Поиск

Прозрачная граница России

27.06.2013 12:45
Автор: Владимир ФИЛИЧКИН
Трогательную любовь к Южному Уралу будущему командующему пограничных войск России Андрею Николаеву привила его мать. Начинающая поэтесса Елена Дмитриевна во время войны оказалась в эвакуации на Урале, где ей довелось работать на оборонном заводе. Большинство стихов нашей землячки отражают каждый шаг ее сына – будущего генерала – от пеленок и до министерского кресла.
Прозрачная граница России*

Трогательную любовь к Южному Уралу будущему командующему пограничных войск России Андрею Николаеву привила его мать. Начинающая поэтесса Елена Дмитриевна во время войны оказалась в эвакуации на Урале, где ей довелось работать на оборонном заводе. Большинство стихов нашей землячки отражают каждый шаг ее сына – будущего генерала – от пеленок и до министерского кресла.

Прекрасный, образованнейший человек и офицер Николаев, и об этом мало кто знает, был большим патриотом Челябинской области. Служил в Чебаркульской дивизии, был депутатом Челябинского областного совета. Сделал поразительно успешную военную карьеру: три воинских звания (капитан, подполковник, полковник) получил досрочно, что является крайне редким фактом в офицерском корпусе. Деятельность и опыт Андрея Николаева к тому же позволяли в течение нескольких лет считать его одним из наиболее подходящих кандидатов на пост министра обороны.

Жаркое дыхание с Юга

Став первым пограничником страны после нападения отряда «Черного араба» – представителя многочисленной иорданской чеченской диаспоры Хаттаба – на 12 погранзаставу Московского погранотряда, он добился того, чтобы региональное управление ФПС располагалось именно в Челябинске. Генерал очень хотел, чтобы именно в нашей области были развернуты мощные приграничные структуры и рокадные сооружения, чтобы возрос престиж области, увеличилось количество рабочих мест. Но договоренности с губернатором Вадимом Соловьевым оказались по существу недействительными при Петре Сумине. И мы упустили очень многое. Региональное управление и соответствующие службы покинули негостеприимную область. Я был лично знаком с Андреем Ивановичем и очень уважаю его за принципиальное решение, принятое им в 1998 году. При составлении годового бюджета он запросил 20 миллиардов рублей только на обустройство вновь создаваемой Южной границы. Тогда как в проекте бюджета на охрану всех 60 000 километров более чем непростого периметра территории нашей страны планировалось выделить всего три миллиарда деноминированных рублей. Договорится с Борисом Николаевичем удалось лишь о восьми миллиардах. И в знак протеста Андрей Иванович немедленно подал рапорт об отставке... Честный поступок честного генерала тогда мало кто оценил. Искренний протест против намерения оставить страну с абсолютно неприкрытой южной границей обозвали попыткой «бонапартизма». В одном из интервью Ельцин даже весьма некорректно сравнил себя со Сталиным, поставив Андрея Николаева на место Григория Жукова.

Недоброжелатели внушили президенту, что Николаев намерен превратить ФПС в монстра, составленного из мощных и современно вооруженных формирований в сочетании с эффективно действующими спецслужбами — разведкой и контрразведкой. Президенту, естественно, было трудно дойти до тех проблем, которые возникли у пограничников вследствие разрушения прежнего КГБ…

Сегодняшняя эпидемия терроризма и наркомании в России – следствие той самой прозрачности ее южных рубежей. Разведка погранвойск еще в те годы имела полную проработанную информацию о взрывоопасной ситуации в Афганистане. Именно в Афганистане крупные группировки таджикских боевиков под руководством афганских моджахедов и арабских инструкторов проходили диверсионную и террористическую подготовку. В генштабе России отлично знали, что нестабильность в среднеазиатских республиках в ближайшее время должна эхом отразиться и в республиках Закавказья и Кавказа. Векторы геополитических интересов Турции и Панарабской группы были прочерчены вполне отчетливо и скрещивались на российских просторах от Волги до Урала. Челябинская область на этих картах была окрашена в зеленый цвет. Важнейшая роль в этой экспансии отводилась дельцам от наркобизнеса. На территории стран «золотого полумесяца» – в Пакистане, Афганистане и Иране – производилась и производится основная часть героина высокой очистки для отправки через таджикско-афганскую границу по северному пути в Россию. Прозрачные границы, на создании которых так своевременно сэкономили чиновники всех уровней, в принципе не могли защитить население страны от наркоэпидемии.

Блокада кокаиновых наркобаронов

Что интересно, в это же самое время, когда российские чиновники столь успешно боролись с пограничниками, мировое сообщество начало необычайно активно и успешно бороться с планами международной наркокорпорации. Большинство оперативных планов по блокаде международной наркокорпорации до сих пор засекречено. Уже с 2000 года под эгидой ООН была полностью развернута широкомасштабная операция «Пурпур» – международная программа интенсивного отслеживания отдельных партий перманганата калия, используемого в подпольных лабораториях для производства кокаина. В 2003 году только Интерполом были приостановлены 19 поставок объемом около 900 тонн, поскольку имелись веские основания полагать, что может произойти утечка этих партий из легальных каналов международной торговли. В случае утечки такого количества наркотического прекурсора его хватило бы для производства примерно 4 500 тонн кокаина.

В 1999 – 2000 гг. в целях предотвращения утечки перманганата калия из каналов внутреннего распределения стран Андского субрегиона были впервые предприняты меры по определению реальных потребностей в химических веществах всех компаний. В результате своевременного сбора информации и ее анализа резко снизился импорт перманганата калия в наркопроизводящий регион. Но уже в 2002 – 2003 гг. объем импорта опасного химиката в Южной Америке снова вырос и даже превысил уровень 2000 года.

Соответственно, и усилия, первоначально принимавшиеся в рамках плана «Колумбия», финансируемого США, и имеющие целью предложить сокращение транзита наркотиков из южноамериканских стран, вылились в гораздо более масштабные действия под названием «Андская инициатива против наркотиков». Предполагаемый общий объем производства кокаина только в 2002 году в странах Южного конуса составил 800 тонн. И соответственно, реализуя оперативные данные, полученные в результате исполнения международных программ, только в Колумбии власти в 2002 году в результате рейдов уничтожили 1400 нарколабораторий. Также в Колумбии в 2002 году было изъято 80 тонн перманганата калия – рекордное количество за один год. И эксперты профильных комитетов ООН признали: низкий уровень окисления южноамериканского кокаина – свидетельство успешности уже начального этапа международной операции «Пурпур».

Северный путь афганского опия

Культивирование опийного мака в Афганистане, сократившееся в 2001 году в результате запрета, введенного движением «Талибан», продолжилось к 2003 году в еще больших масштабах. Соответственно мировое производство опиатов уже в 2003 году достигло рекордного уровня, намного превышающего мировой спрос. Опиатное сырье с высоким содержанием морфина составило около 516 тонн в морфиновом эквиваленте. А сырье с высоким содержанием тебаина примерно на том же рекордном уровне, что и в 2002 году – 119 тонн в тебаиновом эквиваленте. Рекордно выросли и складские запасы опиатного сырья. Нереализованные запасы, скопившиеся у основных стран-производителей, оценивались как более чем достаточные, чтобы удовлетворить годовой спрос на опиатное сырье во всем мире.

Именно поэтому международное содружество спецслужб и разведок приступило к исполнению международного оперативного плана «Топаз». Стандартные оперативные процедуры «Топаза» были нацелены на предотвращение утечки или контрабанды  в ближневосточный регион и далее в Афганистан ангидрида уксусной кислоты, используемого для изготовления героина. В 2003 году к этой операции присоединились Афганистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан и целый ряд стран «шелкового» и «северного» пути. Интенсивное отслеживание поставок в сфере международной торговли уксусным ангидридом дало Международному комитету по контролю над наркотиками возможность пристально следить за сложной динамикой и маршрутами законной международной торговли ангидридом, что немедленно оказало решающее значение для выявления новых или необычных маршрутов, которые могли свидетельствовать о происходящей утечке или попытках организовать утечку прекурсора. Главными рынками международной торговли ангидридом были признаны США и Нидерланды. В 2003 году маленькая Бельгия вдруг превратилась в крупнейший центр торговли этим товаром с точки зрения числа поставок. А Мексика была даже признана крупнейшим экспортером с точки зрения объемов. В то время когда в России экономили на обустройстве южной границы, все ведущие страны мира принимали просто беспрецедентные усилия по охране своих рубежей от проникновения международного наркотрафика…

* * *
По данным профильного комитета ООН связь между незаконным оборотом наркотиков, оргпреступностью и терроризмом во всем мире в последние годы стала еще более заметной.

Генерал Андрей Ниеолаев: первое интервью для южноуральских СМИ.