Поиск

Ветераны особого назначения. Продолжение

02.05.2012 15:03
Автор: Владимир Филичкин
Весь совет ветеранов ГУ МВД РФ по Челябинской области в канун дня Победы трудился буквально не покладая рук. Его председатель полковник милиции в отставке Валерий Маскаев, кажется, уже сделал все возможное, чтобы каждый фронтовик реально ощутил тепло и заботу своих коллег и товарищей. Очень важно было никого не забыть. Просеяв многотысячный людской массив буквально выявить каждого воевавшего ветерана МВД живущего в Челябинской области…
Ветераны особого назначения. Продолжение*
не наше

Весь совет ветеранов ГУ МВД РФ по Челябинской области в канун дня Победы трудился буквально не покладая рук. Его председатель полковник милиции в отставке Валерий Маскаев, кажется, уже сделал все возможное, чтобы каждый фронтовик реально ощутил тепло и заботу своих коллег и товарищей. Очень важно было никого не забыть. Просеяв многотысячный людской массив буквально выявить каждого воевавшего ветерана МВД живущего в Челябинской области…

«Я не устаю поражаться тому, какие замечательные люди входят в нашу организацию» – утверждает Валерий Иванович: «У каждого за плечами не только нечеловеческие испытания той самой страшной войной, но и десятки лет тяжелейшей послевоенной службы на самых передовых, самых опасных рубежах милицейской работы. Мы все жизнью обязаны этим людям, сделавшим для нас, для нашей страны казалось бы поистине невозможное…».

Много лет прослужил на оперативной работе скромный челябинец полковник милиции в отставке инвалид Великой отечественной войны второй группы Иван Родионович Быханов. Со службы был комиссован в 1968 году по болезни, которую заработал еще на фронте. Такую суровую и героическую жизнь, какую прожил 90-летний милицейский ветеран подавляющее большинство наших современников, сегодня не может себе даже и представить…

Окончив семь классов сельской школы, Ваня Быханов уехал в Новосибирск, где работал грузчиком на оборонном заводе. В сентябре 1941 года, несмотря на положенную ему по закону бронь ушел на фронт в действующую армию. Воевал на направлении главного удара в составе 138 стрелкового полка внутренних войск НКВД СССР. Был простым пехотинцем рядовым автоматной роты. Принимал участие в тяжелейших боях на Волховском фронте под городом Тихвин против элитных эсэсовских соединений 18-й немецкой армии Группы армий "Север": танковых дивизий «Дас райх» и «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», испанской добровольческой «Голубой дивизии», гренадерской латвийской дивизии СС…

Свой первый самый страшный день нахождения на передовой Волховского фронта красноармеец Быхов запомнил навсегда. Именно 29-го января 1942 года советские войска начали с двух сторон замыкать кольцо знаменитого Демянского котла. Понимая, что могут оказаться в плотном окружении эсэсовцы дрались за свою жизнь отчаянно. Немецкое командование неоднократно запрашивало разрешение отступить, но Гитлер его не давал. В результате уже 8 февраля образовался «котёл», в котором оказались 6 отборных дивизий, включая моторизированную дивизию СС «Тотенкопф» — всего по данным Совинформбюро более 100 000 лучших солдат и вспомогательных частей Группы «Север». Бои тогда шли действительно жесточайшие, и самые большие потери были, конечно же, именно в пехоте. На отдельных участках фронта жизнь красноармейца в среднем составляла всего пять минут…

Это уже потом военные историки напишут про таких безымянных тружеников войны как Иван Быханов: «войска Волховского фронта сыграли решающую роль в разгроме мощнейшей тихвинской группировки противника, сорвали его планы осуществить прорыв к реке Свири, соединиться здесь с финскими войсками, окончательно замкнуть кольцо вражеской блокады вокруг Ленинграда и голодом, артиллерийскими обстрелами и бомбовыми ударами с воздуха задушить город великого Ленина. Контрнаступление советских войск в районе Тихвина привело к первому крупному поражению немецко-фашистских войск во второй мировой войне. В ходе его советские войска окончательно сорвали план немецко-фашистского командования молниеносной войны против СССР. Противник не смог снять с этого участка сколько-либо значительные силы и бросить их в решающий момент под Москву. Кроме того, успешное контрнаступление под Тихвином намного укрепило положение героического Ленинграда».

А тогда в свою первую военную зиму 19-и летний пехотинец Иван Быханов при сокращении наполовину нормы продовольствия и частом понижении температуры воздуха ниже -50 °С в условиях повсеместного бездорожья, глубокого снежного покрова и лесисто-болотистой местности изо дня в день на последнем пределе своих сил штурмовал в лоб мощную оборону противника, состоявшую из трех-четырех сильно укрепленных полос, бетонированных узлов сопротивления и нескольких промежуточных позиций, хорошо эшелонированных в глубину до 200 километров.

            В упорных боях чекисты-автоматчики, готовя себе возможность очередного прорыва, прикрывали огнем снайперов НКВД, как правило, при этом отвлекая ответный массированный огонь противника на себя.

Только по учтенным официальным данным НКВД СССР с 1 февраля 1942 года по 1 апреля 1943 года в полосе Волховского фронтов на передовых линиях фронта снайперские команды пятой героической дивизии НКВД вывели из строя не менее 9350 гитлеровцев, артиллерийские и пулеметные подразделения полков уничтожили 14 блиндажей, 7 пулеметов, 1 орудие, 4 полевые кухни, подавили огонь 22 дзотов, 18 пулеметных точек, рассеяли и частично уничтожили 541 гитлеровца. К тому же обеспечивая безопасность прифронтовой полосы части и подразделения пятой дивизии НКВД только на территории Ленинградской области задержали 86 агентов и диверсантов немецкой разведки абвера, 242 предателя, 105 прочего объявленного в розыск антисоветского элемента и 42 бандитов.

             Буквально чудом дожив до лета 1942 года, не выходивший все это время из кровопролитных боев красноармеец Иван Быхов в сражении у деревни Ляхово Новгородской области был тяжело контужен. После госпиталя был перераспределен в 14-й отдельный инженерный батальон войск НКВД СССР по разминированию не разорвавшихся снарядов и бомб. Принимал участие в жестоких боях за освобождение городов Смоленск, Даугавпилс и Риги. Уже после войны до самой своей демобилизации в декабре 1948 года старший сержант помкомзвода инженерной роты Быханов ежедневно с риском для жизни занимался разминированием нашей территории, а по вечерам учился в вечерней юридической школе на юриста-правоведа.

            Многие годы уже в мирное время Ивану Родионовичу частенько снился один и тот же кошмарный сон, как кожух неосторожно потревоженной им осколочной толстостенной неразорвавшейся немецкой авиабомбы в чугунном корпусе вдруг начинает с тихим жужжанием раскрываться. А он даже во сне, понимая, что через 2-3 секунды после полного раскрытия крыльчатки и начала его стремительного вращения последует взрыв взведенного устройства, в шоковом состоянии переживает, что забыв все чему его учили в спецшколе, и лопухнувшись активировал ложный штамп в виде головки винта, придуманный немецкими военными инженерами исключительно для введения в заблуждение глупых саперов противника.

Люди подобные Ивану Родионовичу обычно очень молчаливы и малообщительны. Действительно не рассказывать же случайным знакомым, женщинам и детям о том, что тебя волнует до сих пор. Что взрыватель неразорвавшегося стрелянного артиллерийского снаряда исключительно чувствителен к любым перемещениям и может взорваться даже при малейшем наклоне боеприпаса. Что эти снаряды имеют толстые стенки и изготовлены из легированной закаленной стали, поэтому всегда взрываются с большой силой и большим количеством осколков. Или, что при обнаружении стреляного снаряда не стоит даже доставать его из раскопа. Потому, что это единственно известный вид боеприпасов времён Великой, который может легко сдетонировать даже при несильном попадании по нему лопатой. Что его ни в коем случаи нельзя трогать. Что он очень опасен.

Или о том, что до сих пор в лесу под Санкт Петербургом можно встретить немецкую прыгающую противопехотную мину, снаряженную 340 стальными шариками диаметром 9 миллиметров. Что немецкие минные взрыватели у этих «шпрингминен» изготовлены с высоким качеством из цветных металлов. Мало подвержены коррозии и поэтому взрыватели безотказно срабатывают даже по прошествии полувека с момента их установки. Единственное что может спасти случайного грибника, это если отсырел порох замедлителя, но на это, конечно же, надеяться не стоит. Обнаружив такую мину без верхнего взрывателя, не думайте, что она разряжена, потому, что у нее есть еще и донный взрыватель. И это может быть отсроченный страшный сюрприз от давно сгинувших сапёров вермахта. При попытке её извлечь из грунта, взрыв прыгающей мины неизбежен…

            Из саперов-подрывников красноармеец Иван Быханов угодил прямиком на оперативную работу в МГБ Латвийской ССР. Окончил ускоренные одногодичные курсы в спецшколе в Харькове. 25 декабря 1951 года стал лейтенантом госбезопасности. Жестоко воевал с прибалтийским националистическим подпольем, недобитыми под Тихвином латышскими легионерами из войск СС…

            С 1953 по 1955 год работал начальником ВОХР на секретном производстве. Потом жизнь закрутила «так получилось», что тяжело больной ветеран войск МГБ СССР два года отработал слесарем-инструментальщиком на прожекторном заводе. В 41 год заочно поступил в Высшую Омскую школу милиции по линии уголовного розыска. В 45 лет успешно окончил ее и получил диплом юриста-правоведа уже высшей квалификации.

            Окончательную выйдя в отставку в звании подполковника милиции, работал дежурным по железнодорожному вокзалу, начальником автоэкспертного бюро, шофером и такелажником в мостоотряде. В Челябинске очень скромно проживает последние два года без регистрации как гражданин Украины…

Редакция благодарит председателя совета ветеранов МВД по городу Челябинску Александра Пашнина за помощь в подготовке этого материала.