Поиск

Проблемы регионального книгоиздательства

05.05.2010 00:00
Автор: Олег Синицын
По законам развития капитализма крупные компании, предприятия, фирмы поглощают в своем сегменте средний и малый бизнес, вытесняя его с рынка, диктуя условия конкуренции, которые приводят к банкротству последнего или уходу в другие сферы деятельности.
Проблемы регионального книгоиздательства*
не наше

Наброски на полях неизданной рукописи

По законам развития капитализма крупные компании, предприятия, фирмы поглощают в своем сегменте средний и малый бизнес, вытесняя его с рынка, диктуя условия конкуренции, которые приводят к банкротству последнего или уходу в другие сферы деятельности.

Экономический кризис обостряет антагонизмы, в равной степени ударяя по всем, но запас прочности, как говорится, у каждого свой. Шансов выжить в кризис у малого и среднего бизнеса – практически никаких.

Все это напрямую относится к региональному книгоиздательству, так как крупным бизнесом такой вид деятельности назвать невозможно  в силу скромных оборотов.

Книгоиздателей можно отнести к трем условным категориям:

  1. ТИПОГРАФИИ. Издательства, имеющие солидную полиграфическую базу. (Челябинский дом печати, «Паритет», Межрайонная типография, ПО «Книга» и ряд других.) Они занимаются широким спектром полиграфической продукции. Печать бланков, газет, журналов, брошюр, буклетов, этикеток, упаковочной продукции и др. Доля книгоиздания у ТИПОГРАФИЙ незначительная. По крайней мере, редакционно-издательские отделы не загружают на 100 процентов производственные мощности.
  2. МАЛЫЕ ТИПОГРАФИИ. Издательства, имеющие в своем арсенале не только малую типографию, но направленную, в основном, на книгоиздание редакционно-издательскую группу. Приоритет отдается книгам. («Автограф», «Рекпол», «Полиграф-мастер», НБ, «Фрегат», «Два комсомольца», Издательский дом Олега Синицына и другие).
  3. ИЗДАТЕЛЬСТВА, не имеющие полиграфической базы. Они создаются исключительно для выпуска книг, большей частью художественных. Больших затрат для создания таких издательств не требуется. Небольшое помещение, мебель, компьютеры, телефоны. Плюс команда единомышленников. (Издательство Татьяны Лурье, Издательский дом Марины Волковой, «Аркаим», «Каменный пояс» и др.)  Несмотря на то, что таких издательств немалое количество, настоящими генераторам и идей выступают немногие. 

Проблемы, возникшие с экономическим кризисом, у каждой категории издательств, естественно, особенные. ТИПОГРАФИИ испытывают кадровый голод, так как высших учебных заведений, готовящих полиграфических специалистов, (я не имею ввиду техникумы) всего несколько по всей России. Один единственный завод в Рыбинске выпускает отечественное полиграфическое оборудование, а следовательно, и комплектующие к нему. Если учесть, что львиная доля типографий в России работает именно на отечественном оборудовании, становится ясно, что запчасти для печатных и других станков – постоянная головная боль механиков типографий. Проблема и в необходимых материалах: бумаге, картоне, краске, клее, пластинах для изготовления печатных форм и проч. Для примера, в России всего несколько бумажных комбинатов, которые не могут обеспечить потребности всех типографий. Как следствие – непрерывный рост цен на бумагу.

МАЛЫЕ ТИПОГРАФИИ имеют те же самые проблемы, с той разницей, что оборудование у них, в основном, импортное. Прямых поставок запчастей с заводов-изготовителей, естественно, не наблюдается, а потому фирмы-посредники взвинчивают цены на комплектующие и импортные материалы. Еще одна проблема – сеть распространения книжной и полиграфической продукции. Не каждая малая типография может позволить себе иметь магазин, где продавалась бы собственная продукция. А иметь сеть таких магазинов или хотя бы «точек» непосильная задача для многих.

ИЗДАТЕЛЬСТВА, не имеющие полиграфической базы, сталкиваются с другого рода проблемами, свойственными в той или иной степени и двум остальным категориям издательств. В 90-е годы был определенный голод населения на книжную продукцию, и издательства смело запускали проекты, которые подразумевали быструю окупаемость. Книжные магазины еще более менее охотно брали на реализацию продукцию местных книгоиздателей. Постепенно интерес к такого рода литературе пропал. Во-первых, на прилавки хлынули вместе с достойными и интересными произведениями, откровенная халтура, безграмотность, воинствующая графомания. Что немедленно отвратило покупателя от прилавков. Во-вторых, полиграфическое качество таких изданий оставляло желать лучшего. В-третьих, рост цен на бумагу и другие материалы довел себестоимость одной книги до 10 долларов за экземпляр. С такими ценами рядовой читатель не согласен. Собственные проекты издательств, направленные на поддержку талантливых авторов, высокохудожественных произведений, резко сократились. «Портфель заказов» стал формироваться из книг, которые оплачивали сами авторы или их спонсоры. Разумеется, что в такой «портфель» стали попадать не самые лучшие произведения. Кроме того, в целях экономии средств издательства нередко размещают свои заказы в Финляндии, Китае, других сопредельных государствах. Разве это выгодно для экономики страны?

Не смотря на то, что у разных категорий книгоиздателей  свои специфические проблемы, есть немало и общих. Как я уже говорил, это прежде всего высокие цены на бумагу. Затем – отсутствие четкой системы и сети распространения. Важная общая проблема – недопонимание властей значения книгоиздательства и пропаганды чтения населения, как развития культурного процесса и формирования позитивного сознания масс. Власть должна понять, что уральская литература – это такое же достояние Урала, как металл, тяжелое машиностроение, золото, уголь… Соседние республики – Башкортостан и Татарстан – давно это осознали и очень бережно относятся к национальной литературе, поэтам и прозаикам, в общем ключе поддержки всей национальной культуры. Только один факт – национальные авторы издаются за счет республиканского бюджета.

В Челябинской области культура, а, особенно, литература, финансируется по остаточному принципу. Хотя для того, чтобы создать для книгоиздания на Урале благоприятный режим, для начала достаточно принять ряд мер, не связанных с материальными затратами. Например, книжные магазины, находящиеся на территории Челябинской области обязать реализовывать какой-то процент продукции уральских издательств. Установить квоту – если ты книжный магазин. В связи с этим предусмотреть налоговые и другие льготы. Всячески поощрять те предприятия, которые пропагандируют и продвигают уральскую литературу. Это – для начала.

Но, как известно, «спасение утопающих – дело самих утопающих». Осознавая глубину надвинувшихся проблем типографии, издательства, книготорговцы, авторы, библиотеки решили объединится в ассоциацию «Продвижение книги». Возглавляет ассоциацию издатель Марина Волкова. Уже составлена обширная программа действий. Одно из направлений – создание издательского кластера Челябинской области. Немало времени уделяется в ассоциации пропаганде книгоиздательского дела, самой книги. Так, 18 февраля 2010 года ассоциация совместно с администрацией города Магнитогорск провела фестиваль «Время читать». На фестивале в здании городской администрации весь день работала книжная выставка челябинских издательств (…), прошла конференция библиотекарей города, поэты и писатели работали на площадках школы искусств, художественного музея, Магнитогорского государственного университета, городской библиотеки, городской филармонии… Всего было проведено 25 мероприятий, на которых присутствовало около трех тысяч человек, отчеты об этом фестивале прошли в средствах массовой информации. Фестиваль книги состоялся, чего и добивалась ассоциация – привлечения внимания населения к чтению. В планах ассоциации проведения творческого десанта в городах Миасс, Копейск, Снежинск.

Пока это – только капля в море. Но, как известно, капля точит камень.

Да, что-то предпринимается. Но положение книгоиздателей сегодня настолько тяжелое, что без активного вмешательства властей многие просто не выживут. Это чревато серьезными потерями в литературной сфере. Это чревато сведению на нет и без того очень тонкого культурного слоя, который пока еще присутствует в Челябинской области.

В свою очередь, для того, чтобы избежать бездумной и слепой поддержки всем подряд направо и налево, или наоборот, только определенной категории авторов и издателей (например, Союзу писателей), ассоциация «Продвижении книги» готова создать Большое жюри, которое бы регулярно составляло полный список социально-значимой и высокохудожественной литературы. Разумеется, что финансирование таких проектов необходимо проводить из бюджета области.

Планов, разрешающие возникшие проблемы перед книгоиздательством, много, и шаг за шагом ассоциация их реализовывает. Хватило бы дыхания у подвижников этого движения. И понимания, как со стороны властей, так и со стороны населения.