Поиск

Имеет ли право на народную память Кутлу-Мухаммед Тевкелев?

26.10.2009 00:00
Автор: Ольга СУКИНОВА
В прошедший четверг в Челябинске прошел круглый стол «А.И. Тевкелев в контексте истории Южного Урала второй трети XVIII века». В краеведческом музее для обсуждения собрались историки, представители общественных организаций, журналисты.
Имеет ли право на народную память Кутлу-Мухаммед Тевкелев?*

В прошедший четверг в Челябинске прошел круглый стол «А.И. Тевкелев в контексте истории Южного Урала второй трети XVIII века». В краеведческом музее для обсуждения собрались историки, представители общественных организаций, журналисты. Заявленная тема вызвала серьезную дискуссию не только в исторических кругах, но и среди рядовых челябинцев. А дело все в том, что Алексей Тевкелев – личность настолько неоднозначная, что вызывает споры даже спустя три столетия.

Высеченное проклятье
Напомним нашим читателям, что Центр гражданских инициатив «Вектор» предложил поставить в Челябинске памятник его основателю – генерал-майору, дипломату Алексею Тевкелеву. «Вечерка» уже писала, что даже проект памятника готов: Тевкелев указывает картографу на место, где будет стоять будущий центр Южного Урала. Идея, несомненно, здравая. Во-первых, основатель города заслуживает памятника ничуть не меньше, чем Максим Горький, который даже ни разу здесь не был. Во-вторых, как показали опросы, челябинцы слабо знают историю родного края. И вопрос: «Кто основал Челябинск?», как правило, остается без ответа.

Однако инициатива «Вектора» вызвала негодование со стороны башкирского населения Челябинска и области. В башкирской историографии и национальной культуре сложилось отчетливое представление о Кутлу-Мухаммеде (это настоящее имя Тевкелева) как о жестоком и бессердечном мурзе. Дело в том, что Тевкелев в 1736 году возглавил карательные отряды против повстанцев. По воспоминанию известного историка, участника легендарной Оренбургской экспедиции и очевидца тех событий Петра Рычкова, в деревне Сеянтус Балакчинской волости «1000 человек с женами и детьми их перестрелено и от драгун штыками, а от верных башкир и мещеряков копьями переколото; сверх того 105 человек собраны были в один амбар и тут огнем сожжены». На счету Тевкелева более 50 деревень и около 2000 жизней башкир, причем не только повстанцев, но и женщин, детей, стариков. В национальном башкирском эпосе даже есть песня о Тевкелеве с такими строчками:

Чернеют сосны на отвесных скалах,
Закатные ветра им ветви гнут...
Проклятие я высеку на камне,
Когда-нибудь потомки пусть прочтут...

Ненависть к Тевкелеву перенеслась со временем на всех потомков его рода, несмотря на то, что в нем были муфтии, общественные деятели, адвокаты, а служить ниже, чем в чине полковника Тевкелевы считали зазорным.

Трагедия Сеянтус

Чтобы конференция получилась действительно объективной, на нее были приглашены ведущие историки Челябинска и Уфы. Потом в кулуарах гости признавались, что опыт получился ценным и обещали, что к следующей встрече подготовятся посерьезнее.
Первые спорные моменты в исследовании личности Тевелева обозначил доцент кафедры древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ Гайяз Самигулов. Не во всех источниках упоминается инцидент с сожжением ста человек в амбаре деревни Сеянтус. Кроме того, в начале ХХ века еще бытовали народные песни, где Тевкелев фигурировал не как жестокий мурза. А затем из сборников эти песни исчезли. Гайяз Хамитович отмечает, что образ Тевкелева нарочно политизирован, Кутлу-Мухаммед сознательно был сделан антигероем.

Самигулову возразил оппонент из БГУ, известный философ Азат Бердин: наличие противоположных источников вполне возможно и не опровергает исторические факты.

– Сами действия Тевкелева, известного своим самодурством, и послужили основанием для восстания башкир в 1735 году. Он не разгонял деревни, как это делали другие, а сжигал их «до подошвы», – отметил Азат Тагирович. – Даже Кириллов, Татищев, Румянцев не ожидали, что разразится такая война, и были вынуждены направить военные силы. Так замкнулись круги насилия. Причем, это не наше мнение – Василий Татищев доносил императрице о том, что в восстании виноват именно Тевкелев. Салават Юлаев, например, стал героем не только башкир, но и всего Советского Союза. Тевкелева таким никогда не сделать.

Азат Бердин предложил челябинцам альтернативный выход: памятник Кутлу-Мухаммеду все-таки поставить. А на нем написать: «Дипломату, основателю Челябинска и палачу башкирского народа».

К словам коллеги присоединился руководитель Башкирского культурного центра «Агидель» в Алма-Ате Азамат Рыскильдин: «Оренбургская экспедиция именно усилиями Тевкелева превратилась в карательную».

Оппонентам из Башгосуниверситета возразил известный в Челябинске историк Владимир Боже:

– Я прекрасно понимаю национальную драму башкир. Однако мы смотрим на ситуацию с позиций XXI века. То, что нам кажется кощунством, безумной жестокостью, было нормой в те времена. Стояла задача по централизации действующей власти, и ее выполняли. Когда появляется непривлекательная государственная личность, нельзя приписывать ей плохие поступки и не видеть хороших. Факт остается фактом – именно Тевкелев стал основателем Челябинска.

Основатель или исполнитель?

Впрочем, то, что Кутлу-Мухаммеду южноуральская столица обязана своим появлением, тоже стало причиной ожесточенного спора краеведов.

Императрица Анна Иоанновна постановила создать цепь крепостей, которые бы помогли российскому государству укрепиться на своих юго-восточных границах. Так что Тевкелев был всего лишь исполнителем чужой воли. Он – такой же основатель города, как любой строитель, подрядчик, бригадир. Да и разве может город основать лишь один человек? Это мнение уфимской делегации.

– Кто такой, по-вашему, основатель? – спорил Владимир Боже. – По-моему, это тот, кто последний сказал «да», и после именно в этом месте была заложена крепость. Тевкелев не только основал крепость, он и принимал меры к ее заселению: приписывал к челябинцам крестьянские семьи. Москву Юрий Долгорукий тоже не в одиночку основал, но памятник ему стоит.

В конце напряженного дня, после долгих дебатов стороны так и не пришли к единому мнению об Алексее Тевкелеве, дипломате и убийце. Но решили, что оппонентам нужно обязательно встретиться еще. Лучше пусть решение о судьбе памятника родится в ходе непростой дискуссии, чем оно будет принято чиновниками, не посчитавшимися с мнением башкир.