Поиск

Скрытая безработица - открытая угроза

15.09.2010 17:05
Автор: Александр Подопригора
Власти долго ее не замечали, но пришла пора трезво взглянуть на эту серьезную проблему качества жизни челябинцев. Сейчас острота проблемы занятости в Челябинской области в определенной степени снята, но окончательно не решена. Оживление на рынке труда во втором квартале позволило более чем на треть сократить число безработных.
Скрытая безработица - открытая угроза*
не наше

Власти долго ее не замечали, но пришла пора трезво взглянуть на эту серьезную проблему качества жизни челябинцев. 

Сейчас острота проблемы занятости в Челябинской области в определенной степени снята, но окончательно не решена. Оживление на рынке труда во втором квартале позволило более чем на треть сократить число безработных. Однако уровень безработицы все еще почти вдвое выше докризисного. Число официальных безработных снизилось до уровня менее чем в 50 тыс. человек, но полностью переломить ситуацию не удается.

 Важно то, что «официальная» безработица начинает снижаться, на первый план выходят вопросы удовлетворенности условиями труда и качества рабочих мест, текучести кадров. Что особенно важно, начинает проявляться опасное явление неполной занятости или скрытой безработицы. Очевидно, что обеспечить эффективное использование трудового потенциала населения с приемлемым уровнем оплаты труда гораздо сложнее, чем просто уменьшить число зарегистрированных безработных.

Также как и официально регистрируемая, скрытая безработица всегда присутствует в экономике. Это означает, что всегда есть определенное количество лиц, частично или полностью не работающих, не зарегистрированных как безработные и желающих найти работу. Именно эта часть населения создает определенную конкуренцию на рынке труда, занимает рабочие места и препятствует быстрому снижению безработицы.

Не замечать скрытые экономические процессы опасно, так как в  некоторых случаях они оказывают серьезное влияние на реальную экономическую ситуацию. B частности, наличие проблем скрытой неполной занятости существенно тормозит снижение уровня официальной безработицы. По всем признакам, именно последствия скрытой безработицы в значительной мере стали проявляться сейчас в Челябинской области. 

«Серая занятость»,  «серые» зарплаты 

Исследование аналитического Центра "Стратегии и Мониторинг", проведенное совместно со специалистами Института экономики Уральского отделения Российской Академии Наук и ЧелГУ, показало, что все последние годы ситуация с реальной занятостью в Челябинской области была заметно хуже, чем в соседних регионах.

Неполная занятость работающих возникает по многим причинам. Например: за счет работы женщин, ухаживающих за детьми, подрабатывающих пенсионеров и студентов и ряда других категорий работников добровольно имеющих неполный рабочий день. Это естественно для экономики. Однако в условиях проблем с качеством рабочих мест неполная занятость может расти и по ряду других причин.

 Например, за счет уволившихся и временно неработающих, самостоятельно ищущих работу и не зарегистрированных в центрах занятости, работающих сезонно или временно, временно неработающих и находящихся в “добровольно оформленных” отпусках без содержания. Росту скрытой безработицы способствует и распространение выдачи заработной платы по “серым” схемам – то есть, за пару часов отработанного времени официально, а за все остальное время - в конвертах.

 Для оценки масштабов скрытой безработицы в регионе была проведена оценка реально отработанного и оплаченного рабочего времени. Результаты оценки, доля реально отработанного и оплаченного рабочего времени в регионах, в сравнении нормативным (полным) времени при восьмичасовом рабочем дне приведены на рисунке. Они показывают, что еще в 2008 году в Челябинской области в сравнении с соседними регионами наблюдалась значительно более низкая реальная занятость населения.

 В Челябинской области доля реально занятого (фактически отработанного) рабочего времени была в среднем на 7% ниже, чем в схожих соседних регионах -Свердловской, Пермской, Оренбургской областях. Здесь мы оказались среди худших на Урале и находились практически на одном уровне с Курганской областью, где доля сельского населения, имеющего традиционно низкую занятость значительно больше.

 Такая величина отклонения от уровня “соседей” возникает в том случае, если еще дополнительно 7% от числа всех занятых в регионе числятся занятыми, но реально не работают. Иначе говоря, если 14% от всех занятых области работают только половину рабочего времени. Это значение (7%), более чем в 4 раза превосходит официально озвученный уровень докризисной безработицы в 1,5%.

 

Делали вид, что все хорошо 

Наличие столь значительного объема сомнительной занятости, несомненно, оказывает негативное влияние на любые попытки понизить уровень безработицы. В данном случае зарегистрированная безработица является только своеобразной вершиной айсберга более серьезных накопившихся проблем.

Проблемы стагнации экономики, и как следствие, занятости и уровня заработной платы в городах области были заметны еще до кризиса. Однако в действиях  чиновников Министерства экономического развития области они отражения они не нашли. Даже после “взрыва” ситуации в Златоусте, не было проведено целевого мониторинга ситуации по городам и районам, а варианты комплексного решения проблем так и не появились.

Именно непринятие своевременных экономических мер по активизации хозяйственной деятельности в проблемных городах, а также желание бывшего руководства области, не решая проблем по существу, обеспечить достойные показатели, привело за предшествующие годы к застою в ряде сфер экономики, породив латентные «экономические болезни» – такие как скрытая безработица и реально более низкий уровень заработной платы и жизни населения.

Исследование Центра «СиМ» показало, что из-за низкой реальной занятости ежемесячный объем заработной платы, приходящийся на одного работающего в экономике области, был почти на 4 тысячи рублей меньше среднемесячной зарплаты.

 

Поводы для оптимизма 

 Оценки показывают, что по итогам 2008 года ежемесячный объем заработной платы приходящейся на одного занятого в экономике Челябинской области составил всего 10,4 тысяч рублей. А по итогам 2009 года снизился до уровня 9,5 тысяч рублей. Именно этот реальный объем заработной платы, а не средняя начисленная заработная плата, как упрощенно считают многие, определяет реальный платежеспособный спрос, уровень доходов и уровень жизни населения области. 

Показатели заработной платы на Урале и до кризиса были невысоки по сравнению с средними по стране. Однако и здесь Челябинская область была далеко не в числе лучших. Она обгоняла только области, где доля сельского населения существенно больше. А разрыв между показателями Челябинской области и окружающих регионов Урала самый значительный. Соответственно и различия между декларировавшимся и реальным уровнем доходов населения, так же наибольшие. По объему заработной платы, приходящегося на одного занятого, Челябинская область, почти на треть отстала от Свердловской области, с которой ее долгое время раньше сравнивали - причем эта величина не соответствует имеющемуся потенциалу региона.

Несмотря на то, что рассматриваемые проблемы копились годами, в экономике области появились определенные моменты, позволяющие с некоторым оптимизмом смотреть в будущее. Это рост объемов реализации отдельных видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, возникновение перспективных точек роста экономики при вводе новых мощностей на металлургических предприятиях, решение части накопившихся социальных вопросов в бюджетной сфере, успешная реализация областных инфраструктурных проектов (в частности по дорожному строительству), наращивание объемов реально получаемой заработной платы во втором квартале текущего года (рост на 14%).

 - Только более эффективное использование конкурентных преимуществ экономики и трудового потенциала, наращивание суммарного объема зарплаты, становится сейчас одним из главных путей активизации экономики, развития малого бизнеса и роста благополучия населения области - считает руководитель Центра «Стратегии и Мониторинг», экономист Сергей Гордеев.