Поиск

Смешать, но не взбалтывать

24.05.2011 16:55
Автор: Александр Подопригора, podoprigora74.livejournal.com
Законодательное собрание Челябинской области планирует принять окончательно закон о введении смешанной системы голосования на выборах органов местного самоуправления, опустив при этом планку "проходного бала" для партий с 7 до 5%. Этот шаг, не идеальный в принципе, тем ни менее, следует поддержать, учитывая политическую реальность современной России.
Смешать, но не взбалтывать*
не наше

         Законодательное собрание Челябинской области планирует принять окончательно закон о введении смешанной системы голосования на выборах органов местного самоуправления, опустив при этом планку "проходного бала" для партий с 7 до 5%. Этот шаг, не идеальный в принципе, тем ни менее, следует поддержать, учитывая политическую реальность современной России. 

         Дело в том, что смешанная система выборов на местном уровне сейчас однозначно лучше любой другой, так как позволяет более полно представить интересы и оценки населения. Чисто пропорциональная (только по партийным спискам) система фактически отсекает от полноценного участия в муниципальных выборах большую часть населения, не имеющего четких партийных пристрастий и не состоящую ни в каких партиях - а это подавляющее большинство. Она фактически нарушает конституционное право граждан избирать и быть избранным вне зависимости от партийной принадлежности, так как предполагает выдвижение кандидатов исключительно партиями. И она самым наглядным образом была скомпрометирована в октябре 2009 г. на выборах в селе Хомутинино Челябинской области.

         Напомню, что в результате кампании, проведенной после этих выборов Юрием Гурманом («Голос»), федеральный омбудсмен Владимир Лукин подал обращение с требованием признать их незаконными в Конституционный суд РФ (дело принято к рассмотрению), а также представил президенту РФ и обеим палатам Федерального собрания доклад о ходе выборов в Хомутинино как примере нарушения прав граждан на участие в самоуправлении.

          Характерно, что и тогда и сейчас инициативы челябинских депутатов подавались и подаются как некие прогрессивные новации, хотя два года назад речь шла о грубейшей ошибке, а сейчас – о ее исправлении теми же депутатами - и вряд ли по их собственной воле (новый законопроект "О внесении изменений в Закон Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» подготовлен "в целях приведения законодательства о выборах и референдумах Челябинской области в соответствие с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ).

          В то же время, чисто мажоритарная система выборов (по одномандатным округам) предоставляет в наших условиях гораздо более выгодные стартовые условия для выдвиженцев от «партии власти». Только они, фактически, все последнее время побеждают в одномандатных округах Челябинской области, так как соперники просто не в состоянии конкурировать с единорссами по ресурсам всех видов: финансовым, административным и т.д. К тому же в городах и районах избиратели склонны больше доверять свои интересы не партийным брендам, а конкретным, известным им людям.

         Смешанная система (ее введение будет определяться Уставом муниципалитета) позволит уравновесить интересы партий и непартийного большинства и дать более полноценное представительство в муниципалитетах, одновременно поддержав политическую конкуренцию между партиями. Нет сомнений, что теперь в городских собраниях появятся хотя бы коммунисты (именно их сторонники всегда голосуют за бренд своей партии) и поддержка депутатами одиозных решений власти, сплошь и рядом продиктованных интересами коммунального бизнеса, перестанет быть предопределенной.