Поиск

«ЙО-ХО-ХО, ЙО-ХО-ХО, И БУТЫЛКА РОМА!»

06.06.2013 11:54
Автор: Олег Синицын
Корабли Игоря Гандина.
«ЙО-ХО-ХО, ЙО-ХО-ХО, И БУТЫЛКА РОМА!»*
не наше

Корабли Игоря Гандина.



Как много вокруг людей, которые преждевременно старятся душой. Среди них просто скучно, размеренно, как в часовом механизме. И как прекрасно, когда взрослый мужчина остается в душе мальчишкой! На мир он смотрит иначе, не зашоренными бытом и проблемами глазами. И пусть говорят, что стыдно быть романтиком тогда, когда тебе за пятьдесят, – лучше не предавать мечты детства, фантазировать и созидать.

В школьные годы у Игоря Гандина было много интересов. Он ходил в кружки авиамоделирования, судомоделирования, в мотоклуб. Но в конце концов он остановился на кораблях. Заболел морем, мечтал поступить в мореходку. Времена тогда были такие: советские девочки и мальчики мечтали о покорении космоса, морей и океанов, полетах на самолетах. Романтика не обошла стороной и Игоря. Он выписывал журналы «Вокруг света», «Уральский следопыт», «Техника – молодежи», «Наука и жизнь», «Моделист-конструктор». В последнем журнале была специальная рубрика «Морская коллекция», где просто и интересно рассказывалось все об истории развития морских кораблей. И морская тематика его не отпускала. Он досконально изучил строение парусных судов, их назначение, классификацию, историю. Испанский галеон XVI века – это вам не фрегат начала XIX века. И вот в кружке судомоделирования Игорь решился собрать свою первую модель. Но это был не парусник. «Морской охотник», – советский противолодочный катер времен Великой Отечественной войны с 45-миллиметровыми пушками, пулеметами и глубинными бомбами. Корпус был цельный, деревянный, с жестяными рубками и другими деталями.

Еще Игорь собирал спичечные этикетки, марки, увлекался музыкой, фотографией (об этом чуть позже). Но море оставалось морем и… моделями кораблей.

Когда Игоря призвали в армию, он пересек страну от края до края. В Прибалтике, под Таллинном, – «учебка», а потом самолетом – до Хабаровска. Был механиком-водителем АТТ (артиллерийский тяжелый тягач) в Приморье на Дальнем Востоке. Недалеко от города Бикина. Кругом тайга, а рядом – китайская граница. Но и там он не оставлял свои мечты о парусниках, «ревущих сороковых» и тропических островах.

После службы в родном Магнитогорске он пришел на обувную фабрику, где за семь лет, попутно заочно окончив московский вуз, прошел путь от ученика рабочего до главного художника-модельера предприятия. Вот где пригодились навыки, полученные в детстве в кружках моделирования! В 1987 году в СССР было решено построить с помощью итальянских специалистов три крупных обувных фабрики под ключ в Москве, Тольятти и Калуге. Игорь предложил свою кандидатуру на должность художника-модельера в Калугу и был принят на работу, выиграв огромный конкурс претендентов на вакансию. Возможность работать на одном из самых современных предприятий, учеба у итальянских специалистов в течение гарантийного года запуска фабрики, немедленное предоставление квартиры. В дальнейшем Игорю предлагают поднимать такую же новую фабрику в Брянске, но уже в должности главного инженера. Но тут рухнул Советский Союз. Жизнь заставила осесть в Санкт-Петербурге, заняться бизнесом. В 1998 году все карты спутал дефолт в стране и Игорь Гандин вернулся на родину, в Магнитогорск. А через два года его пригласили в Челябинск запускать с нуля обувной цех по пошиву рабочей обуви. Сейчас он трудится художником-модельером в крупном ортопедическом предприятии «ОРТО-МЕД». Он создает ортопедическую обувь для детей от эскиза и дизайна до готовой модели. Здесь тоже нужно «творчество, изобретательность, аналитический склад ума», как однажды написала о его качествах в школьной характеристике классный руководитель.

И все же он никогда не расставался со своими моделями. Конечно, были длительные перерывы в моделировании, но при появлении новых возможностей Игорь возвращается к нему. По Интернету сейчас можно заказать и приобрести хорошие конструкторские наборы различных парусных судов четырех-пяти уважаемых итальянских фирм. С помощью этих наборов Игорь уже собрал американскую шхуну XIX века и заканчивает испанский галеон XVI века.



Нужно ли модельеру-конструктору особенное мышление? Разумеется. Гандин пришел к нему через историю, приключенческую и фантастическую литературу, через специализированные журналы, через практику. Творческое начало надо проявлять во всем. Что такое итальянский набор для конструирования? Набор реечек, ниток, мелких деталей, которые невозможно в домашних условиях изготовить. Есть инструкции, но необходимо вырабатывать на каждом этапе сборки свою технологию. Вот киль и шпангоуты – скелет судна. Делается из 4-миллиметровой фанеры. Потом – стрингера, то есть продольные связи корабля. Обшивка самого корпуса набирается сначала из тонких липовых реечек. Затем следует верхний, завершающий слой обшивки из шпона красного дерева. Сам корпус – сложный, трехмерный объект. Делать, формально следуя инструкциям, – значит испортить немалое количество деталей. А они толщиной 0,5 – 0,7 мм. Их надо выгибать в трех измерениях, клеить, распаривать, укладывать, крепить. Это целое искусство, которое требует точности, терпения и творческого, инженерного мышления. В этом процессе появляется своя технология, один из элементов которой – полиуретановый клей. С его помощью однажды Игорь во время ремонта своей квартиры приклеил к натяжному потолку карнизы. «Жидкие гвозди», рекомендованные строителями, не застывали мгновенно, а только через пятнадцать-двадцать минут. Попробуйте подержать один на высоте приклеивающийся двухметровый карниз в течение этого времени! Так и с моделями кораблей. Та же проблема – ожидания, когда схватится клей. Полиуретановый клей действительно схватывается мгновенно. Еще более трудоемкая работа с рангоутом. Ставить мачты, вешать реи… Дальше самое изматывающее – такелаж. Стоящий, бегущий. Для того чтобы можно было поднять, подтянуть паруса, повернуть их. Для этого в наборах – нитки и блоки со специальными отверстиями. Хорошо еще, что не надо вязать морских узлов. Всю оснастку можно завязывать простыми узлами. Сотни узлов! Особенно много их на вантах (веревочных лестницах). Без терпения это не сделать. Терпение, сосредоточенность, такая же, как у буддиста, входящего в транс или нирвану. В эти моменты Игорь живет предвкушением итога – готовой модели. В голове проносятся картины из исторического прошлого: испанская армада, главенствующая на всех морях и океанах Земли, морские сражения с англичанами, французами, шведами. Пиратские набеги, острова сокровищ… «Йо-хо-хо, йо-хо-хо, и бутылка рома!» И эти ассоциации связаны только с одной моделью.

А стоило Игорю взяться за американскую яхту… Вернее, это не яхта, а шхуна XIX века. Она участвовала в знаменитых американских регатах и неоднократно побеждала. Очень красивое и самое быстрое судно среди парусников своего класса. Яхта призывает своим видом не только романтические просторы океана и ветер, толкающий ее по волнам, но и весь диапазон исторических событий: Гражданская война Севера и Юга, войны переселенцев Дикого Запада с индейцами, путешествия. И как же без Жюля Верна? С его десятками приключенческих и познавательных романов?

Игорь Гандин постарался свою увлеченность к миру фантазий привить и сыну Ростиславу. Когда тот был еще малышом, они играли вместе в солдатики, строили крепости, лепили из пластилина фигурки. Отец сшил сыну мушкетерский плащ, делал разные костюмы и игрушки. Потом постарался привить Ростику любовь к чтению, истории. Что не прошло зря. Ростислав пробует свои силы в написании фэнтезийных романов, издательском дизайне. Словом, тоже любит творчество. Периодически он помогает советами отцу при верстке страниц полноцветного издания. (Игорь пятый год художественный редактор областного детского литературно-краеведческого журнала «Подорожник», который выпускается при Челябинском отделении Союза писателей России).

Вечерами после работы Игорь склоняется над моделью корабля и начинает колдовать с его сборкой. А в комнате звучит музыка Beatles или Eric Clapton. Подборка раритетного винила у моделиста солидная. Он также увлечен их коллекционированием. В основном собирает первые издания альбомов групп – у него есть, например, редкие Animals, Shocking Blue, Creedence, Deep Purple… Потом берет фотоаппарат и проводит фотосессии для своих моделей. А завтра надо обойти памятники Челябинска по улицам Кирова и Цвиллинга: знакомый поэт попросил проиллюстрировать его книжку. И тут нельзя ударить лицом в грязь…

Испанский галеон «Святой Себастьян», XVI век.

Американская шхуна Bluenose – неоднократная победительница регаты «Кубка Америки», XIX век. Наборы для сборки моделей выпускает итальянская фирма Amati.