Поиск

Административные шахматы против казачьих шашек

24.03.2010 00:00
Автор: Владимир Байков
История российского казачества увлекательна и драматична. В XVIII веке растущая Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло вразрез с их вольным образом жизни и привело к множеству казачьих восстаний, самыми крупными и кровавыми из которых были выступления Разина, Булавина и Пугачёва.
Административные шахматы против казачьих шашек*

Жизнь и душу – казачьему народу! Честь и родину – никому.
Казачья клятва

История российского казачества увлекательна и драматична. В XVIII веке растущая Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло вразрез с их вольным образом жизни и привело к множеству казачьих восстаний, самыми крупными и кровавыми из которых были выступления Разина, Булавина и Пугачёва.

Это вызвало и первые крупные карательные меры со стороны российских властей. В крайних случаях целые казачьи войска могли быть расформированы в один день, как это случилось с Запорожским войском в 1775 году. Как известно, после революции 1917 года вольнолюбивые казаки подверглись жесточайшим массовым репрессиям. Произошло это потому, что большинство казаков выступило против советской власти.

И только в начале девяностых годов президентским указом жертвы этого террора были реабилитированы. Именно тогда по всей стране стали образовываться казачьи общественные организации. В то время в Челябинском окружном казачьем обществе насчитывалось больше десяти тысяч человек. Наблюдался максимальный подъём казачьего движения. Было зарегистрировано 360 казачьих обществ, станиц и хуторов. Именно здесь, в Челябинской области, сформировалось одно из самых крупных и мобильных казачьих общественных объединений страны. На базе его в 1996 году была создана первая в постсоветской России реестровая казачья структура – Челябинское окружное казачье общество (ЧОКО), зарегистрированное Миннацем России под номером 2 и объединявшее в своем составе около 20 тысяч казаков, принявших обязательства по несению 11 видов государственной и иной службы. На основании документов, разработанных в Челябинской области, формировались и проходили государственную регистрацию все остальные реестровые казачьи формирования России.

Удивительно, но имело место полное взаимопонимание казачества с администрацией области и ее губернатором Вадимом Соловьевым, по инициативе которого и было создано и работало на профессиональной основе первое в России управление по делам казачества Челябинской области. Реальной была и перспектива создания первого в России реестрового Оренбургского казачьего войска.

       Однако после смены власти в области в декабре 1996 года основу команды нового губернатора составили представители прокоммунистической организации «За возрождение Урала». И все наработки по возрождению казачества и организации его государственной службы были утрачены. Управление по делам казачества, а соответственно, профессиональный подход к делу были ликвидированы. Казаков пытались втянуть в политические игры на стороне коммунистов и их представителей, а в случае отказа подвергали гонениям. Так, за отказ атамана ЧОКО Михаила Лонщакова снять свою кандидатуру в пользу мэра города Миасса Владимира Григориади (отбывающего сегодня срок наказания за взятку) на выборах в Государственную Думу РФ ему и ЧОКО была объявлена «холодная война».

А после того, как на очередных выборах президента Российской Федерации Михаил Лонщаков с казаками ЧОКО категорически отказались от требования представителей администрации голосовать за лидера коммунистов Геннадия Зюганова и поддержали кандидатуру Владимира Путина, челябинские казаки оказались вообще «вне закона». Попытка ликвидировать ЧОКО не увенчалась успехом - казаки в суде отстояли свои законные права, после чего по инициативе областной власти была создана параллельная ЧОКО структура и в одностороннем порядке правительство области прекратило всякие отношения с ЧОКО. Как грибы после дождя плодились ряженые псевдоатаманы. А Геннадий Зюганов и после этого неоднократно называл Петра Сумина одним из лучших региональных лидеров России.

Напомним, что в начале 90-х Петр Сумин был доверенным лицом Геннадия Зюганова, а Вадим Соловьев проявил себя последовательным демократом, сторонником Бориса Ельцина и Егора Гайдара. При этом, что любопытно, генезис у Соловьева с Суминым был примерно одинаковый. В 1988 - 1989 годах Соловьев был первым секретарем Челябинского горкома КПСС, а Сумин – вторым секретарем обкома партии.

Так, из-за разногласий в политических симпатиях двух челябинских постсоветских губернаторов пострадало в целом все южноуральское казачество. Процесс его возрождения был заморожен на долгие годы. Становление казачества как самостоятельного этноса в лучших традициях межвременья все эти годы происходило в маленьком заброшенном домишке по адресу: Челябинск, улица Свободы, 65, в ставке опального казачьего атамана Михаила Лонщакова. Правда, 12 октября 2000 года на внеочередном большом казачьем круге под Чебаркулем уральские казаки в очередной раз подтвердили его полномочия. Казачьи делегаты, обсудив ситуацию с казачеством в Челябинской области и в целом по России, выразили полную поддержку президенту Владимиру Путину и пропрезидентскому движению «Единство», продемонстрировав тем самым свое стремление к укреплению единой государственной власти.

Сегодня в некоторых казачьих регионах казаки имеют уже даже свою параллельную администрацию и являются обязательными участниками всех политических процессов. В рамках государственного проекта по возрождению казачества при президенте страны действует совет войсковых атаманов. В администрациях многих субъектов Федерации также созданы комитеты по делам казачества, профессионально работающие с казачьими общественными структурами. И только в Челябинской области государственный проект по созданию казачьего реестра оказался заволокиченным. С формулировкой «В связи с отсутствием в областных органах власти комитета по делам казачества заниматься этим вопросом должны были федеральные органы власти…» 16 марта этого года сотрудники отдела по работе с общественными организациями правительства Челябинской области должны были доложить Валентину Буравлеву о количестве казачьих обществ, прошедших перерегистрацию. Но заместитель губернатора, курирующий данное направление, не стал дожидаться доклада и принял поспешное решение, подав Петру Сумину заявление об увольнении по собственному желанию.


СПРАВКА:
«Реестровое казачество
— часть украинских казаков, принятых на постоянную воинскую службу в Речи Посполитой. Казаков записывали в специальные списки-реестры, которые были основой для определения их обязанностей и привилегий. Проект создания реестрового казачества был выдвинут в 1524 году, при правлении великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I, который впервые поручил организовать казаков на государственную службу. Но из-за недостатка финансовых средств проект не состоялся. Реализован он был лишь королём Сигизмундом II Августом, подписавшим 2 июня 1572 года соответствующий универсал. После заключения Переяславского договора реестровцы перешли в подчинение российского царя. В русском царстве для днепровских казаков также велся реестр в Малороссийском приказе. Запорожское войско низовое (сечь) ни в польский, ни в русский реестр не входили».