«Дайте нам больше полномочий!». Депутаты и политологи подвели итоги муниципальной реформы
В Челябинске была проведена муниципальная реформа: в итоге депутаты на последних муниципальных выборах избирались в районные советы. Эксперты и депутаты «Экспертного клуба», организованного «Гранадой Пресс», уверены: изменилась форма муниципальной власти, депутаты стали ближе к народу, но содержательная часть городской власти не поменялась.
«Экспертный клуб» прошел в клубе «Арома де куба». Открывая диалог, политолог Алексей Ширинкин заметил, что никаких тайн в возникновении реформы нет: ее затеял экс-губернатор Михаил Юревич, уходя на пост губернатора с поста мэра Челябинска. «Системная логика <в реформе> есть, - заявил политолог. - Завел систему элит среднего звена. Она создает такое унтер-офицерское звено. Денег немного у районных депутатов, но есть инструмент запросов». Алексей Ширинкин назвал «большим минусом» отсутствие выборности гордумы. «Получается размывание ответственности: мэра не выбирал ни один горожанин», - пояснил он.
Для оценки результатов реформы политолог Сергей Зырянов предложил такой параметр: если численность населения растет, значит, депутаты работают на пользу. Также эксперт обратил внимание на неравенство районных бюджетов: если бюджет самого обеспеченного Центрального района составляет 89 млн 881 тысяч, или 899,8 рублей на человека, то бюджет Тракторозаводского - лишь 37,5 миллионов, или 205, 3 рубля на человека.
«Изменение формы не дает каких-то результатов в изменении социальной жизни населения, - констатировал Сергей Зырянов. - Но пока изменилась только форма, содержательных изменений не произошло. Инициатором была власть, которая решала свои текущие задачи. Появились поправки в закон, 30 регионов изучали, будут ли они переходить на такой формат. Восемь активно прорабатывали, готовились. В ряде регионов, в Екатеринбурге, например, население на дыбы встало. А в Челябинске в 2014 году пришел к власти новый губернатор, и чтобы показать, что он новатор, реформа была проведена». Также собеседник признал, что доступность депутатов для населения стала выше и расширилась политическая элита. «Это тоже очень важно, ведь раньше доминировала бизнес-элита, - добавил Сергей Зырянов. - Стали формироваться гражданские районные институты, например, районные палаты».
Политолог Александр Мельников напомнил, что реформа преследовала вполне благую цель: приблизить власть к народу, навести порядок в стране через набор малых дел. «Я бы не сбрасывал со счетов роль личности в истории. Когда был вице-губернатор Николай Сандаков, он отстаивал эту идею, - заявил Александр Мельников. - Были консультации и добро со стороны управления внутренней политики администрации президента, и там тоже сейчас другие люди. Что касается оценки успешности, для России прошел очень маленький срок. У нас получилось так, что нарезали округа и провели выборы, потом решали, какие полномочия передать».
Депутат Курчатовского района Дмитрий Добвня сравнил нынешнюю систему челябинской муниципальной власти с французской системой агломераций. «Такой институт нужен, он вполне рабочий», - считает депутат. Он также выступил против института квартальных, который внедряется в соседнем Екатеринбурге, а также против КТОСов, навязываемых сверху. «Дайте лучше нам, депутатам, полномочий!» - попросил Дмитрий Добвня.
На недостаток полномочий также пожаловался депутат гордумы Дмитрий Довженко, заявив, что у депутатского корпуса есть только один налог, который можно администрировать в городе: это налог на землю. Но при этом нельзя сделать этот налог разным в разных районах. «В депутатском корпусе сейчас есть настроения, чтобы вернуть все обратно, - рассказал Дмитрий Довженко. - Есть и второй путь: все изучить и переработать. Это должен сделать политический блок губернатора. Проблемой стало то, что в районах много депутатов, и они столкнулись с тем, что там надо регулярно работать, ходить на комиссии. И все чаще задают вопрос: тогда давайте нам платите. Ведь профессионально работать на непрофессиональной основе невозможно».
Медиаменеджеру Сергею Филичкину, по его признанию, результаты реформы напоминают времена Древней Эллады, когда считалось, что оптимальный избирательный округ не должен быть свыше пяти тысяч человек. «Кандидат может с каждым поговорить, посидеть, - заявил Сергей Филичкин. - Реформа внедрялась криво, косо, она непродуманная. У всех есть вопрос: кто эти люди? Многие из депутатов были некомпетентны, не понимали, что такое финансы и как работает муниципалитет. Всего 20% избирателей знают фамилию и имя своего депутата. Сама по себе идея мне понравилась. Но пришло много некомпетентных людей. И непонятно, зачем многие из них стали депутатами».
Впрочем, цифра в 20% узнаваемости позже была оспорена одним из участников клуба, депутатом Тракторозаводского района Александром Павлюченко. Он заявил, что его знают порядка 50% избирателей. «Статус депутата у нас исковеркали, это скорее клеймо, а не авторитет, - считает Александр Павлюченко. - Попробуйте работать без денег, имея только образование и знание законов. И благодаря районным депутатам некоторые проблемы были донесены. Также благодаря реформе сложился стереотип, что городской депутат выше районного, но у нас нет такого депутатского неравенства». При этом, по словам депутата, никакой инициативы от местных депутатов нет, 95% законов на районных собраниях штампуются под копирку. «Но если бы мы какое-то слово добавили, то прокуратура уже вынесла бы протест», - добавил депутат.
Журналист «ЧелябинскСегодня» поинтересовался у участников клуба, появились ли теперь у избирателей шансы на отзыв депутатов. Дмитрий Добвня ответил, что этот вопрос горячо обсуждался самими депутатами в разгар становления реформы, но позже пришел устав из Минюста, который и был принят. По мнению депутата, реальных рычагов отзыва не существует. «Как избрали депутата, то это на весь срок, - заявил Дмитрий Добвня. - Насколько можно было бы ротировать депутатов из района в город, вот этот вопрос на повестке сегодня стоит», - добавил Александр Павлюченко.
Для оценки результатов реформы политолог Сергей Зырянов предложил такой параметр: если численность населения растет, значит, депутаты работают на пользу. Также эксперт обратил внимание на неравенство районных бюджетов: если бюджет самого обеспеченного Центрального района составляет 89 млн 881 тысяч, или 899,8 рублей на человека, то бюджет Тракторозаводского - лишь 37,5 миллионов, или 205, 3 рубля на человека.
«Изменение формы не дает каких-то результатов в изменении социальной жизни населения, - констатировал Сергей Зырянов. - Но пока изменилась только форма, содержательных изменений не произошло. Инициатором была власть, которая решала свои текущие задачи. Появились поправки в закон, 30 регионов изучали, будут ли они переходить на такой формат. Восемь активно прорабатывали, готовились. В ряде регионов, в Екатеринбурге, например, население на дыбы встало. А в Челябинске в 2014 году пришел к власти новый губернатор, и чтобы показать, что он новатор, реформа была проведена». Также собеседник признал, что доступность депутатов для населения стала выше и расширилась политическая элита. «Это тоже очень важно, ведь раньше доминировала бизнес-элита, - добавил Сергей Зырянов. - Стали формироваться гражданские районные институты, например, районные палаты».
Политолог Александр Мельников напомнил, что реформа преследовала вполне благую цель: приблизить власть к народу, навести порядок в стране через набор малых дел. «Я бы не сбрасывал со счетов роль личности в истории. Когда был вице-губернатор Николай Сандаков, он отстаивал эту идею, - заявил Александр Мельников. - Были консультации и добро со стороны управления внутренней политики администрации президента, и там тоже сейчас другие люди. Что касается оценки успешности, для России прошел очень маленький срок. У нас получилось так, что нарезали округа и провели выборы, потом решали, какие полномочия передать».
Депутат Курчатовского района Дмитрий Добвня сравнил нынешнюю систему челябинской муниципальной власти с французской системой агломераций. «Такой институт нужен, он вполне рабочий», - считает депутат. Он также выступил против института квартальных, который внедряется в соседнем Екатеринбурге, а также против КТОСов, навязываемых сверху. «Дайте лучше нам, депутатам, полномочий!» - попросил Дмитрий Добвня.
На недостаток полномочий также пожаловался депутат гордумы Дмитрий Довженко, заявив, что у депутатского корпуса есть только один налог, который можно администрировать в городе: это налог на землю. Но при этом нельзя сделать этот налог разным в разных районах. «В депутатском корпусе сейчас есть настроения, чтобы вернуть все обратно, - рассказал Дмитрий Довженко. - Есть и второй путь: все изучить и переработать. Это должен сделать политический блок губернатора. Проблемой стало то, что в районах много депутатов, и они столкнулись с тем, что там надо регулярно работать, ходить на комиссии. И все чаще задают вопрос: тогда давайте нам платите. Ведь профессионально работать на непрофессиональной основе невозможно».
Медиаменеджеру Сергею Филичкину, по его признанию, результаты реформы напоминают времена Древней Эллады, когда считалось, что оптимальный избирательный округ не должен быть свыше пяти тысяч человек. «Кандидат может с каждым поговорить, посидеть, - заявил Сергей Филичкин. - Реформа внедрялась криво, косо, она непродуманная. У всех есть вопрос: кто эти люди? Многие из депутатов были некомпетентны, не понимали, что такое финансы и как работает муниципалитет. Всего 20% избирателей знают фамилию и имя своего депутата. Сама по себе идея мне понравилась. Но пришло много некомпетентных людей. И непонятно, зачем многие из них стали депутатами».
Впрочем, цифра в 20% узнаваемости позже была оспорена одним из участников клуба, депутатом Тракторозаводского района Александром Павлюченко. Он заявил, что его знают порядка 50% избирателей. «Статус депутата у нас исковеркали, это скорее клеймо, а не авторитет, - считает Александр Павлюченко. - Попробуйте работать без денег, имея только образование и знание законов. И благодаря районным депутатам некоторые проблемы были донесены. Также благодаря реформе сложился стереотип, что городской депутат выше районного, но у нас нет такого депутатского неравенства». При этом, по словам депутата, никакой инициативы от местных депутатов нет, 95% законов на районных собраниях штампуются под копирку. «Но если бы мы какое-то слово добавили, то прокуратура уже вынесла бы протест», - добавил депутат.
Журналист «ЧелябинскСегодня» поинтересовался у участников клуба, появились ли теперь у избирателей шансы на отзыв депутатов. Дмитрий Добвня ответил, что этот вопрос горячо обсуждался самими депутатами в разгар становления реформы, но позже пришел устав из Минюста, который и был принят. По мнению депутата, реальных рычагов отзыва не существует. «Как избрали депутата, то это на весь срок, - заявил Дмитрий Добвня. - Насколько можно было бы ротировать депутатов из района в город, вот этот вопрос на повестке сегодня стоит», - добавил Александр Павлюченко.
Фото: Андрей Ткаченко