Поиск

Эволюция мышления и модернизация общества

17.02.2011 10:17
Автор: Служба информации
Состояние нашего общества сегодня во многом связано со степенью разумности представлений, на которые опирается руководство нашей страны, а острота противоречий, связанных с имущественным расслоением, преступностью и коррупцией, моральной и интеллектуальной деградацией общества, в полной мере связаны с их неадекватностью. Именно об этом сегодня решили поговорить наш корреспондент Владимир Куликов и челябинский писатель Марат Шагиахметов.
Эволюция мышления и модернизация общества*
не наше

Состояние нашего общества сегодня во многом связано со степенью разумности представлений, на которые опирается руководство нашей страны, а острота противоречий, связанных с имущественным расслоением, преступностью и коррупцией, моральной и интеллектуальной деградацией общества, в полной мере связаны с их неадекватностью. Именно об этом сегодня решили поговорить наш корреспондент Владимир Куликов и челябинский писатель Марат Шагиахметов.

М.Ш.: В том, что наше общество в ускоренном темпе проходит путь развития западного общества, есть своя закономерность, обусловленная смешанным и противоречивым характером господствующей системы представлений. Представления материализма и идеализма уже утратили для нас характер абсолютной истины, и связанный с ними линейно-иерархический уровень мышления все более проявляет свою неадекватность реальности, а системное мышление еще не имеет опоры в разработанной системе представлений. Смысл этого переходного этапа развития – в осмыслении нашего социалистического прошлого и опыта западного общества в единстве как основы выработки адекватного системного мировоззрения, распространение которого в качестве основы общественной практики и будет являться качественной ступенью развития нашего народа.

В.К.: Сегодня много говорят о модернизации всех сторон нашей жизни. Для современной российской государственности, пожалуй, именно разнообразие является главным источником непрерывной модернизации всей государственной системы. Единообразие, единомыслие - это альфа и омега любой тоталитарной системы, которая умирает, едва в обществе открыто проявляется разноголосица мнений. Такой финал предрекал, кстати, еще главный идеолог КПСС Суслов, когда в 1968 году на заседании Политбюро спросил: «Если мы примем закон о печати, то кто будет вводить танки к нам?»

М.Ш.: На мой взгляд, характерной чертой данного этапа развития нашего общества является скорее изменение характера мышления, которое, преодолевая линейный характер, ориентированный на истину, становится все более системным, ориентированным на адекватность. С этим коренным изменением характера мышления связаны основные перемены, происходящие в нашем обществе последние 20 – 30 лет. Как ни странно, господство материалистической идеологии в советском обществе привело к идеализму на практике. Стремление к материальным благам считалось пороком и даже преследовалось, добродетелью считалось бескорыстное служение народу, стране, идее коммунизма. У нас было «духовное» общество, ориентированное на духовную ценность – идею коммунизма, мы были идеалистами, но опиравшимися на материалистическую идеологию. Благодаря такому «идеалистическому» характеру общественной практики наше общество быстро развивалось в эпоху социализма, подавляя утилитарный индивидуализм и мистицизм религиозности, стимулируя развитие рационального разума. Но ускоренное развитие закономерно привело к кризису рациональных духовных ценностей, утратив которые мы вновь скатились к господству вульгарно-материалистических интересов утилитарного индивидуализма.

В.К.: Президент Медведев все последние годы неизменно выделяет как первоочередную необходимость для страны борьбу с коррупцией. Именно тоталитарная система оставила нам в наследство не только коррупцию, но и в комплексе безразличие общества к самой коррупции. Вспомним трагедию в станице Кущевской. Народ безмолвствовал, а власть сливалась с криминалитетом. Другой пример - массовые беспорядки на Манежной площади. Сюда тоже, вне всякого сомнения, ведут следы коррупции. Челябинскую область уже три года лихорадит абсолютно коррупционная составляющая «дела «Продкорпорации». Взрыв в Домодедово тоже следствие системного сбоя в обществе… Члены Совета по развитию гражданского общества и правам человека уверены, что даже на вполне мирном кабинетном уровне возможности государства по борьбе с коррупцией далеко не полностью использованы. Об этом свидетельствует, по их мнению, тот факт, что в законодательство по-прежнему проникают коррупциогенные нормы, даже несмотря на обязательную антикоррупционную экспертизу всех законопроектов.

Не меньшее беспокойство у думающих людей вызывают так называемые громкие дела, в том числе о нападениях на правозащитников и журналистов. По утверждению Михаила Федотова, «эти дела, как правило, топчутся на месте в ожидании, когда о них просто забудут».

М.Ш.: Что любопытно, мы в свое время абсолютизировали как непреложную истину марксизм-ленинизм, идею коммунизма, создавая, по сути, примерно ту же иерархию объективной истины над реальностью. Отличие было в том, что эта истина была более рациональной, максимально приближенной к реальности, направленной на разрешение острейших социальных проблем, - материалистическая иерархия все-таки отличается большим единством. Единство иерархии объективной истины над реальностью было философским обоснованием усиления роли государства по ограничению индивидуализма.

В.К.: И все-таки, не избавившись до конца от стереотипов тоталитарного мышления, имея в голове представления типа «нет человека - нет проблемы», «кто не с нами, тот против нас» и тому подобное, сегодня просто невозможно заниматься модернизацией страны. В рамках бурно обсуждаемых судебной и полицейской реформ явно ключевым является вопрос модернизации многих институтов и практически всех неформальных практик гражданского общества. Надо прямо признать, что без независимого суда, как и без свободных СМИ, без реальной политической конкуренции невозможно будет провести модернизацию России. Естественные для тоталитарного режима представления о человеке как средстве достижения результатов совершенно неприемлемы для целей модернизации. И это должны понимать и власти, и народ.

М.Ш.: На мой взгляд, плюрализм мнений все-таки не является полноценной заменой мировоззрения, он необходим на стадии обсуждения проблем, но если он не подчинен задаче выработки единого понимания, то становится основой бессистемности и неадекватности. Руководствуясь плюрализмом, невозможно выстроить последовательную политику в интересах общества, она неизбежно становится отражением групповых и личных интересов. Бесспорно, сегодня мышление нашего народа стало более системным, но оно еще не закреплено в разработанной системе представлений, системное мировоззрение лишь пробивает себе дорогу, а господствующие представления навязывают линейный характер мышления, характерный фрагментарностью и противопоставлением. Соответственно, противоречиво и непоследовательно развивается и общественная практика, что, собственно и тормозит сегодня развитие нашего общества. Согласитесь, что отказ от мировоззрения – это тоже мировоззрение, но полный отказ от него равносилен отказу от разума. Парадокс настоящего этапа состоит в том, что, отказавшись от материализма, ввиду его несовершенства, мы оказались без рационального мировоззрения вообще и зачастую руководствуемся сегодня представлениями еще более неадекватными.

В.К.: Главное, наверное, понимать, что все-таки мы страна не Ленина и Сталина, а Суворова и Жукова, а главное - Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Пастернака, Чайковского, Александра II, Столыпина, Королева, Сахарова, Солженицына. Мы - великая страна, и нам есть чем гордиться. Нужно восстанавливать истинную российскую идентичность, самоуважение, без которых невозможно движение вперед.

М.Ш.: Идеологией реформ, которые проводились в нашем обществе в начале 90-х годов, была абсолютизация прав человека и либеральных принципов «свободного рынка». И вполне закономерно, что усиление утилитарного индивидуализма повлекло за собой нарастание противоречий и нестабильности в обществе. Значительная часть российского общества к этому времени в своем развитии уже перешагнула этап узости сознания утилитарного индивидуализма. Парадокс состоит в том, что эта узость сознания, связанное с ним отсутствие рационального мировоззрения как основы развития общества стало мировоззрением общества на этапе реформ. За эту неадекватность разума, который попытался неразумность возвести в принцип, общество расплатилось резким социальным расслоением, возникшей пропастью между богатством и бедностью, ростом преступности, наркомании и проституции, интеллектуальной деградацией.

В 90-е годы те, кому удавалось урвать жирный кусок, при этом строили храмы или жертвовали на них значительные суммы. В этом проявляется конструкция мышления, в которой трансцендентальная религиозность оторвана от реальности, не вмешиваясь в практическую деятельность, она дает лишь успокоение и отпущение грехов. Нас порой удивляет «двойная мораль» наших западных «партнеров», которые, прикрываясь словами о демократии и свободе, преследуют свои явно корыстные цели. В этом проявляется та же дуалистическая конструкция мышления, в которой мораль становится показной и декларативной.

В.К.: Считается, что мы живем в сложную эпоху слома потребительской цивилизации, что проходит время так называемых толпарей, недолюдков и псевдоэлит. Раздаются голоса, что само государство как институт постепенно уходит с исторической сцены. Все это действительно невозможно без кардинальной перестройки мышления.

М.Ш.: Качественное изменение мышления нашего общества сегодня проявляется в отказе от противопоставления одной части реальности другой как истинного и ложного. Мы перестали относиться к идее коммунизма как абсолютной истине, но и западную демократию не считаем обязательным образцом. При проведении реформ мы ориентируемся на опыт западного общества, но и не отказываемся от своего социалистического прошлого. Мы примирились с имущественным неравенством, но не хотим, чтобы оно обернулось эксплуатацией человека и природы. У нас не прижилась абсолютизация прав человека, которые в нашем сознании неразрывно связаны с обязанностями. Мы уже не делим наших предков на «красных» и «белых», выделяя тех, кто честно служил стране и народу. Мы совмещаем в наших представлениях то, что раньше казалось антагонистическими противоположностями.

Проявлением линейного мышления стал выбор, сделанный руководством страны при проведении реформ в начале 90-х годов. От абсолютизации плановой государственной экономики мы перешли к абсолютизации либеральных принципов свободного рынка. От иерархии коллектива над индивидуальностью перешли к обратной, предоставив полную свободу разнузданному индивидуализму. Мы окунулись в 90-х годах в период «дикого капитализма» со всеми противоречиями, порождаемыми господством утилитарного индивидуализма.

В.К.: Несложно заметить, что чем более развита система, тем болезненнее переход на более высокий уровень. Бесспорно, мы живем в самую развитую эпоху. И изменения мышления сегодня приобретают поистине революционный характер. Россия медленно, но верно вкатывается в новую историческую эпоху. Но, говорят, для того, чтобы увидеть будущее, нужно просто выйти за привычные шаблоны…

М.Ш.: То, что в последнее десятилетие был наведен элементарный порядок, приостановлен рост преступности, снята острота социальных противоречий, созданы механизмы регулирования рынка, свидетельствует о преодолении этапа «дикого капитализма». Эти процессы стали результатом усиления роли государства, выполняющего общественную функцию ограничения индивидуализма в интересах общества. Политика под давлением реальной жизни стала более адекватной.

Ускоренное прохождение данного этапа, который в западном обществе длился 150 – 200 лет, стало возможным благодаря двум факторам: наличию опыта западного общества и системного мышления российского общества. Однако на этом опыт западного общества, в котором господствующей является идеалистическая идеология, себя исчерпал. Более высокий уровень мышления российского общества, отказавшегося от противопоставления и отрицания линейно-иерархического мышления, создает условия для дальнейшего развития.

Что любопытно, по итогам опроса, проведенного ВЦИОМ в начале 2010 года, 72 процента опрошенных россиян считают, что порядок в стране важнее демократии. В этом некоторые склонны видеть отсталость нашего народа, между тем в этом явно проявляется более высокий уровень мышления, который видит неадекватность государственной политики состоянию общества. Господство утилитарного индивидуализма требует усиления общественной функции государства, направленной на его ограничение. Однако это требование входит в противоречие с абсолютизацией демократии и свободы, прав личности, с идеалистической иерархией индивидуальности над коллективом, личности над обществом.

В полном соответствии с идеалистической идеологией, которая в реальности приводит к господству вульгарно-материалистических утилитарных интересов, наше понимание развития все еще сводится к росту экономики, приросту валового продукта, к росту стандартов потребления. Такой фрагментарный, неадекватный подход к пониманию развития на практике приводит к деградации как отдельного индивида, так и общества. Но даже по этим показателям с большим отрывом от нас уже длительное время лидирует коммунистический Китай, однако его опыт нас и наше руководство совершенно не интересует. В этом также проявляется недальновидность и иррациональность подхода. Похоже, что гедонистический образ жизни западного общества, который многие европейские страны сегодня поставил на грань банкротства, нас больше привлекает, чем аскетическое трудолюбие китайцев.