Поиск

Дело «Продкорпорации»: все только начинается?

11.11.2010 12:21
Автор: Виктория САВЕЛЬЕВА
29 октября 2010 года Центральный районный суд Челябинска вынес приговор по делу «Продкорпорации». Все, кто находился на скамье подсудимых, были признаны виновными и получили разные, но реальные сроки. Но главное, уголовное дело в отношении неустановленных лиц, завладевших государственными средствами, выделили в отдельное производство/
Дело «Продкорпорации»: все только начинается?*

Суд обязал сотрудников ФСБ искать похищенные деньги, но правозащитник Владимир Филичкин уверен: никто этого делать не собирается 

29 октября 2010 года Центральный районный суд Челябинска вынес приговор по делу «Продкорпорации». Все, кто находился на скамье подсудимых, были признаны виновными и получили разные, но реальные сроки. Но главное, уголовное дело в отношении неустановленных лиц, завладевших государственными средствами, выделили в отдельное производство, а сотрудников УФСБ по Челябинской области обязали провести дополнительное расследование. Однако чекисты не торопятся исполнять предписание. Да и возможно ли найти деньги, спустя четыре с лишним года? 

Точка не поставлена

Мы не будем вдаваться в подробности этого дела, их можно прочитать на нашем сайте www.vecherka.su. Остановимся на некоторых интересных деталях. Данное уголовное дело было возбуждено в августе 2006 года и касалось пропажи 240 миллионов бюджетных рублей. С разрешения бывшего первого вице-губернатора Челябинской области Андрея Косилова деньги были перечислены тремя траншами фирме-однодневке и ушли в неизвестном направлении. По версии следствия, эти средства были переведены на счета в зарубежные банки и после этого обналичены. Только вот кто воспользовался ими, до сих пор неясно. Поэтому суд предложил челябинским чекистам еще раз поработать с материалами данного уголовного дела и все таки найти пропавшие деньги.

Вот отрывок из приговора суда: «В материалах уголовного дела отсутствовали какие-либо объективные доказательства совершения именно Исмаиловым, Гузовым и Джафаровым последующих финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными ими в результате хищения. Данное обстоятельство само по себе уже свидетельствует о ненадлежащем расследовании настоящего уголовного дела старшим следователем по ОВД СО ФСБ Вячеславом Васильчиком. Органами следствия не предпринято достаточных мер к установлению места нахождения похищенных денег, а также к установлению и привлечению к ответственности иных лиц, имевших отношение к действиям, связанным с дальнейшим движением похищенных денежных средств ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области»…»

В частности, в ходе следствия не были установлены фактические владельцы юрлиц, на счета которых поступали украденные деньги. Согласитесь, что во времена электронных платежей и переводов спрятать такую сумму достаточно сложно! Получается, что главная задача, поставленная перед сотрудниками УФСБ по Челябинской области – вернуть государственные средства – была не выполнена. Центральный районный суд Челябинска потребовал обратить на это внимание директора ФСБ России для принятия соответствующих мер. По словам общественного защитника Этимада Исмаилова Владимира Филичкина, заявление о привлечении к ответственности следователя Васильчика готовится и будет подано в ближайшие дни. 

«За что они сидят?»

Тем не менее, предприниматели Исмаилов, Джафаров и Гузов были признаны виновными и получили реальные сроки (восемь, пять и девять лет соответственно).

- Как можно обвинять людей в хищении государственной собственности, если не доказано, что они ей завладели? – восклицает Владимир Филичкин. -  И за что, в таком случае, эти люди теперь сидят? Все годы, пока шло расследование, реальных попыток найти похищенные средства не предпринималось. Сейчас, когда с момента кражи прошло без малого пять лет, вероятность вернуть деньги практически равна нулю. Попробуйте вспомнить, что вы делали в конкретный день пять лет назад! Кстати, Этимад Исмаилов рассказывал мне, как предлагал следствию найти истинных мошенников. Ведь в уголовном деле фигурировали два человека, которые обналичили в Москве 120 миллионов рублей. Их приглашали на беседу в УФСБ по Челябинской области, но они не явились. Один из них прислал справку о том, что лечится от туберкулеза. Следователей это устроило. Позже выяснилось, что мужчина, снявший наличку, к тому времени год как перестал посещать тубдиспансер. Я хочу, чтобы эти люди стали свидетелями на следующем суде по делу «Продкорпорации».

Вернуть исчезнувшие в результате аферы с ГСМ средства можно, только если найти тех, кто ими воспользовался. Не исключено, что при этом обнаружатся следы и других пропавших бюджетных денег — к примеру, исчезнувших из «Продкорпорации» векселей номиналом в 40 миллионов рублей.

То, что сотрудники регионального управления ФСБ просят представителей областной администрации оценить нанесенный региону ущерб и написать заявление на должностных лиц, принимавших распорядительные документы, по мнению Владимира Филичкина, также свидетельствует о нежелании чекистов выполнять свою работу. Необходимости в этом нет: в деле «Продкорпорации» подобных заявлений масса. К тому же, у них на руках имеется решение суда. Однако появление новых подсудимых, считает правозащитник, совсем не выгодно силовикам.

- Этот приговор — кость, которую бросают жителям области, - уверен Владимир Васильевич. - У вас украли деньги? Получите подсудимых! Но денег как не было, так и нет. 

Вспомнить всё

Вернуть эти средства можно, только если найти тех, кто ими воспользовался. А для этого нужно внимательнее изучить материалы дела. Одним из фигурантов, по мнению Филичкина, должен стать бывший первый вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов. Ведь это он, превысив свои полномочия, выдал областные гарантии для получения госкредитов (их может выдавать только правительство Челябинской области). Это он распорядился перечислить 100-процентную предоплату по договору, который был заключен (!) по факсу. Данные факты имеют подтверждение, однако чекисты упорно отказываются брать их во внимание и давать им какую бы то ни было оценку.

По словам Владимира Филичкина, его подзащитному Этимаду Исмаилову во время нахождения в СИЗО неоднократно предлагались различные условия: взять вину на себя и после этого быть депортированным на родину, оговорить Гузова и выйти на свободу, и так далее. Однако бизнесмен из Азербайджана оказался принципиален.

Кстати, когда данное дело расследовалось в Москве, ставился вопрос о вызове на допрос Андрея Николаевича. Многие СМИ тогда писали репортажи из столичного зала суда. Однако потом дело по каким-то неведомым причинам забрали в Челябинск. По мнению правозащитников, нарушилась подведомственность, поскольку деньги были похищены и обналичены в Москве. В обращении, которое УФСБ по Челябинской области опубликовало на сайте Ura.ru, сотрудники госбезопасности задаются вопросом, какая разница, где совершается суд: «Возможно, инициаторы полагают, что на территории России разное правосудие — московское и все остальное...» 

А действительно, какая разница, где рассматривалось это дело? Зачем было забирать его у московских коллег, нанимать военный самолет и на нем доставлять подсудимых на Южный Урал? Ведь это, как минимум, стоит денег. Конечно, если бы при этом удалось найти пропавшие миллионы, траты были бы оправданы. Но денег нет. И сейчас, чтобы опросить сотрудников банков и граждан, обналичивших средства, сотрудникам ФСБ придется совершить немало перелетов в столицу. И тут уже встает вопрос банальной логики — коллегам из столицы произвести все эти операции было бы намного проще. И лучше бы сейчас, а в 2006 году, когда афера вскрылась.

Кстати, вскрылась, она далеко не силами сотрудников ФСБ, как заявляют чекисты на Ura.ru, а в результате проверки МВД. После этого у Андрея Косилова не оставалось иного выхода, кроме как написать в ФСБ заявление о пропаже средств.