Поиск

«ЧелПром-Даймонд» признано банкротом

05.03.2014 15:03
Автор: Владимир Филичкин
Сегодня, 5 марта, в Арбитражном суде Челябинской области был рассмотрен иск о банкротстве алмазообрабатывающего завода «ЧелПром-Даймонд», 50% долей в котором, как известно, принадлежат популярному кинорежиссеру Никите Михалкову, его зятю Альберту Бакову и Михаилу Болотину. Предприятие до недавнего времени считалось самым крупным налогоплательщиком в Кусинском районе Челябинской области. Но вот уже шесть месяцев как производство на нем остановлено... В случае ликвидации уникального предприятия и авральной распродажи его активов с торгами на понижение без работы рискуют остаться опытные специалисты-огранщики.
«ЧелПром-Даймонд» признано банкротом*
О возможности возбуждения уголовного дела по фактам преднамеренного банкротства «ЧелПром-Даймонд» в статье «Кусинские огранщики могут оказаться без работы из-за разорения предприятия» газета «Южноуральская панорама» писала еще в октябре прошлого года. 26 ноября 2013 года старшим следователем управления ФСБ России по Челябинской области было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 191 (незаконный оборот природных драгоценных камней группой лиц по предварительному сговору) Уголовного кодекса Российской Федерации. Расследование уголовного дела с учетом его значимости находится на контроле прокуратуры области.

Тем не менее ситуация развивается по самому неблагоприятному сценарию. Сегодня уже вполне очевидно, что акционерная компания «Алроса» (российская группа алмазодобывающих компаний, занимающая лидирующую позицию в мире по объёму добычи алмазов) окончательно вычеркнула гранильное производство на Южном Урале из числа своих деловых партнеров. Так как требования, критерии и нормы деловой жизни, применяемые АК "Алроса" к покупателям алмазного сырья для последующей переработки достаточно жесткие. Это в обязательном порядке надежная деловая репутация, наличие достаточного уровня платежеспособности для исполнения обязательств по оплате приобретаемых алмазов, хозяйствующий субъект не должен находится в состоянии реорганизации (также ликвидации или банкротства), недопустимость уголовного дела, возбужденного по признакам составов преступлений, предусмотренным разделом VIII Уголовного кодекса Российской Федерации (преступления в сфере экономики) и, конечно же, стабильное финансовое положение производства.

30 декабря 2013 года судья Арбитражного суда Челябинской области Сергей Федотенков принял к своему производству заявление руководства общества с ограниченной ответственностью «ЧелПром-Даймонд» о признании его несостоятельным (банкротом) и назначении временным управляющим Бойма Иосифа Соломоновича.

6 февраля 2014 года председатель Арбитражного суда Челябинской области Андрей Орлов, рассмотрев заявление руководства общества с ограниченной ответственностью «ЧелПром-Даймонд» об ускорении рассмотрения дела № А76-28575/2013 пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявления об ускорении не имеется.

Основатель, совладелец и бывший генеральный директор «ЧелПром-Даймонд» Александр Синтяев (занимал пост гендиректора до марта 2013 года) утверждал и утверждает, что новое руководство (в лице Александра Каплина) преднамеренно принимало управленческие решения, направленные на разорение производства, несогласованные с собственниками, и вполне сознательно банкротило предприятие. По его мнению, завод вполне мог бы расплатиться с долгами, если бы продавал произведенные бриллианты по рыночной стоимости. Однако услышан он не был.

И решение о банкротстве уникального производства по огранке мелких алмазов было принято, несмотря на то что представитель работников в судебном заседании возражал против признания ООО «ЧелПром-Даймонд» банкротом. Основатель и совладелец 50% долей гранильного производства Александр Синтяев, допущенный в процесс всего лишь в качестве слушателя, тоже возражал против признания должника банкротом, пояснял, что участники общества даже не были извещены о том, что должник обратился в суд с заявлением о признании его банкротом. Утверждал, что в случае признания должника банкротом будут нарушены права участников общества...

Особую пикантность всей процедуре банкротства придает то, что значительная доля кредиторской задолженности бриллиантового производства ООО «ЧелПром-Даймонд» - более 39 миллионов рублей - приходится как раз на скандально известную офшорную компанию Dundela Limited на Гибралтаре, куда, по нашим сведениям, и вывозились бриллианты, произведенные южноуральскими огранщиками. Но по цене существенно ниже стоимости алмазного сырья, используемого при их обработке.

Размер документально подтвержденной кредиторской задолженности ООО «ЧелПром-Даймонд» составляет более 197 миллионов рублей при балансовой стоимости активов в 161 миллион рублей. Причем стоимость готовой к перепродаже партии бриллиантов бухгалтерами оценивалась более чем в 143 миллиона рублей. Тогда как согласно принятой во всем мире практике бриллианты, в том числе и на внутреннем рынке в России, оцениваются исключительно в их долларовом эквиваленте. А с момента остановки производства в октябре 2013 года, как известно, курс доллара заметно подрос. И доллары с тех пор отнюдь не утратили своих ювелирных качеств. Вот и получается, что с учетом деловой конъюнктуры завод нельзя было банкротить...

Мало кто знает, что согласно описи имущества должника ООО «ЧелПром-Даймонд», направленного в суд, подавляющее большинство дорогостоящего специализированного оборудования гранильного производства, оказывается, имеет вообще нулевую остаточную стоимость. Делалось это, конечно же, для того, чтобы искусственно снизить налог на имущество путем так называемой амортизации находящихся в абсолютно исправном состоянии станков и приспособлений. Получается, что на бумаге они вообще не имеют стоимости, а если, к примеру, их неофициально сдать в металлолом, то можно получить вполне приличную неучтенку...

Банкротство предприятия еще иногда лукаво называют процедурой его «финансового оздоровления». Возможно, где-то когда-то так оно и бывает. Но только не на кусинском гранильном производстве. Скандальная история, сопровождающаяся судебными тяжбами, возбуждением уголовных дел и «звездным составом» участников бриллиантового представления гарантированно блокирует любую возможность появления сколько-нибудь думающих о своем будущем инвесторов и покупателей. Проще им где-нибудь в другой области создать абсолютно новое гранильное производство с чистой деловой репутацией, чем рисковать, засовывая свою голову в абсолютно мутную историю, где необычайно тесно переплелись государственные интересы генералов и полковников ФСБ и МВД, вип-персон федерального уровня и скользких марионеток из гибралтарских офшоров. Судя по всему, о производстве бриллиантов на Южном Урале нам следует забыть навсегда.