Поиск

Мрачная история Южноуральских политизоляторов

10.08.2010 09:31
Автор: Владимир Байков
На минувшей неделе к челябинцу Алексею Яловенко автору недавно вышедшего двухтомника «Тайны верхнеуральского политизолятора» обратились представители авторитетного фонда академика Сахарова с просьбой, о приобретении нескольких экземпляров этой поистине уникальной книги, вышедшей в свет небольшим тиражом на средства самого литератора.
Мрачная история Южноуральских политизоляторов*

На минувшей неделе к челябинцу Алексею Яловенко автору недавно вышедшего двухтомника «Тайны верхнеуральского политизолятора» обратились представители авторитетного фонда академика Сахарова с просьбой, о приобретении нескольких экземпляров этой поистине уникальной книги, вышедшей в свет небольшим тиражом на средства самого литератора. Сегодня Алексей Федорович заканчивает очередное фундаментальное исследование, посвященное уже подробной истории Челябинского политизолятора. В следующем номере газеты нами планируется для печати статья Алексея Яловенко о последних годах жизни Владимира Рихтера – духовного лидера и члена ЦК партии социалистов-революционеров.

Под руководством, которого эсеровской террористической группой готовились покушения на Ленина и других большевиков. В своей биографии Рихтер с горечью писал: «При коммунистическом режиме я трижды арестовывался, восемь с половиной лет отбыл в политизоляторах ( в Челябинском политизоляторе с февраля 1924г. по июнь 1925г. и в Верхнеуральском политизоляторе с сентября 1926 по июнь 1929 года,) и теперь нахожусь в ссылке»

Условия содержания в Челябинском и Верхнеуральском политизоляторах были необычайно тяжелыми. Каннская группа ссыльных-оппозиционеров в своем обращении к делегатам 16-ого съезда ВКП(б) писала об этом: «Два с половиной года творится жестокая расправа над передовым отрядом большевистской партии. За это время в борьбе с оппозицией испробованы все средства репрессий: от клеветы и провокации, обысков и арестов, ссылок и изоляторов вплоть до преступных убийств. В союзе с ГПУ при явном сочувствии внутренней и международной контрреволюции, аппарат загнал в сибирскую тайгу, в степи Центральной Азии, в сырые казематы Верхнеуральска, Челябинска, Томска, Суздаля многие сотни большевиков. Начиная с 15-го съезда, втайне от партии, за спиной рабочего класса, самочинно действует особое совещание по делам оппозиции при ГПУ». 

Жена Феликса Дзержинского «сидела» в  челябинской тюрьме 

         В Челябинской пересыльной тюрьме, от которой после Октябрьского переворота «отпочковался» Челябинский политизолятор отбывали срок многие исторические деятели. В том числе и люди напрямую причастные к организации в стране так называемого «Красного террора». Одной из таких легендарных политзаключенных была Софья Дзержинская – жена и соратница «железного» Феликса. Были и другие жёны репрессированных крупных советских руководителей. Причём эти руководители прошли челябинскую и верхнеуральские тюрьмы, как при царе, так и повторно уже при советской власти.

Софья Сигизмундовна Дзержинская (девичья фамилия — Мушкат) профессиональная революционерка, родилась 4 декабря 1882 года в Варшаве. Умерла 27 февраля 1968года в Москве. Видный деятель революционного движения в Польше и России. Жена Ф. Э. Дзержинского. Член Коммунистической партии с 1905. Родилась в семье чиновника. Училась в Варшавской консерватории. Партийную работу вела в различных городах Польши. В 1908 делегат 6-го съезда Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКП и Л). Работала в Главном правлении СДКП и Л. Неоднократно подвергалась репрессиям. Будущие супруги познакомились в Варшаве, на конспиративной квартире. «Знакомьтесь. Это Чарна, наша лучшая связная, а это товарищ Юзеф», - представила их друг другу профессиональная революционерка Ванда. В ту пору товарищи по борьбе знали Зосю Мушкат под именем Чарна. Вторая встреча с Дзержинским произошла в Кракове. Узнав, что товарищу Юзефу требуется помощница для обработки партийных архивов, Софья сама напросилась к нему в Краков. Разбирая кипы бумаг, они вынуждены были проводить вместе многие часы.

Именно тогда Феликс Эдмундович заметил, что его помощница помимо аккуратности и политической выдержанности обладает еще и стройной фигурой, бархатными черными глазами и яркими пухлыми губами, которые придают ее лицу наивно-детское выражение. Ему нравилось, что такая красивая девушка находится рядом. Ему было приятно и то, что юная девушка так любит его, взрослого 33-летнего мужчину. К тому же она казалась идеальной подругой жизни. 29 сентября 1909 года Мушкат была арестована в Варшаве у себя на квартире и пробыла в тюрьме три месяца. Но так как при аресте прямых улик найдено не было, все закончилось тем, что ее выслали за границу.

Осенью 1910 года Софья Сигизмундовна Мушкат стала женой Феликса Дзержинского. В Кракове Софья Мушкат и Феликс Дзержинский оформили свой брак в городской ратуше, и все их теперь знали, как мужа и жену. Дзержинский вновь привлек ее к работе в качестве своего помощника. Теперь Софья занималась работой в архиве организации и помогала вести корреспонденцию. Феликс нашел в Софье Мушкат идеал своей жены – революционера, друга жизни и соратника по борьбе. Ее вновь арестовали 28 декабря 1910 года в Кракове вместе с другими участниками тайного собрания. Когда Софью Дзержинскую арестовали жандармы, после свадьбы не прошло и месяца. Она уже была беременна. И 23 июня 1911 года в тюремном лазарете у Дзержинского родился сын Янек. Роды были преждевременными и тяжелыми. Ребенок родился на месяц раньше срока, был страшно худ и слаб, но чудом выжил. Через три недели Софью вместе с ребенком из лазарета перевели обратно в камеру. Совсем не просто ухаживать в тюрьме за маленьким ребенком, к тому же Ясик постоянно болел. До приговора суда ребенок с матерью находился в тюрьме.

Вскоре состоялся суд, и – Софью Дзержинскую приговорили на вечное поселение в Сибирь. Следуя на место поселения в Орлингу, Софья некоторое время в 1911 году находилась в камерах челябинской пересылки. Пересыльная тюрьма - "городской тюремный замок" до революции 1917 года располагалась там, где сегодня при входе на Кировку находится здание Законодательного Собрания Челябинской области. Рассказывая о ЗАКСе гостям города, экскурсоводы то ли шутят, то ли нет, что хоть и острога здесь больше нет, но «черная» аура преступного мира сохраняется. «Говорят, по ночам в ЗСО можно услышать звон кандалов, хриплый хохот и приглушенную брань. Не иначе как неупокоенные души серийных душегубов и политзаключенных бродят по темным лабиринтам Южноуральского парламента. Хотя возможно, это просто припозднившиеся депутаты ЗСО пекутся о благе народном? И звенят они, понятно, не кандалами, а стаканами».

Челябинск долгие годы был известен как место политической ссылки. Через него проходили, шедшие по этапу в Сибирь, каторжники. В челябинской пересыльной тюрьме побывали в свое время известные люди. Молодой Coco Джугашвили еще до того, как взял псевдоним Сталин. В 1931 году рабочие ЧТЗ предлагали переименовать Челябинск в Кобаград или в город Коба (Коба - подпольная кличка Иосифа Виссарионовича до 1917 года). Но Сталин, вспоминая мрачные казематы пересыльной тюрьмы, категорически возражал против переименования Челябинска.

Побывал в этой тюрьме и пассионарный и Лев Гумилев. Умер в Челябинской пересыльной тюрьме апостол «дораскольнической» церкви Марков.

Орлинга - населённый пункт в Иркутской области, место пожизненной ссылки Софьи Дзержинской, считалась волостным центром.  Уезжая на поселение, Софья оставила ребенка на попечение родственников. При содействии мужа уже в 1912 году Дзержинская сбежала из ссылки. После долгих мытарств добралась, наконец, до Москвы, а затем приехала в Люблин к своему старшему брату Станиславу. Где Феликс, она из-за конспирации не знала. С началом Первой мировой войны Софья, забрав сына, уехала в Вену. Но, не найдя там работы, переехала в Швейцарию. В то время Феликс уже был назначен председателем ВЧК и боролся с контрреволюцией и саботажем в Москве. Супруги смогли встретиться лишь через 8 лет. В 1919 Дзержинская возвратилась в Советскую Россию; работала в Наркомпросе, в Польском бюро при ЦК РКП(б), в Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада. С 1924 ответственный секретарь Польского бюро агитпропотдела ЦК РКП(б). С 1929 научный сотрудник и ответственный редактор в институте Маркса — Энгельса — Ленина. С 1937 работала в аппарате Исполкома Коминтерна. Софья Сигизмундовна Дзержинская служила в аппарате ВЧК-ОГПУ, в войну - в радиоразведке, награждена орденом Ленина. Сын Ясик (Ян) работал в Госплане. У него было двое детей, так что сегодня в Москве живут внуки и правнуки «железного» Феликса. Но с журналистами они почти не общаются. С 1946 Дзержинская вышла на пенсию. Была награждена тремя орденами Ленина и другими государственными наградами. Их сын — Ян Феликсович Дзержинский (1911-1960) — советский партийный деятель. Инженер-конструктор. В 1939-1943 гг. работал в Исполкоме Коминтерна, с 1943 г. — на ответственной работе в ЦК ВКП(б). Софья Сигизмундовна Дзержинская пережила мужа на целых 54 года и умерла в 85-летнем возрасте. Была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.