Поиск

Трое в яхте, не считая голубей

14.11.2012 12:18
Автор: Марат ГАЙНУЛЛИН
Полгода жизни ушло на совершение исторической миссии. В эти дни экипаж яхты «Челябинск», завершая на острове Кутузова в Тихом океане свое кругосветное путешествие, готовится к отправке домой.
Трое в яхте, не считая голубей*

Полгода жизни ушло на совершение исторической миссии

В эти дни экипаж яхты «Челябинск», завершая на острове Кутузова в Тихом океане свое кругосветное путешествие, готовится к отправке домой.

По маршруту Магеллана

В составе экипажа трое наших отважных земляков: депутат Законодательного Собрания Челябинской области, он же капитан яхты Владимир Горнов, его старший помощник, челябинец Алексей Зайнуллин, а также океанолог и переводчик, радист и матрос из Миасса Семен Иванов. Ему же отведена почетная роль бессменного собкора на страничке в Интернете «Кругосветная экспедиция яхты «Челябинск». Все трое являются аттестованными шкиперами.

За полтысячелетия до челябинцев, в 1520 году, кстати также в ноябре, в открытый океан вышел Фернан Магеллан. Известно, что в тот самый период, когда он пересекал океан от Огненной Земли до Филиппинских островов, стоял полный штиль. Очевидно, именно та тихая погода и навела Магеллана на мысль назвать океан Тихим. Правда, через пару веков была попытка переименовать его в Великий — как самый большой из океанов. Но не прижилось и это название, как и другой гидроним — Восточный океан, который еще до революции можно было встретить на русских картах.

Кто только до наших земляков не отваживался на покорение самого большого по площади и глубине океана на Земле! Выходили на китайских джонках и катамаранах, или знаменитый норвежец Тур Хейердал 65 лет назад на своем плоту из бальсовых бревен «Кон-Тики» пытался доказать миру, что вполне можно пересечь Тихий океан в западном направлении к островам Полинезии из центральной части Южной Америки.

И здесь чиновничьи барьеры!

В день, когда мы по телефону связались с Владимиром Горновым, их яхта пришвартовалась к причалу на берегу острова Кутузова. Сам капитан яхты не скрывал своего раздражения по поводу ужасной связи в океане с Большой землей по Интернету, да и скорость интернет-соединения маленькая.

— Именно здесь, на острове Кутузова, мы готовимся к установке памятного барельефа, — рассказал «ЮП» Владимир Горнов. — Специальную пирамиду, которую украсят изображения знаменитых русских полководцев, героев Отечественной войны 1812 года Кутузова и Раевского, мы сооружаем по заданию Русского географического общества.

Однако столь ответственная миссия чуть было не потерпела крах из-за некоторого дипломатического недопонимания, которое возникло в результате длительных переговоров с местной администрацией. Вполне возможно, что, общаясь со столь экзотически выглядевшим капитаном, напоминавшем скорее Робинзона Крузо, полинезийцы поставили под сомнение мирные намерения путешественников. В конце концов нашим землякам удалось убедить чиновников островной администрации, которые все-таки дали разрешение на возведение на их земле русского монумента.

Когда яхта на приколе

Таким образом, одна из главных целей экспедиции — водрузить здесь барельефы в память о событиях 200-летней давности — была достигнута.

Пока же в эти полгода они обходили моря и океаны, на их родине стали отмечать другую юбилейную дату — 400-летие со времени освобождения земли русской от польских интервентов. На вопрос, будут ли отмечать День единства на острове Кутузова, челябинцы ответили утвердительно.

— Экспедиция стартовала в Челябинске еще 7 мая, на воде живем с 10 мая, — рассказывает Владимир Горнов. — В Балтийское море выдвинулись 30 мая. Потом выходили в Северное море, затем шли через Атлантику, прошли Аргентину, мыс Горн. Когда проходили этот мыс, конечно же, вспомнили совпадение его названия с моей фамилией…

— А когда шли через Атлантику, Бермуды не проходили?

— Это было в прошлый раз, в 2010 году, когда наш маршрут пролегал под эгидой 65-летия Победы. Тогда мы действительно заходили в сам Бермудский треугольник. Вот тогда‑то на себе чувствовали все аномалии, которые там традиционно происходят со всеми.

— «Летучих голландцев» не встречали?

— Бог миловал. А вот такое было: одни и те же приборы показывали различные величины. С чем это связано? Пока что это никак не объяснимо. Учитывая, что мы заходили лишь только с краю «треугольника», два необычных явления все-таки наблюдались. Первое — это как раз то, что показания приборов откровенно врали. Второе: нас затягивало вовнутрь «треугольника». Это однозначно! Каких‑то других особенных аномалий тогда мы не почувствовали и не увидели.

— Когда вас ждать домой?

— Отсюда, с острова Кутузова, наша экспедиция как раз и отправляется домой. Если быть точнее, завершится путешествие на Канарских островах, откуда на самолете мы намереваемся вернуться в Россию. Домой хотим попасть к Новому году. Очень хотим!

И выдержать полный штиль

Вот несколько выдержек из судового дневника, который аккуратно вел на всем протяжении путешествия главный хроникер яхты Семен Иванов:

«9 июня 2012 г.

Ветер западный, 20 узлов. Медленно, но верно продвигаемся к Ла-Маншу. Утром за завтраком лодку подбросило на волне, и кастрюля, полная салата, пролетев через всю каюту, врезалась в иллюминатор. Но в общем волна уже меньше, атмосферное давление растет, погода улучшается. Наша яхта потихоньку превращается в Ноев ковчег: сегодня опять прилетел голубь, прячась от непогоды.

14 августа

В связи с тем что маршрут экспедиции яхты «Челябинск» был изменен, экипаж считает нужным дать некоторые разъяснения по этому поводу, дабы исключить кривотолки и сразу ответить на потенциальные вопросы.

Изначальный план предполагал плавание с запада на восток. Старт был намечен на конец марта. Основная задача была определена как совершение экспедиции во славу Отечества и Господа Бога, увековечивание памяти героев войны 1812 года Кутузова М.И. и Раевского Н.Н., а также в честь двухсотлетия победы установление барельефов великим полководцам на островах Россиян в Тихом океане. В связи с этим разрабатывались рекомендации Русского географического общества с тем расчетом, чтобы прийти на острова Россиян к осени 2012 года — как раз накануне годовщины Бородинского сражения.

Принципиальным пунктом в принятии решения плыть на восток также было время прохождения самого опасного участка экспедиции — мыса Горн.

И неспроста: печально известный постоянно бушующими ветрами, огромными волнами, сильными течениями и дрейфующими айсбергами, мыс Горн стал последним пристанищем для многих моряков. Для яхтсмена обогнуть этот мыс — все равно что для альпиниста покорить Эверест. В общем, как говорят местные яхтсмены, «плавание только для суперменов».

Вскоре после пересечения метеорологического экватора ветер стабилизировался, и команда вздохнула с облегчением. Все-таки прав был Макаревич: «гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль».