Поиск

О стратегиях выживания на газетном рынке

30.07.2013 14:49
Автор: Андрей ЛАВРОВ
О гибели печатной прессы не писал только ленивый. И это правда. Читатель, а вслед за ним и рекламные бюджеты уходят в интернет, полосность и периодичность снижаются, зарплаты журналистов тож.
О стратегиях выживания на газетном рынке*

О гибели печатной прессы не писал только ленивый. И это правда. Читатель, а вслед за ним и рекламные бюджеты уходят в интернет, полосность и периодичность снижаются, зарплаты журналистов тож. 

Редактора что побашковитей и порасторопней срочно ищут новые форматы, причем давно и не переставая. Те что потупее или просто слишком «из прошлого времени» при всем моем уважении к их былым заслугам, либо сидят на жопе ровно и выпрашивают (зачастую посредством шантажа) субсидии у власти, либо безнадежно опаздывают.

По сути, из ситуации есть два основных выхода. Либо переместить центр тяжести в интернет, превратив печатную версию в имиджевое приложение, либо менять сам концепт издания, прежде всего базовые принципы отбора целевых аудиторий и работы с ними. В этом смысле небезынтересно сравнить два местных издания областного уровня «Челябинский рабочий» и «Южноуральскую панораму». Первое, вероятно, выбрало первый путь, а второе второй.

Медиазавод (сайт «Челябки»), по мне, уже сейчас значительно влиятельней, чем его печатный прародитель. Пожалуй, из чисто челябинских газет у них самый интересный и популярный портал. А вот общий концепт издания не менялся лет десять. Это явно понимают и в редакции. Последнее время на лицо попытки, что- то изменить. Но со стороны это пока выглядит как бессистемные метания. При блестящем творческом потенциале, сильных традициях, явно недостаточное внимание к сугубо экономической маркетинговой стратегии. Например, давно назревший переход с ежедневки на трехразовый выход совершили только сейчас.

«Южноуральская панорама» пошла другим путем. Их электронная версия не выдерживает никакого сравнения с Медиазаводом. Это наверное их главный минус. Зато о маркетинге, экономике и изменении концепта они задумались гораздо раньше. От ежедневки отказались пару лет назад. Говорят, что зарплата журналистов за это время выросла раза в два в гонорарной ее части. И не надо говорить про госконтракт, он то как раз остался таким же как и был. И что приятно ищут новые пути, экспериментируют.

Первое что бросается в глаза глядя на последние номера – крайне удивительный для официального органа власти плюрализм мнений. Редакция явно пытается привлечь максимальное количество авторитетных экспертов с различными токами зрения от чиновников, до сторонников оппозиции, и организовать на своих страницах цивилизованную дискуссию. Во многом это конечно связанно с изменениями в высших эшелонах областной администрации. Новая команда в пику общефедеральной тенденции закручивания гаек достаточно либеральна и ориентирована на более мягкие формы и методы управления общественным мнением и СМИ. Во всяком случае по сравнению с предыдущим триумвиратом.

Основная новация - попытка превратить ЮП в зонтичный бренд. По количеству еженедельных выпусков забить под одну крышу три разных издания со своей целевой аудиторией. Причем это явно не заказ учредителей, а поиски самой редакции стремящейся к относительной финансовой независимости. Вторничный номер этакий южноуральский Коммерсант. Экономика, аналитика рынки и т. д. Аудитория – бизнесмены. Благо с выходом на нее у них проблем нет. Надо отметить, что газеты для деловых людей у нас до этого просто не было. Точнее была (к примеру, «Деловой Урал), но почили. Четверг предваряет пятницу. Так что развлекалка, социалка, культурка афиша и тому подобное. Аудитория стандартна и предельно широка. Однако от скатыванья в желтизну свойственного большинству изданий с размытой целевухой вроде пока удерживаются. Субботний номер для меня (боюсь что и для редакции) загадка. Пока этакая солянка без четкаой тематической и целевой ориентации. Но думаю ненадолго. Последние номера показывают, что ищут. При чем не в теории, а как говорится, обкатывая на боевых. Уверен, к сентябрю найдут. Но сайт, сайт…

Короче говоря «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича». В реальности для выживания печатного СМИ в современных условиях необходимо сочетание усиленной ориентации на электронную версию заточенную под мобильные устройства, и творческого подхода к постоянному совершенствованию концептуальной структуры под нужды меняющегося мира. Думаю, это понимают и в редакциях. Если они сумеют научиться друг у друга, они не просто выживут, а через полгода – год у нас будет две газеты значительно лучшего качества, чем мы имеем сегодня.


Источник: http://andrey-lavrov.livejournal.com/110720.html