Три года назад Михаил Юревич вступил в должность губернатора Челябинской области. Несколько мыслей по этому поводу, объясняющих, как прочёл на днях, мою "умеренную лояльность правительству региона".
К весне 2010 года, будучи уже долго на виду в качестве бизнесмена, депутата, мэра, Юревич успел зарекомендовать себя как политик амбициозный и решительный - любое море по колено, любую стену готов прошибить. Но даже с учетом этих личных качеств, новый вызов, который он принял, оказался самым тяжелым в его карьере. Впрочем, слишком тяжелым он был бы для любого сменщика Сумина. Потому что разгребать застаревшие, глубокие проблемы, порожденные 14-летним периодом застоя – занятие неблагодарное и почти не оставляющее шансов на быстрый успех.
В наследие от предыдущего губернатора Юревич получил область с загнивающей, деградирующей экономикой. Она на протяжении длительного суминского правления неуклонно отставала в своем развитии от ведущих регионов страны, разбазаривала свой стратегический конкурентный потенциал, впадала в полную зависимость от металлургии.
Например, свердловские соседи под руководством Э.Росселя еще с середины 90-ых планомерно и последовательно занимались диверсификацией, модернизацией предприятий, создавали необходимую инфраструктуру (взять тот же аэропорт), привлекали инвесторов, в том числе организуя масштабные проекты российского и международного уровня. Челябинская область всё это время беспечно плыла на багаже завоеваний советских времен вниз по течению.
Решению этой проблемы командой нового губернатора уделялось огромное внимание. Слова «инвестиции» и «диверсификация» стали основой всех ключевых посылов Юревича. Регион три года назад озаботился, наконец, разработкой и системной реализацией инвестиционной стратегии. Говорил ранее и повторю сейчас: то, что двигаться стали в правильном направлении – уже в любом случае плюс.
Другое дело, насколько успешно двигаемся. Это пока понять сложно, даже, наверное, невозможно. Экономические процессы имеют большой инерционный период. Нельзя вчера щёлкнуть пальцами и уже завтра уйти от моноотраслевой структуры экономики. Даже не всякую тенденцию можно за такой временной отрезок переломить.
Да и кадровая скамейка у Юречива изначально была очень короткая. На формирование, с пробами и ошибками, экономического блока в правительстве, способного решать поставленные задачи, у губернатора уже ушло немало времени. Могли ли мы как жители области, как избиратели отвести ему на это три года? Считаю - вполне разумный срок.
Сам Юревич, конечно, уже сегодня докладывает о достижениях. Но при этом приходит к необходимости провести серьезную правительственную реформу, подразумевающую и перераспределение функций, и кадровое обновление. Новое правительство, безусловно, также должно получить определенный общественный кредит доверия, ему необходимо время на спокойную работу, по крайней мере, до весны 2015-го. Потом спрос будет строже.
Не менее сложной оказалась другая проблема. Юревич в качестве сменщика Сумина возглавил область политически деструктивную. Все основные группы влияния на тот момент отказывали назначенному губернатору и в праве на лидерство, и в праве на корректировку сложившихся ранее правил игры. Это была тихая фронда.
Как видится сейчас, спустя три года, утверждаться в своих правах команда Юревича стала привычным для нее силовым методом – «давить любую гадину», поражать несогласных огнем и мечом. Возможно, получилось бы, но в стране поменялся президент – благоволящего Медведева сменил настороженный Путин. Уточнение и осознание норм дозволенного поведения проходило губернаторской командой болезненно. Не обошлось и без воспитательных мер со стороны федерального центра. Впрочем, эти меры центру пришлось принимать и в отношении фрондеров, которые в определенный момент излишне вдохновились и перешли в неудачное контрнаступление.
Какими будут новые принципы региональной политической дипломатии ещё только предстоит понять, но к трехлетней годовщине ситуация выглядит более оптимистично, чем полгода назад – кажется новые правила игры, обеспечивающие баланс интересов разных сил, потихоньку нащупываются.
Основным раздражающим ситуацию в регионе фактором остается антикоррупционная тематика, которая в нашем случае является полноценным инструментом политической борьбы. И тут уместно будет снова вернуться к наследию Сумина. Для меня очевидно, что в 2010 году Юревичу досталась область уже коррупционно разложившаяся. За 90-00-ые годы коррупция, подобно раковой опухоли, дала метастазы по всему властному организму, уничтожив практически все здоровые клетки. И одновременно стала явлением привычным, само собой разумеющимся.
Поэтому, полагаю, изначально проблема коррупции нового губернатора вообще не беспокоила. Прагматичный взгляд на вещи подразумевал, что даже преуменьшить масштабы коррупции в рамках одного российского региона нынче ох как непросто, а вот, начав борьбу с ней, разрушить все системообразующие скрепы можно запросто.
Но сегодня, когда тема борьбы с коррупцией возглавляет и федеральную повестку дня, отмахнуться от этого вопроса уже никак не получится. Нескольких экстренно принятых мер мало - теперь Юревичу придется заняться решением проблемы всерьез. Даже если для этого потребуется доставать из шкафов скелеты, оставленные ещё его предшественниками.
Три года с наследием Сумина
Три года назад Михаил Юревич вступил в должность губернатора Челябинской области. Несколько мыслей по этому поводу, объясняющих, как прочёл на днях, мою "умеренную лояльность правительству региона".
К весне 2010 года, будучи уже долго на виду в качестве бизнесмена, депутата, мэра, Юревич успел зарекомендовать себя как политик амбициозный и решительный - любое море по колено, любую стену готов прошибить.