванию лесистой местности в норме должны проводить не бойцы спецназа, подготовленные для вполне определенных спецопераций, а специальные егерские войска, егеря (от немецкого Jäger — «охотник»). Егерей обычно набирали из сыновей лесничих и охотников, и они давным-давно доказали свою высокую эффективность. Сегодня егеря во многих странах тренируются совместно с десантниками и спецназовцами. Одни пытаются убежать, а другие охотятся на «диверсантов» в лесу…

Мало кто знает, что Дагестан на протяжении всего прошлого года был бесспорным лидером по числу человеческих жертв среди всех неспокойных регионов Северного Кавказа. Именно Дагестан многие аналитики сегодня ставят в разряд самых «взрывоопасных и беспокойных» из-за его исламизированности. Считается, что именно Дагестан может с особой силой полыхнуть в любой момент. Объединение сторонников салафизма (ваххабизма) в Вилаяте Дагестан приводит к возникновению там военизированных групп, готовых с оружием в руках добиваться создания шариатского государства – Кавказского эмирата. Главным дестабилизирующим фактором и главной угрозой в Дагестане, несомненно, является активная деятельность диверсионно-террористических групп бандподполья. Фактически и сам Кавказский эмират представляет собой всего лишь сепаратистско-террористическое исламистское подполье, охватывающее в большей или меньшей степени Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию, а также вооруженные отряды, действующие в горно-лесистых районах этих республик.

Нелегкая солдатская доля

По данным правоохранительных органов, количество преступлений, связанных с бандитизмом, за 2011 год только в Дагестане выросло более чем в три раза, при этом раскрываемость по этим преступлениям составила всего около 50 процентов. По мнению эксперта Руслана Гереева, почти половина мусульманской молодежи этого региона искренне желает установления шариата. С приближением 1 января 2012 года 1206 школ в Дагестане категорически отказались от празднования кафирского шабаша («праздника неверных») – Нового года.

В связи со сложной ситуацией в Дагестане была развернута отдельная армейская группировка в количестве семи тысяч человек, которая сегодня активно борется с хорошо законспирированным бандподпольем в республике. Сводные оперативные группы, состоящие из сотрудников МВД, ФСБ, спецназа внутренних войск, размещены в пяти районах Дагестана, где отмечается наибольшая активность членов незаконных вооруженных формирований. Эти группы, соответственно, базируются в Дербентском, Кизлярском, Сергокалинском, Унцукульском и Цумадинском районах. Кроме того, в республике вынужденно была увеличена численность как собственных подразделений правоохранительных органов, так и приданных им сил. Что, соответственно, позволило контролировать большую часть территории республики. При этом в руководстве Дагестана высказываются предложения о необходимости дальнейшего расширения и зоны действия, и численности, и количества сводных оперативных групп.

Спецназ России

Потери среди спецназовцев всегда расцениваются как наиболее болезненный удар и вызов всем вооруженным силам страны. Спецназ - это элита армии. Считается, что при отборе в спецназ стараются находить самых сильных и независимых людей, а в дальнейшем просто объяснять им, что надо сделать, оставляя за спецназовцами право самостоятельного выбора способа выполнения поставленной перед ними задачи. Именно поэтому, наверное, инструкции по тактике спецназа такие короткие…

До недавнего времени отбор лучших кандидатов в спецназ нашей страны начинался буквально со школьной скамьи. Те дети, которые проявляли особый интерес к профессиональной военной службе, охотно вступали в полувоенную организацию Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту с 15 миллионами членов, профессионально обучающихся военному делу и занимающихся спортом военной направленности. ДОСААФ Советского Союза имел колоссальный бюджет, широкую сеть аэродромов, учебных центров и клубов различных размеров, использование которых позволяло давать лучшую в мире начальную и дополнительную подготовку по военным специальностям различного профиля - от снайперов до радистов, от летчиков-истребителей до аквалангистов, от планеристов до космонавтов…

Как современный российский спецназ в постперестроечные годы сумел сохранить лучшие качества спецназа советского - неразрешимая тайна для всех непосвященных. Ни один телеканал в России почему-то не сообщил о просто фантастической недавней победе российского спецназа на чемпионате мира среди спецподразделений в США на 29-м Super SWAT International Round-Up — 2011, на старте которого заявили о себе семьдесят две лучшие команды со всех континентов, а до финиша дошли только пятьдесят девять. В итоге в зачете нашей команды первое и второе места по Super SWATу, серебро в Remington super sniper, звание лучшей международной команды, а российский спецназовец Михаил Н. в личном зачете стал еще и чемпионом мира по Super SWATу. Поэтому бесспорно, что лучший в мире российский спецназ даже в очень непростых условиях кавказского противостояния сумеет выполнить любую поставленную командованием задачу. Но вряд ли при этом кому-либо стоит его злить. Сегодня у бойцов российских спецподразделений появился личный мотив в борьбе с бандитами… Спецназ не знает жалости, но и пощады никогда не просит…