На Южном Урале минус две «матрешки»
Сегодня, 31 марта, Заксобрание Челябинской области приняло поправки в региональное законодательство, которые открывают новый этап муниципальной реформы. На сей раз — объединения «матрешек»: администраций городских округов и поселений с администрациями районов. Объединение уже началось: готовы в Саткинском и Ашинском районе. Еще две территории готовятся, а девять — думают об новой реформе. Подробности и мнения экспертов — в материале «ЧелябинскСегодня».
Законодательным собранием были приняты поправки в региональный закон «О порядке избрания глав муниципальных образований…». Мэры городов, чьи администрации будут объединены с районными, теперь будут избираться из числа депутатов и совмещать свои функции с полномочиями председателя собрания.
По сути, это решает основную проблему, из-за которой ранее буксовала муниципальная реформа: нежелание глав поселений терять свои должности. Правда, как отмечает вице-спикер, председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Заксобрания Семен Мительман, председатель собрания может работать на освобожденной основе.
«Всего процесс объединения занимает около полугода, — отметил Семен Мительман. — Полномочия-то могут быть переданы и за месяц, но ликвидация администраций связана с сокращением сотрудников и тут закон не позволяет ускорить процесс».
По словам Мительмана, в Аше и Сатке Собрания депутатов городского поселения и района пришли к обоюдному решению объединить администрации. Эту информацию подтвердили и в пресс-службе Саткинского района.
«Объединение — это создание оптимальной, а для людей — более четкой и понятной структуры муниципальной власти, — заявил глава Саткинского район Александр Глазков в интервью «Саткинскому рабочему». — До настоящего времени на администрации города и района были возложены многие аналогичные полномочия, функции частично дублировались. Это создавало определённые неудобства и вызывало много вопросов у населения. После объединения полномочия практически во всех сферах перейдут к администрации района, что будет удобнее, в первую очередь, для людей. Меньше бумаг и инстанций — быстрее и эффективнее работа».
Он также напомнил, что до 2005 года существовало единое муниципальное образование «Сатка и Саткинский район». Процесс объединения уже запущен, с января 2015 года в ведение района перешли все полномочия в сфере культуры. Вскоре перейдут полномочия по жилищно-коммунальному хозяйству, а в дальнейшем имущественному и другим вопросам. К сентябрьским выборам процесс должен полностью завершиться.
«Все программы, реализующиеся в городе и в районе, будут реализовываться по плану, уменьшения целевого финансирования, вливаний в социальную сферу, объемов благоустройства и так далее не будет. Направления расходования бюджета останутся прежними, будут скорректированы в сторону уменьшения только расходы на содержание управленческого аппарата за счёт сокращения штатной численности», —подчеркнул Глазков.
Глава также заявил, что в Аше и Катав-Ивановске также идут подобные процессы. Семен Мительман назвал в этом списке еще Нязепетровск. Помимо названных территорий, «матрешками» считается еще семь районов: Верхнеуральский, Еманжелинский, Карталинский, Каслинский, Коркинский, Кусинский и Пластовский. Кроме того, под поправки в законодательстве подпадает объединение районов и городских округов (Чебаркуль и Троицк), да и вообще — любой из оставшихся 14 районов в Челябинской области.
«Я неоднократно уже говорил на эту тему, — отметил начальник управления по внутренней политике администрации губернатора Челябинской области Виталий Шиков. — Мнение муниципалитетов мы выслушали. Только в двух территориях, Сатке и Аше, депутаты дали согласие на объединение, остальные пока не готовы. Мы сверху на них не давим, эти решения приняты самостоятельно. Где-то высказано мнение, что все они не согласны. В основном представительные органы районов высказались за, а вот поселений — против».
Руководитель ассоциации сельских поселений Юрий Гурман заявил, что отрицательно относится к идее объединения «матрешек»: «Местное самоуправление — это самоорганизация, ей управлять сверху невозможно и не нужно. У администрации района и поселения есть объективные противоречия, они по-разному смотрят на решение одной проблемы. У каждого есть собственный набор компетенций и ресурсов, имеют противоречия и согласовывают их. Когда администрации объединяются в одну, мы говорим, что формально конфликта не будет. Но проблем будет больше. В Катав-Ивановском районе проходили этот эксперимент, отдали все полномочия району. В результате три года не могли поднять забор на кладбище. У района масштаб совсем другой, ему просто некогда этим заниматься. И для людей проблемы усугублялись. Наверное, заставят через колено объединиться районы и поселения. Но люди сами должны отвечать за свою жизнь».
По сути, это решает основную проблему, из-за которой ранее буксовала муниципальная реформа: нежелание глав поселений терять свои должности. Правда, как отмечает вице-спикер, председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Заксобрания Семен Мительман, председатель собрания может работать на освобожденной основе.
«Всего процесс объединения занимает около полугода, — отметил Семен Мительман. — Полномочия-то могут быть переданы и за месяц, но ликвидация администраций связана с сокращением сотрудников и тут закон не позволяет ускорить процесс».
По словам Мительмана, в Аше и Сатке Собрания депутатов городского поселения и района пришли к обоюдному решению объединить администрации. Эту информацию подтвердили и в пресс-службе Саткинского района.
«Объединение — это создание оптимальной, а для людей — более четкой и понятной структуры муниципальной власти, — заявил глава Саткинского район Александр Глазков в интервью «Саткинскому рабочему». — До настоящего времени на администрации города и района были возложены многие аналогичные полномочия, функции частично дублировались. Это создавало определённые неудобства и вызывало много вопросов у населения. После объединения полномочия практически во всех сферах перейдут к администрации района, что будет удобнее, в первую очередь, для людей. Меньше бумаг и инстанций — быстрее и эффективнее работа».
Он также напомнил, что до 2005 года существовало единое муниципальное образование «Сатка и Саткинский район». Процесс объединения уже запущен, с января 2015 года в ведение района перешли все полномочия в сфере культуры. Вскоре перейдут полномочия по жилищно-коммунальному хозяйству, а в дальнейшем имущественному и другим вопросам. К сентябрьским выборам процесс должен полностью завершиться.
«Все программы, реализующиеся в городе и в районе, будут реализовываться по плану, уменьшения целевого финансирования, вливаний в социальную сферу, объемов благоустройства и так далее не будет. Направления расходования бюджета останутся прежними, будут скорректированы в сторону уменьшения только расходы на содержание управленческого аппарата за счёт сокращения штатной численности», —подчеркнул Глазков.
Глава также заявил, что в Аше и Катав-Ивановске также идут подобные процессы. Семен Мительман назвал в этом списке еще Нязепетровск. Помимо названных территорий, «матрешками» считается еще семь районов: Верхнеуральский, Еманжелинский, Карталинский, Каслинский, Коркинский, Кусинский и Пластовский. Кроме того, под поправки в законодательстве подпадает объединение районов и городских округов (Чебаркуль и Троицк), да и вообще — любой из оставшихся 14 районов в Челябинской области.
«Я неоднократно уже говорил на эту тему, — отметил начальник управления по внутренней политике администрации губернатора Челябинской области Виталий Шиков. — Мнение муниципалитетов мы выслушали. Только в двух территориях, Сатке и Аше, депутаты дали согласие на объединение, остальные пока не готовы. Мы сверху на них не давим, эти решения приняты самостоятельно. Где-то высказано мнение, что все они не согласны. В основном представительные органы районов высказались за, а вот поселений — против».
Руководитель ассоциации сельских поселений Юрий Гурман заявил, что отрицательно относится к идее объединения «матрешек»: «Местное самоуправление — это самоорганизация, ей управлять сверху невозможно и не нужно. У администрации района и поселения есть объективные противоречия, они по-разному смотрят на решение одной проблемы. У каждого есть собственный набор компетенций и ресурсов, имеют противоречия и согласовывают их. Когда администрации объединяются в одну, мы говорим, что формально конфликта не будет. Но проблем будет больше. В Катав-Ивановском районе проходили этот эксперимент, отдали все полномочия району. В результате три года не могли поднять забор на кладбище. У района масштаб совсем другой, ему просто некогда этим заниматься. И для людей проблемы усугублялись. Наверное, заставят через колено объединиться районы и поселения. Но люди сами должны отвечать за свою жизнь».