Поиск

История, которую мы потеряли

25.03.2010 00:00
Автор: Владимир Филичкин
История, по мнению Алексиса Токвиля, являет собой картинную галерею, в которой мало оригиналов и слишком много копий. В музеях области в результате тотальной проверки хранилищ недавно недосчитались 22 тысяч экспонатов. Такую ревизию после серии краж в Эрмитаже провели по всей стране.
История, которую мы потеряли*
не наше

История, по мнению Алексиса Токвиля, являет собой картинную галерею, в которой мало оригиналов и слишком много копий. В музеях области в результате тотальной проверки хранилищ недавно недосчитались 22 тысяч экспонатов. Такую ревизию после серии краж в Эрмитаже провели по всей стране.

Впрочем, в кражах музейщики, как обычно, никого не обвиняют. Они уверяют нас: эта цифра – результат продолжающейся неразберихи в документах. Единого списка всех экспонатов в нашей области до сих пор нет. На его составление придется потратить всего лет 10 с учетом все сокращающегося количества музейных экспонатов. О потерянной истории Южного Урала рассказывают как о забавном курьезе: «В одном из музеев Челябинской области пропали ежики на подставке, сделанные руками пионеров». Хранители при этом, как фокусники, проделавшие ловкий кунштюк, еще и недоумевают через средства массовой информации: как эти звери вообще попали к ним в музей? На любимый вопрос Наполеона I, что по этому поводу скажет история, точнее всех ответил Джордж Бернард Шоу: «История, сэр, солжет, как всегда».

Все течет, но ничего не меняется. Воровали, воруют и будут воровать. Может быть, поэтому узники одной эпохи частенько становятся тюремными сторожами в другую эпоху. При этом люди на каждом историческом этапе к тому же искренне верят, что именно их борьба сегодня самая важная из всех. Правильнее всего, наверное, изучать историю воровства по новейшей истории воровства в главном музее области – Челябинском краеведческом. Там существует поистине научный подход к изучению этого серьезного вопроса. Только там можно доподлинно узнать, как при полном попустительстве временщиков разворовывалась история нашего края. В 1959 году при проверке фонда челябинского музея краеведы недосчитались первых 44 предметов старины.

Уголовное дело заводить, конечно, не стали, так как понимали, что коллекционеры, скорее всего, люди влиятельные. Ревизоры шума поднимать не стали, наверное, и потому, что в 1959 году умер основной криминальный коллекционер старины Герой Советского Союза генерал-лейтенант Владимир Крюков и подлинных ценителей старины в то время волновал только один вопрос - кому достанется его хорошо припрятанное наследство. Мужа заслуженной артистки Лидии Андреевны Руслановой генерала Крюкова арестовали в феврале 1948 года за вывоз из Германии огромного количества трофейного антиквариата. В зоне Крюкову пришлось очень плохо. До самой смерти Сталина из него выбивали показания на другого, не менее известного коллекционера музейной старины - маршала Георгия Жукова. Тем временем в 1962 году в фонде Челябинского краеведческого музея ревизоры недосчитались уже 265 особо ценных экспонатов. Уголовных дел тоже заводить не стали. И так было понятно, что к случайным людям эти артефакты не попали бы.

Именно в те годы шеф КГБ страны Александр Шелепин, чтобы угодить Никите Хрущеву, сократил свой аппарат на 3200 оперработников, по существу уничтожив всю создаваемую годами агентурную сеть. Обосновал он это в приказе: «Не изжито еще стремление обеспечить чекистским наблюдением многие объекты, где, по существу, нет серьезных интересов с точки зрения обеспечения государственной безопасности». Продекларированная с трибуны безнаказанность довела до того, что в 1955 году в Челябинском краеведческом музее по документам была якобы уничтожена коллекция ценного исторического оружия из 31 предмета. Мало кто помнит, что тогда творилось в стране. Под шумок невнятных разоблачений Сталина и Берии хрущевцы-победители дробили и обескровливали «супермонстра» МВД, поспешно разрушали ГУЛАГ. Уже не секрет, что тогда с водой из ванны выплеснули и младенца.

Из органов тогда в очередной раз убрали прежде всего именно профессионалов. Никита Сергеевич как политик делал циничный выбор: тех, кто казался ему нужным, оставлял, с остальными расставался. На местах традиционно избавлялись от старых опытных кадров. Поэтому, наверное, челябинским милиционерам и чекистам в тревожном 1955 году было не до музейного оружия. И в 1981 году при передаче фондов Челябинского краеведческого музея главный хранитель подписал акт о недостаче 1631 предмета музейной старины. Мода на старину в Челябинском бомонде при всеобщем дефиците к тому времени приобрела характер эпидемии. Кто-то формировал уникальные личные коллекции, а кто-то часами стоял в бесконечных очередях за кефиром и колбасой. Спустя три года прокуратура Центрального района Челябинска вынесла по данному вопиющему факту воровства стандартное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела из-за неполного рассмотрения материалов, имеющихся в производстве.

И снова все сошло с рук. В Москве в здании на Лубянке тогда завершалась рекордная пятнадцатилетняя эпоха правления председателя КГБ Юрия Андропова. Он, как и уже упоминавшийся Александр Шелепин, потратил много времени и сил, чтобы уйти из КГБ на повышение. Многие до сих пор думают, что при Андропове в стране был порядок, забывая, что в те годы больше всего ценилось умение составлять речи и доклады. Доверять такую ответственную работу замшелым партийным аппаратчикам было нельзя, и руководители силовых структур подбирали в аппарат людей с талантами, эрудицией, с хорошим пером. Когда им поручали работу над документами, они могли порадовать партийных и советских руководителей и стилем, и слогом. Речи тогда писались действительно замечательные, но, к сожалению, на реальной жизни они мало отражались. Партия салютовала стране.

Страна салютовала партии. По столичной моде и в Челябинске силовики не стали тревожить высококультурных чиновников из управления культуры. Подумаешь, пропало полторы тысячи музейных экспонатов. В 1983 году в Челябинском краеведческом музее уже недоставало 2976 экспонатов. Недостача только изделий из серебра по всему разделу составляла 223 предмета. Вес культурных ценностей из благородного металла составлял по акту астрономическую сумму. В октябре 1985 года, когда страна оплакивала смерть очередного престарелого и смертельного больного генсека и начиналась эпоха Михаила Горбачева, у очередного главного хранителя Челябинского краеведческого музея Савченко так некстати для областных властей была выявлена недостача еще 159 музейных предметов. В том числе пропали уникальная коллекция древних монет - драхмы и тетрадрахмы, царские медали.

Материалы по недостаче ревизорами были направлены в Калининский райотдел милиции. Но уже в декабре начальник милиции вернул все присланные ему материалы в музей для проведения инвентаризации. Господин Савченко, вскоре ставший директором Челябинского краеведческого музея, инвентаризацию из осторожности и нежелания подставляться, естественно, проводить не стал. Вскоре через проломленную стену из главного хранилища музея были похищены, как будто специально собранные в одном месте, практически все экспонаты, представляющие историческую и рыночную ценность. История родного края, как мы тогда думали, получила логическое завершение.