Б. Дубровский: "В Челябинской области сформирован единый план областных мероприятий по решению экологических проблем" (Копейский рабочий)
Никас Сафронов: "Я бы хотел быть похожим на Дубровского" (Гранада ТВ)
Общество
На уборку Челябинска днем выведут 91 единицу спецтехники в сопровождении ГИБДД На уборку Челябинска днем выведут 91 единицу спецтехники в сопровождении ГИБДД
В Челябинске продолжается ликвидация последствий обильных снегопадов. Сегодня днем убирать городские дороги будут семь колонн спецтехники в сопровождении машин ГИБДД. Об этом сегодня, 27 февраля, рассказал заместитель директора компании «Южуралмост» Евгений Луганский, передает корреспондент «ЧелябинскСегодня».
Журналисты и артисты Челябинска устроили пейнтбольную перестрелку Журналисты и артисты Челябинска устроили пейнтбольную перестрелку
В Челябинске прошел турнир по пейнтболу между командами СМИ Челябинска и артистами Камерного театра. Мероприятие приурочили ко Дню защитников Отечества. Об этом сообщает газета «Вечерний Челябинск».
Школьница из Челябинска получила знак «Горячее сердце» за спасение брата Школьница из Челябинска получила знак «Горячее сердце» за спасение брата
Ученица школы №41 Челябинска Оксана Юлдашева была награждена знаком «Горячее сердце». Школьница также вошла в проект «Челябинск – город настоящих людей», который проходит под патронажем местных властей.
Укрепление российско-таджикского сотрудничества южноуральцы обсудили в Душанбе Укрепление российско-таджикского сотрудничества южноуральцы обсудили в Душанбе
В Душанбе прошел международный круглый стол «Межкультурная коммуникация: язык, история и литература России и Таджикистана». Организаторами встречи стали Таджикский технический университет им. М. Осими, Южно-Уральский госуниверситет и фонд социально-экономического развития «Евразийское содружество».

Эволюция мышления и модернизация общества

10:17
17 Февраля 2011 г.
Состояние нашего общества сегодня во многом связано со степенью разумности представлений, на которые опирается руководство нашей страны, а острота противоречий, связанных с имущественным расслоением, преступностью и коррупцией, моральной и интеллектуальной деградацией общества, в полной мере связаны с их неадекватностью. Именно об этом сегодня решили поговорить наш корреспондент Владимир Куликов и челябинский писатель Марат Шагиахметов.
Эволюция мышления и модернизация общества

Состояние нашего общества сегодня во многом связано со степенью разумности представлений, на которые опирается руководство нашей страны, а острота противоречий, связанных с имущественным расслоением, преступностью и коррупцией, моральной и интеллектуальной деградацией общества, в полной мере связаны с их неадекватностью. Именно об этом сегодня решили поговорить наш корреспондент Владимир Куликов и челябинский писатель Марат Шагиахметов.

М.Ш.: В том, что наше общество в ускоренном темпе проходит путь развития западного общества, есть своя закономерность, обусловленная смешанным и противоречивым характером господствующей системы представлений. Представления материализма и идеализма уже утратили для нас характер абсолютной истины, и связанный с ними линейно-иерархический уровень мышления все более проявляет свою неадекватность реальности, а системное мышление еще не имеет опоры в разработанной системе представлений. Смысл этого переходного этапа развития – в осмыслении нашего социалистического прошлого и опыта западного общества в единстве как основы выработки адекватного системного мировоззрения, распространение которого в качестве основы общественной практики и будет являться качественной ступенью развития нашего народа.

В.К.: Сегодня много говорят о модернизации всех сторон нашей жизни. Для современной российской государственности, пожалуй, именно разнообразие является главным источником непрерывной модернизации всей государственной системы. Единообразие, единомыслие - это альфа и омега любой тоталитарной системы, которая умирает, едва в обществе открыто проявляется разноголосица мнений. Такой финал предрекал, кстати, еще главный идеолог КПСС Суслов, когда в 1968 году на заседании Политбюро спросил: «Если мы примем закон о печати, то кто будет вводить танки к нам?»

М.Ш.: На мой взгляд, характерной чертой данного этапа развития нашего общества является скорее изменение характера мышления, которое, преодолевая линейный характер, ориентированный на истину, становится все более системным, ориентированным на адекватность. С этим коренным изменением характера мышления связаны основные перемены, происходящие в нашем обществе последние 20 – 30 лет. Как ни странно, господство материалистической идеологии в советском обществе привело к идеализму на практике. Стремление к материальным благам считалось пороком и даже преследовалось, добродетелью считалось бескорыстное служение народу, стране, идее коммунизма. У нас было «духовное» общество, ориентированное на духовную ценность – идею коммунизма, мы были идеалистами, но опиравшимися на материалистическую идеологию. Благодаря такому «идеалистическому» характеру общественной практики наше общество быстро развивалось в эпоху социализма, подавляя утилитарный индивидуализм и мистицизм религиозности, стимулируя развитие рационального разума. Но ускоренное развитие закономерно привело к кризису рациональных духовных ценностей, утратив которые мы вновь скатились к господству вульгарно-материалистических интересов утилитарного индивидуализма.

В.К.: Президент Медведев все последние годы неизменно выделяет как первоочередную необходимость для страны борьбу с коррупцией. Именно тоталитарная система оставила нам в наследство не только коррупцию, но и в комплексе безразличие общества к самой коррупции. Вспомним трагедию в станице Кущевской. Народ безмолвствовал, а власть сливалась с криминалитетом. Другой пример - массовые беспорядки на Манежной площади. Сюда тоже, вне всякого сомнения, ведут следы коррупции. Челябинскую область уже три года лихорадит абсолютно коррупционная составляющая «дела «Продкорпорации». Взрыв в Домодедово тоже следствие системного сбоя в обществе… Члены Совета по развитию гражданского общества и правам человека уверены, что даже на вполне мирном кабинетном уровне возможности государства по борьбе с коррупцией далеко не полностью использованы. Об этом свидетельствует, по их мнению, тот факт, что в законодательство по-прежнему проникают коррупциогенные нормы, даже несмотря на обязательную антикоррупционную экспертизу всех законопроектов.

Не меньшее беспокойство у думающих людей вызывают так называемые громкие дела, в том числе о нападениях на правозащитников и журналистов. По утверждению Михаила Федотова, «эти дела, как правило, топчутся на месте в ожидании, когда о них просто забудут».

М.Ш.: Что любопытно, мы в свое время абсолютизировали как непреложную истину марксизм-ленинизм, идею коммунизма, создавая, по сути, примерно ту же иерархию объективной истины над реальностью. Отличие было в том, что эта истина была более рациональной, максимально приближенной к реальности, направленной на разрешение острейших социальных проблем, - материалистическая иерархия все-таки отличается большим единством. Единство иерархии объективной истины над реальностью было философским обоснованием усиления роли государства по ограничению индивидуализма.

В.К.: И все-таки, не избавившись до конца от стереотипов тоталитарного мышления, имея в голове представления типа «нет человека - нет проблемы», «кто не с нами, тот против нас» и тому подобное, сегодня просто невозможно заниматься модернизацией страны. В рамках бурно обсуждаемых судебной и полицейской реформ явно ключевым является вопрос модернизации многих институтов и практически всех неформальных практик гражданского общества. Надо прямо признать, что без независимого суда, как и без свободных СМИ, без реальной политической конкуренции невозможно будет провести модернизацию России. Естественные для тоталитарного режима представления о человеке как средстве достижения результатов совершенно неприемлемы для целей модернизации. И это должны понимать и власти, и народ.

М.Ш.: На мой взгляд, плюрализм мнений все-таки не является полноценной заменой мировоззрения, он необходим на стадии обсуждения проблем, но если он не подчинен задаче выработки единого понимания, то становится основой бессистемности и неадекватности. Руководствуясь плюрализмом, невозможно выстроить последовательную политику в интересах общества, она неизбежно становится отражением групповых и личных интересов. Бесспорно, сегодня мышление нашего народа стало более системным, но оно еще не закреплено в разработанной системе представлений, системное мировоззрение лишь пробивает себе дорогу, а господствующие представления навязывают линейный характер мышления, характерный фрагментарностью и противопоставлением. Соответственно, противоречиво и непоследовательно развивается и общественная практика, что, собственно и тормозит сегодня развитие нашего общества. Согласитесь, что отказ от мировоззрения – это тоже мировоззрение, но полный отказ от него равносилен отказу от разума. Парадокс настоящего этапа состоит в том, что, отказавшись от материализма, ввиду его несовершенства, мы оказались без рационального мировоззрения вообще и зачастую руководствуемся сегодня представлениями еще более неадекватными.

В.К.: Главное, наверное, понимать, что все-таки мы страна не Ленина и Сталина, а Суворова и Жукова, а главное - Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Пастернака, Чайковского, Александра II, Столыпина, Королева, Сахарова, Солженицына. Мы - великая страна, и нам есть чем гордиться. Нужно восстанавливать истинную российскую идентичность, самоуважение, без которых невозможно движение вперед.

М.Ш.: Идеологией реформ, которые проводились в нашем обществе в начале 90-х годов, была абсолютизация прав человека и либеральных принципов «свободного рынка». И вполне закономерно, что усиление утилитарного индивидуализма повлекло за собой нарастание противоречий и нестабильности в обществе. Значительная часть российского общества к этому времени в своем развитии уже перешагнула этап узости сознания утилитарного индивидуализма. Парадокс состоит в том, что эта узость сознания, связанное с ним отсутствие рационального мировоззрения как основы развития общества стало мировоззрением общества на этапе реформ. За эту неадекватность разума, который попытался неразумность возвести в принцип, общество расплатилось резким социальным расслоением, возникшей пропастью между богатством и бедностью, ростом преступности, наркомании и проституции, интеллектуальной деградацией.

В 90-е годы те, кому удавалось урвать жирный кусок, при этом строили храмы или жертвовали на них значительные суммы. В этом проявляется конструкция мышления, в которой трансцендентальная религиозность оторвана от реальности, не вмешиваясь в практическую деятельность, она дает лишь успокоение и отпущение грехов. Нас порой удивляет «двойная мораль» наших западных «партнеров», которые, прикрываясь словами о демократии и свободе, преследуют свои явно корыстные цели. В этом проявляется та же дуалистическая конструкция мышления, в которой мораль становится показной и декларативной.

В.К.: Считается, что мы живем в сложную эпоху слома потребительской цивилизации, что проходит время так называемых толпарей, недолюдков и псевдоэлит. Раздаются голоса, что само государство как институт постепенно уходит с исторической сцены. Все это действительно невозможно без кардинальной перестройки мышления.

М.Ш.: Качественное изменение мышления нашего общества сегодня проявляется в отказе от противопоставления одной части реальности другой как истинного и ложного. Мы перестали относиться к идее коммунизма как абсолютной истине, но и западную демократию не считаем обязательным образцом. При проведении реформ мы ориентируемся на опыт западного общества, но и не отказываемся от своего социалистического прошлого. Мы примирились с имущественным неравенством, но не хотим, чтобы оно обернулось эксплуатацией человека и природы. У нас не прижилась абсолютизация прав человека, которые в нашем сознании неразрывно связаны с обязанностями. Мы уже не делим наших предков на «красных» и «белых», выделяя тех, кто честно служил стране и народу. Мы совмещаем в наших представлениях то, что раньше казалось антагонистическими противоположностями.

Проявлением линейного мышления стал выбор, сделанный руководством страны при проведении реформ в начале 90-х годов. От абсолютизации плановой государственной экономики мы перешли к абсолютизации либеральных принципов свободного рынка. От иерархии коллектива над индивидуальностью перешли к обратной, предоставив полную свободу разнузданному индивидуализму. Мы окунулись в 90-х годах в период «дикого капитализма» со всеми противоречиями, порождаемыми господством утилитарного индивидуализма.

В.К.: Несложно заметить, что чем более развита система, тем болезненнее переход на более высокий уровень. Бесспорно, мы живем в самую развитую эпоху. И изменения мышления сегодня приобретают поистине революционный характер. Россия медленно, но верно вкатывается в новую историческую эпоху. Но, говорят, для того, чтобы увидеть будущее, нужно просто выйти за привычные шаблоны…

М.Ш.: То, что в последнее десятилетие был наведен элементарный порядок, приостановлен рост преступности, снята острота социальных противоречий, созданы механизмы регулирования рынка, свидетельствует о преодолении этапа «дикого капитализма». Эти процессы стали результатом усиления роли государства, выполняющего общественную функцию ограничения индивидуализма в интересах общества. Политика под давлением реальной жизни стала более адекватной.

Ускоренное прохождение данного этапа, который в западном обществе длился 150 – 200 лет, стало возможным благодаря двум факторам: наличию опыта западного общества и системного мышления российского общества. Однако на этом опыт западного общества, в котором господствующей является идеалистическая идеология, себя исчерпал. Более высокий уровень мышления российского общества, отказавшегося от противопоставления и отрицания линейно-иерархического мышления, создает условия для дальнейшего развития.

Что любопытно, по итогам опроса, проведенного ВЦИОМ в начале 2010 года, 72 процента опрошенных россиян считают, что порядок в стране важнее демократии. В этом некоторые склонны видеть отсталость нашего народа, между тем в этом явно проявляется более высокий уровень мышления, который видит неадекватность государственной политики состоянию общества. Господство утилитарного индивидуализма требует усиления общественной функции государства, направленной на его ограничение. Однако это требование входит в противоречие с абсолютизацией демократии и свободы, прав личности, с идеалистической иерархией индивидуальности над коллективом, личности над обществом.

В полном соответствии с идеалистической идеологией, которая в реальности приводит к господству вульгарно-материалистических утилитарных интересов, наше понимание развития все еще сводится к росту экономики, приросту валового продукта, к росту стандартов потребления. Такой фрагментарный, неадекватный подход к пониманию развития на практике приводит к деградации как отдельного индивида, так и общества. Но даже по этим показателям с большим отрывом от нас уже длительное время лидирует коммунистический Китай, однако его опыт нас и наше руководство совершенно не интересует. В этом также проявляется недальновидность и иррациональность подхода. Похоже, что гедонистический образ жизни западного общества, который многие европейские страны сегодня поставил на грань банкротства, нас больше привлекает, чем аскетическое трудолюбие китайцев.



Разместить рекламу и объявление в газетах Челябинскa

Комментарии

Оставить комментарий
CAPTCHA