Поиск

Как систему приспособить к делу?

29.09.2011 09:29
Автор: Кандидат юридических наук, М.Р. Полковников
Можно по-разному относиться к переименованию милиции в полицию, но трудно сдержать раздражение, когда при этом реально ничего не меняется. Волокита, формализм, ориентация на безликие показатели – все это осталось в нетронутом виде.
Как систему приспособить к делу?*
не наше

Можно по-разному относиться к переименованию милиции в полицию, но трудно сдержать раздражение, когда при этом реально ничего не меняется. Волокита, формализм, ориентация на безликие показатели – все это осталось в нетронутом виде.

Приведу пример. В одном из крупных банков г. Челябинска в отделе инкассации (начальник отдела и два кассира) обнаружилась крупная недостача – свыше 33 млн. рублей, которую инкассаторам длительное время удавалось скрывать перебрасывая часть денег из кассет, предназначенных для установки в банкомат, в кассеты, которые направлялись в кассу для пересчета. В наличии недостачи признался один из кассиров, дал список недостачи по каждому банкомату, где специально созданная комиссия подтвердила ее, везде были изъяты «куклы», которые кассирами закладывались, чтобы отсутствие денег выглядело как технический сбой. В сейфе у одного из кассиров изъято более 1 700 000 рублей – «резерв» для затыкания «дыр». Кассиры фактически признают соучастие в преступлении, так как изъятые деньги, умышленные действия, направленные на сокрытие хищения – неопровержимо свидетельствуют об этом. У двоих за период совершения хищения появились дорогостоящие автомашины. Казалось бы, чего больше!

Но «принципиальные» независимые следователи Главного следственного управления, уверенно прошедшие аттестацию, посовещавшись с надзирающей прокуратурой Челябинской области, решили, что такое дело недостойно судебного рассмотрения. Банк пытался обращаться в суд и там следователь, прокурор и три адвоката единым фронтом насмерть стояли, возражая против направления дела в суд. Суд признал решение о прекращении уголовного преследования сотрудников отдела инкассации незаконным. Главное следственное управление Челябинской области выполнило решение своеобразным способом. Признанное незаконным решение было отменено, а через неделю было принято аналогичное решение. И так продолжается уже третий год: деньги неизвестно где, люди гуляют на свободе, ездят на дорогих машинах, а следователи и прокуроры спокойно получают заслуженную ими зарплату, мечтая о ее повышении.

А причина всей этой волокиты своей абсурдностью является весьма показательной для нашей правоохранительной системы: трудно сформулировать дату совершения хищения, точнее момент с которого оно началось. Можно согласиться: действительно трудно определить с какого момента инкассаторы начали таскать деньги из банкоматов. Но еще более трудно согласиться, что из-за этого можно «похоронить» очевидное преступление, оставив виновных без наказания, а ущерб без возмещения. Труднее оказалось решить нестандартную ситуацию, чем делать дело, для которой вся эта система создана.

Конечно, если бы в этой цепочке чиновников от правосудия появился принципиальный «боец», который, взял бы на себя ответственность, преодолел сопротивление «осторожных» чиновников, направил дело в суд, то, боюсь, что аттестацию он бы не прошел. Потому что в этой системе он был бы «белой вороной»: милицейской или полицейской – какая, в сущности, разница.