Поиск

Коррупция без берегов

15.12.2008 00:00
Автор: Владимир Филичкин
И сегодня многие утверждают, что в нашем государстве – пирамида власти, в которой не покладая рук, трудятся полтора миллиона чиновников, четко рассаженных по этажам власти. Если с этих позиций посмотреть на карту страны, то в каждом регионе есть своя пирамидка власти…
Коррупция без берегов*

Почти двадцать лет назад Анатолий Собчак в своей книге «Хождение во власть» утверждал, что у «страны должна быть властная вертикаль, стержень, на котором держится любое цивилизованное государство». Прошло время, вертикаль была выстроена. Но от планов архитекторов – демократов получилось нечто иное. И сегодня многие утверждают, что в нашем государстве – пирамида власти, в которой не покладая рук, трудятся полтора миллиона чиновников, четко рассаженных по этажам власти. Если с этих позиций посмотреть на карту страны, то в каждом регионе есть своя пирамидка власти…

 Сегодня объявлена борьба с коррупцией, как в советские времена это «коллективная воля партии, опирающаяся на творческую инициативу масс». Трудно себе представить, что годовой объем рынка коррупционных услуг составляет 300 млрд. долларов, и значительная часть которых оседает за границей. Социологические опросы, проведенные Фондом «Общественное мнение» в 68 регионах, показывают, что давать взятки приходилось каждому третьему россиянину. В столице нашей родины 42% жителей признались, давали деньги должностным лицам.

 По мнению экспертов взаимоотношения между властью и бизнесом в сложившихся условиях просто невозможны без финансирования системы принятия решений чиновниками любого уровня. Если человек стал функцией государственной машины, винтиком её механизма, как на человеке можно ставить крест, служить машине бесчеловечно, так же как служить сверхидее или материальному благополучию, писал А. Собчак. И ещё: для номенклатуры власть – замена любого таланта. Бизнес-сообщество вынуждено принимать правила игры на широком поле государственного управления. Перефразируя классика можно сказать, что коррупция всесильна, потому что она бессмертна.

  А теперь вернемся к пирамидке власти в нашей области. С начала 1997 года новая администрация стала искать пути и методы взаимодействия с федеральными органами государственной власти, действующими в регионе. Необходимые контакты были установлены довольно быстро, благо на одной земле живем, одно дело делаем. Так появилась первая областная целевая программа – «Реформирование статистики в 1998-2005 годах», которая частично из областного бюджета, выделяемые на приобретение компьютеров, сканеров и принтеров, Всего было закуплено оборудования на 10,4 млн. рублей. Для придания легитимности сотрудничеству был принят областной закон «О статистических информационных ресурсах Челябинской области». В статье 6 закона законодатели установили, что приобретение инструментальных программных средств осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и средств заказчиков статистической информации.

 По выполнению первой программы была разработана следующая, теперь уже до 2010 года. Теперь из областного бюджета потребуется выплатить более 21 млн. рублей. Теперь за темпы экономического роста экономики, заработной платы, жилищного строительства исполнительной власти можно было, не беспокоится.

Но это не все тайны нашей пирамидки. Успех территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области заинтересовал и федеральные правоохранительные органы. Суровые люди в погонах со звездами решили внести свой вклад в святое дело развития области.

Государственным заказчиком и координатором программ выступило Главное управление по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области. В апреле 2006 года Законодательным собранием была принята областная целевая «Программа профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью в Челябинской области на 2006-2008 годы». Основными разработчиками программы утверждены пятнадцать организаций, среди которых главное управление внутренних дел, прокуратура Челябинской области, управление федеральной службы безопасности и так далее. Чтобы не было обидно, авторы программы, привлекли министерство образования и науки и, что трогательно министерство культуры Челябинской области.

Цель программы – формирование действенной системы профилактики правонарушений, позволяющей снизить количество преступлений и правонарушений. Не забыты объемы и источники финансирования. Для областного бюджета было выделено 267,5 млн. рублей. Но об этом подробнее расскажем чуть позже.

Областная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту в Челябинской области на 2007-2009 годы. Действующие лица – заказчики и разработчики программы сохранены в том же составе, от добра добра не ищут… Цель программы – создание условий для снижения масштабов незаконного оборота, спроса и употребления наркотических средств и психотропных веществ. Объем финансирования – 50,9 млн. рублей, источник остался тот же самый – областной бюджет. Но разработчикам удалось привлечь 1,5 млн. рублей со стороны. Технология проста: пригласили в прокуратуру руководителей ООО «Стройсвязьурал - 1», поговорили, те - согласились… Откажись - себе дороже обойдется.

  Чтобы оценить бюджетные расходы по реализации только этих двух программ мы подсчитали затраты за последние четыре года, свели их в таблицу:

Объемы финансировании областных целевых программ (тыс. руб.) 

Программа 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
ОЦП Профилактика правонарушений 14347,4 70273,0 73580,5 77726,3
ОЦП Противодействие злоупотреблению наркотическими веществами 2400,0 13578,8 15503,6 17330,8
Итого по годам  16747,4 83851,8 89084,1 95057,1

В итоге получили впечатляющую цифру – 284,7 млн. рублей. Читатель вправе спросить, а на какие цели расходуются исполнителями программ выделенные средства? Изготовление брошюр – 5 тыс. штук, буклетов – 12 тыс. штук, календари настенные – 6 тыс. штук, календари карманные – 25 тыс. штук, наклейки – 21 тыс. штук, закладки – 25 тыс. штук. Это только расходы по изготовлению наглядной агитации и сувенирной продукции. Без неё противодействовать злоупотреблению наркотическими средствами невозможно.

Мы решили разобраться, насколько правомерно такое тесное и не совсем бескорыстное сотрудничество исполнительной власти области с федеральными правоохранительными органами. Оказалось, что ещё в августе 2004 года Бюджетным кодексом Российской Федерации в статье 86 установлено: «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральным органам государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами».

Чудны дела твои Господи. А ведь дары данайцев гибельны для получающих их…