Поиск

Дело «Продкорпорации»: два пишем, один на ум пошло

09.11.2010 12:22
Автор: Владимир Филичкин
В этом нескромном коттедже у карьера «Изумруд» в Челябинске проживает человек, похожий на председателя областного суда.
Дело «Продкорпорации»: два пишем, один на ум пошло*
не наше

В этом нескромном коттедже у карьера «Изумруд» в Челябинске проживает человек, похожий на председателя областного суда.

Любой опытный юрист, не посвященный во все тонкости процесса по делу «Продкорпорации» и не знающий о его политической подоплеке, познакомившись с делом № 540368, наверное, позавидовал бы членам команды защиты подсудимых Исмаилова, Гузова и Джафарова. Задача показалась бы ему предельно простой. Бегло просмотрев всего несколько томов из всей огромной кипы представленных УФСБ по Челябинской области материалов, правовед сделал бы вывод, что иного исхода, кроме безоговорочной победы подсудимых экс-предпринимателей, в этом разбирательстве быть не может. Всего-то и надо, что довести до сведения суда весь тот абсурд, который гособвинение называет доказательствами. Представить несколько самых ярких «фактов», явно сфальсифицированных следствием, заслушать пару-тройку свидетелей и специалистов, подтвердивших бы явную недоказанность завладения подсудимыми похищенными 240 миллионами бюджетных средств. В конце концов, продемонстрировать непрофессионализм и явную политическую ангажированность оппонентов в погонах - и делу конец!

Но реальная жизнь, как всегда, оказалась намного драматичнее. По странному стечению обстоятельств Центральный районный суд Челябинска выносил приговор в этом явно политизированном уголовном деле 29 октября 2010 года. Накануне Дня памяти жертв политических репрессий, установленного Постановлением Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» и ежегодно отмечаемого 30 октября. По данным Генпрокуратуры, всего только за время действия закона «О реабилитации жертв политических репрессий» в России было пересмотрено 636 302 уголовных дела в отношении 901 127 человек, из которых 637 614 реабилитированы. В том числе речь идет о делах, имевших большой общественный резонанс, в частности о реабилитации танцовщика Рудольфа Нуриева, патриарха Тихона и его окружения, известных деятелей меньшевистской партии — Марка Бройдо, Николая Суханова, ученого-биолога Николая Тимофеева-Ресовского. Так что в России накоплена богатая практика отмены незаконных приговоров и зачастую посмертной реабилитации незаконно осужденных.

С самого начала оглашения приговора по делу «Продкорпорации» – одному из самых резонансных уголовных дел на Южном Урале, стало ясно, что здесь разыгрывается хорошо срежессированое мрачное представление с элементами, заимствованными из фильмов ужасов. Зал суда наполнили напряженные и вооруженные бойцы спецподразделения судебных приставов, сотрудники милиции и люди в штатском. Причем количественно они явно превосходили немногочисленных зрителей и журналистов.

Несмотря на изрядное количество прогнозов, все обвиняемые по делу получили реальные сроки. Так, Владимир Гузов, Этимад Исмаилов и Аббас Джафаров были признаны виновными по статье 159 части 4 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в крупном размере). Экс-директор ГУП «Продкорпорация» Владимир Швадченко был признан виновным в совершении трех эпизодов по статье 201 части 2 (злоупотребление полномочиям, повлекшее тяжкие последствия).

Аббас Джафаров был приговорен к пяти годам общего режима, при этом срок исчисляется с 26 марта 2008 года, когда он был заключен под стражу.

Этимад Исмаилов получил восемь лет общего режима: в этот срок также входит его пребывание под стражей с 26 марта 2008 года. Также суд приговорил его к штрафу в размере одного миллиона рублей.

Владимир Гузов приговорен к семи годам лишения свободы и штрафу в размере одного миллиона рублей. Путем сложения наказаний (ранее он был осужден Замоскворецким судом Москвы) его срок составил девять лет колонии общего режима. Под стражей Гузов находится с 27 июля 2008 года, и это также войдет в общий срок.

Бывший генеральный директор ГУП «Продкорпорация Челябинской области» Владимир Швадченко был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Помимо этого, Швадченко лишили права занимать определенные должности в течение трех лет. Под стражу Владимира Швадченко взяли прямо в зале суда.

Суд учел все смягчающие обстоятельства дела, однако совершенное преступление было признано слишком серьезным. По этой причине Владимиру Швадченко не помогла даже явка с повинной и активное сотрудничество со следствием УФСБ. Суд частично удовлетворил исковые требования ГУП «Продкорпорация» по возмещению материального ущерба. В общей сложности с обвиняемых будет взыскано 207 миллионов рублей. Еще 40 миллионов рублей взыскали в счет долга ГУПа ООО «ЕвроАзия», которые компания отсудила ранее в Московском арбитражном суде у ГУП «Продкорпорация».

Кроме того, суд постановил прекратить уголовное преследование в отношении Джафарова, Исмаилова, Гузова по статье 174 части 4 УК РФ (легализация денежных доходов, полученных преступным путем, совершенная организованной группой), так как гособвинитель выступая с последним словом, сам отказался от этих обвинений.

Сторона защиты с самого начала утверждала, что доказательств, подтверждающих, что подзащитные причастны к этим инкриминируемым им эпизодам, обвинением не было представлено, что и послужило в дальнейшем основанием для отказа от предъявленного обвинения в данной части.

Органами следствия УФСБ по Челябинской области, намеренно предъявлялось обвинение по данным эпизодам с целью создания искусственных условий для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и продления его срока. Поскольку следователь в ходатайствах о продлении содержания под стражей постоянно ссылался на степень тяжести предъявленных подзащитным обвинений, а суд, в свою очередь, указывал на это в своих постановлениях и каждый раз продлевал срок содержания Исмаилову, Гузову и Джафарову.

Предъявленные Исмаилову, Гузову и Джафарову эпизоды по статье 174.1 УК РФ очевидно являлись изначально голословными, надуманными органом предварительного следствия УФСБ. Органами следствия не были проведены необходимые следственные действия, направленные на установление лиц, причастных к отмыванию денег.

В связи с этим следствию необходимо было придать делу соответствующую окраску тому, что данные деньги были якобы легализованы именно Исмаиловым, Джафаровым и Гузовым. По версии следствия, им была установлена цепочка фирм, через которые отмывались похищенные деньги, а также представлены документы данных фирм, свидетельствующие о финансовых операциях.

Судья Глеб Гальцев, зачитывая частное определение, заявил, что факт легализации имел место быть, но кто в ней участвовал - неизвестно. Следственные органы УФСБ не предоставили достаточный материал по установлению местонахождения похищенных денег и лиц, которые имели отношение к перечислению средств и их легализации. Следствие УФСБ не смогло установить владельцев счетов, на которые перечислялись деньги, и хотя перечисления осуществились по системе «Клиент - Банк», следствие не стало устанавливать других фигурантов, участвующих в сделке.

Поэтому дело по факту легализации денежных средств было выделено в отдельное уголовное производство и спустя четыре года с момента совершения преступления было вновь направлено для расследования в следственный отдел УФСБ по Челябинской области.

Скорее всего, оно будет через некоторое время приостановлено в связи с неустановлением виновных лиц и ненахождением похищенных средств. Но видимость приличий все-таки под давлением общественности в суде соблюли и указали руководству УФСБ на очевидное: надо было не Андрея Косилова выгораживать, а украденные деньги искать. И все последующие поколения челябинских чекистов теперь будут формально в дежурном режиме давать своим источникам письменные задания искать «лиходеев», стащивших у области десять миллионов полновесных докризисных долларов.

Судья Гальцев еще одним частным определением в адрес директора ФСБ России отметил нарушения закона, допущенные должностными лицами УФСБ по Челябинской области, требующие принятия мер по установлению лиц, совершивших это хищение. Но при этом Глеб Валерьевич явно уклонился от обязанности проведения детальной квалификации степени тяжести указанных нарушений. Хотя это требуется по закону и, более того, влечет отмену незаконно вынесенного приговора.

В любом случае, очевидно, что многострадальное дело «Продкорпорации» еще очень далеко от завершения. В этом деле, скорее всего, обязательно появятся бывшие высокопоставленные руководители областного правительства, причастные к выводу средств из области. Защита Исмаилова, Гузова и Джафарова получила дополнительные аргументы для вполне возможной отмены вынесенного приговора.

Так в канун Дня памяти жертв политических репрессий в Челябинске в судебном порядке была подтверждена неблаговидная роль должностных лиц УФСБ по Челябинской области в «расследовании» политического дела «Продкорпорации».