Поиск

Стратегия национальной безопасности принята. Что дальше?

14.09.2010 09:43
Автор: Владимир Байков
«Страна входит в критическое десятилетие» – убежден заместитель директора Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН Георгий Малинецкий. «Альтернативой ускоренному инновационному развитию страны может быть только ее распад.
Стратегия национальной безопасности принята. Что дальше?*
не наше

Не говори: «отчего эти прежние были лучше нынешних?», потому, что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

Екклесиаст 7.10

«Страна входит в критическое десятилетие» – убежден заместитель директора Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН Георгий Малинецкий. «Альтернативой ускоренному инновационному развитию страны может быть только ее распад. Если мы не переломим нынешних тенденций, по колеям коих скользит Российская Федерация, нас уже ничто не спасет. РФ не сможет быть даже сырьевым придатком развитого мира».

Такова главная мысль доклада Георгия Малинецкого. Он так и называется: «Инновация – последняя надежда России». Сделанный на семинаре Института динамического консерватизма, доклад произвел эффект разорвавшейся бомбы. Семинар проходил под заглавием: «Реальные инновации и их имитации в России». Какие же вызовы стоят перед нами, – и какие задачи придется решать нашему народу?

26 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал новую Стратегию национальной безопасности. В ней впервые появились слова о том, что государство должно обеспечить гражданам комфортное жилье, впервые появились положения о духовной и информационной безопасности страны. Грубо говоря, это – идеология газеты «Завтра», прочтенной с запозданием в пять лет. Лаг, конечно, великоват, но прогресс налицо: восторжествовала именно «завтрашняя» логика. Правда, без конкретных цифр, но не будем слишком привередливыми.

Дмитрий Медведев обозначил и новые рубежи в политике: «Главная задача государственного аппарата и элиты России – эффективное управление страной в существующих границах». Многим поставленная цель покажется скромной. Но это совершенно не так! Увы, от выполнения этой задачи зависит и ответ на вопрос: будет ли РФ существовать через десять лет? Утвердительный ответ, к сожалению, сегодня неочевиден… 

ВРЕМЯ НЕ УМНЫХ, А СИЛЬНЫХ 

Вскоре Дмитрий Медведев уже на специальном совещании, посвященном реформированию милиции, подчеркнул: « Нам нужны профессиональные сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому, на мой взгляд, пришла пора вернуть милиции её прежнее название и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией. Милиция чрезвычайный институт для нашего общества, поэтому требуются четкие законодательные рамки её деятельности. Нужно это как для общества, так и для самих органов правопорядка». И ещё президент добавил: « Если эксперимент получится успешным, а надеюсь, что так и будет, то мы сможем использовать его для обсуждения других значимых для общества и граждан законов».

В нашей стране первый закон « О милиции» был принят 18 апреля 1991 года (№ 1026-1), но с тех пор в него было внесено более 30 изменений и дополнений, которые, однако, не смогли кардинально изменить деятельность Министерства внутренних дел и его региональных управлений. Требовалась реформа всей системы. Член Совета по внешней и оборонной политике, член общественного экспертного совета Мирового банка по проблемам государственного управления и коррупции Георгий Сатаров пишет на сайте: «Работа милиции зависит не только от закона о ней, но и от работы суда, прокуратуры и т.п. Значит, реформируя милицию, надо менять работу и этих, других, сопряженных с милицией, органов власти».

Сегодня в стране 1.4 миллиона милиционеров. К концу текущего года МВД должно сократить до 140 тыс. своих сотрудников. Уволенные милиционеры хлынут в охранники, адвокатские конторы, банки и, конечно же, в криминал.

Да, офицеры с юридическим образованием могут попробовать себя в адвокатуре, считает председатель Независимого профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин. « Но таких будут единицы, ведь для того, чтобы стать адвокатом нужно быть интеллектуальным, развитым, а таких в милиции мало,»- уверен председатель профсоюза.

Психолог – криминолог Михаил Виноградов считает: « Милиция - не самый лучший контингент страны. Многие из них мало что умеют, не очень умны, не способны к обучению, привыкли к ощущению власти и просто не смогут найти себя в «обычных профессиях». И многие подадутся в криминал» (газета «Труд 3.09.10).

Английский врач Дэвид Оуэн два года назад издал книгу, посвящённую власти как источнику повышенной опасности для народа. В ней он написал, что дух всемогущества легко может взрасти вокруг любого руководителя в атмосфере почтения, создаваемой подчинёнными. Рецензия на эту книгу была опубликована в НГ (№ 128, 20.11.2009). 

ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ШАНС? 

Древнегреческое слово Хубрис, означающее гордыню в смысле надменности, тщеславия и самовозвеличивания. Хубристический герой с высоты своего положения считает всех других отсталыми идиотами.

Его некомпетентность проявляется в трех симптомах: чрезмерная самонадеятельность, нетерпимость и невнимание к деталям. Это приводит к игнорированию советов даже людей своего ближайшего окружения.

Хубрис - не фантазии, а уверенность в собственном превосходстве над другими людьми и собственной свободе от всяких правил. Это- болезнь высокой должности, заложником которой становится лидер. Лекарство от хубриса никогда не будет найдено. Все начинается с хубриса у управляющего звена, а заканчивается развалом всей системы…

«С этим сокращением в стране появятся мощные группировки, которых ещё не видела Россия и которые в основном займутся рэкетом и крышеванием» - уверен адвокат Евгений Черноусов.

Прискорбно, но милиция в рейтингах коррупции почти всегда входила в тройку лидеров по нарушениям действующего законодательства. Этому способствовали в определенной степени еще и тесные связи региональных руководителей с судьями и прокурорским сообществом.

Огромный коррупционный потенциал несет и это очевидно новация - поручительство при приеме на службу в полицию, и испытательный срок в один год. Эта норма устанавливает абсолютную зависимость новобранца от своего начальника.

Необходимость сокращения численности милиции в рамках предстоящей реформы очевидна, в стране 821 тысяча милиционеров, финансируемых из федерального бюджета, и еще 570 тысяч - из местных бюджетов. Между тем финская полиция финансируется исключительно из общегосударственного бюджета, что исключает зависимость от мэров, членов городского совета не говоря уже о партийных лидерах. Этот вариант финское правительство выбрало осознанно… 

Справедливость выше закона. 

Руководители нашей области напротив более десяти лет развивали, и совершенствовали систему финансирования правоохранительных структур и судов всех уровней. Если в 2002 году правоохранительным органам было выделено из областного бюджета 651.6 млн. руб., то в 2009 году только Главному управлению внутренних дел по Челябинской области было отпущено уже 2683.7 млн. руб.

К сожалению, в проекте закона «О полиции» в ст. 49 «Финансовое обеспечение деятельности полиции» п. 2 «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Р.Ф. расходы на реализацию…». То есть расходы на полицию вновь будут осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Федерации России, и местных бюджетов.

Но и это еще, далеко не всё. Ст. 50 «Материально-техническое обеспечение полиции» (п.4) разрешает полиции: « принимать от граждан и организаций во владение и пользование, транспортные средства и иное имущество, необходимое для выполнения возложенных на неё обязанностей…» В законе «О милиции» возможность принимать транспорт и имущество также была разрешена в ст. 36.

Ничего не изменилось под луной. По старым проторенным дорожкам вновь приглашаются все, кому дорога «независимость» российской полиции.

Наверное все таки прав был Георгий Сатаров, когда говорил, что в России реформировать нужно всю систему и других силовых органов власти…

Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 208 устанавливает: « Предусмотреть в ходе исполнения бюджета на 2010 год дополнительные бюджетные ассигнования Министерству внутренних дел на увеличение стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел и формирование специализированного жилищного фонда…» и ещё - « оптимизировать структуру и численность работников центрального аппарата МВД, предусмотрев сокращение их общей численности 19970 до 10 000 единиц». Такой вот небольшой пряничек сотрудникам милиции перед грядущим штатным сокращением…

Читая все это, невольно вспоминается Принцип канадского профессора Питера: « Чем выше поднимаешься, тем глубже увязаешь».

На предстоящую реформу Министерства внутренних дел из бюджета в 2012 и 2013 годах будет выделено в общей сложности как минимум 217 млрд. рублей, уже заявил министр финансов Алексей Кудрин. Очевидно, что переименование плохо работающего ведомства обойдется налогоплательщикам в копеечку.

Правительство РФ отказалось от реальной реформы МВД ?

Отказавшись от подлинной реформы правоохранительных органов, российские власти совершили ошибку. По мере обострения социально-экономической обстановки «обновленное» МВД покажет свою неэффективность, обусловленную старыми пороками. К такому заключению пришли специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Намеченное консервативное и экономное реформирование правоохранительной системы сохранит ее в старом виде. Кадрового и принципиального обновления не произойдет. Структура МВД останется противопоставленной обществу, но сотрудники полиции сохранят материальную близость к общественным низам. Традиция «кормления» на милицейских должностях останется и в новой полиции. Произвол и жестокость, вероятно, будут только узаконены.

Реформы органов милиции остаются одной из наиболее популярных с начала мирового кризиса тем в России. «Материальные трудности повышают восприимчивость населения к поступкам сотрудников милиции. Жестокость, противозаконные и несправедливые действия переживаются обществом гораздо острее, чем до 2008 года», - отмечает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. Власти вынуждены говорить о реформе чрезвычайно непопулярной в стране правоохранительной системы. Им приходится признавать «некоторые недостатки» и декларировать готовность их устранения. Но за фразами о потребности в общественном контроле над милицией скрываются иные намерения. Государство, вопреки словам президента о модернизации, не вошло в эпоху преобразований, а остается в глухой обороне к потребности резких перемен в стране.

Понимание реформы МВД в обществе и чиновной среде отличается. Россияне хотят видеть в обновленных правоохранительных органах защиту от преступности. Стране нужна не коррумпированная и не склонная к агрессии милиция. «Правительство нуждается в политически надежной машине. Она должна защищать не столько граждан, сколько от граждан. Отсюда и проект закона “О полиции”, где при видимости общественного контроля полиция, как отмечают многие, получает иммунитет от ответственности за пытки и иное насилие», - полагает Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. Новый закон туманно расширяет полномочия стражей порядка. Они могут проверять любые документы, проникать в жилище и по часу проверять личность. Но подобные вещи прописаны в законе не случайно.

Важнейшей чертой задуманной полицейской реформы является ее консерватизм. Она не должна изменить суть системы. Пороки ее не устраняются, а узакониваются. «Правительство упустило момент для полномасштабной перестройки МВД. Оно имело ресурсы и время, но не воспользовалось экономической стабилизацией 2009-2010 годов для создания политически более надежной полиции, профессиональной и не провоцирующей так открыто ненависть населения», - говорит Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. По его словам, выбор в пользу сохранения старой машины МВД под видом «коренной реформы» был сделан из-за страха перед новым обвалом в мировой экономике и обострением социального кризиса в России. Немалую роль сыграло исчерпание государственных резервов. Период относительной стабильности страной пройден. Сейчас социально-политическая обстановка вновь усложняется. Кризис на пороге очередного обострения.

Несмотря на коррумпированность МВД, работники милиции в ряде случаев выражали симпатии населению. В бюрократических верхах встал вопрос о низкой эффективности милиции, ее слабой надежности в критический момент экономического кризиса. Общество в свою очередь было разгневано рядом жестоких действий совершенных сотрудниками МВД.