Поиск

Приготовления к Великому Посту

10.02.2009 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
9 февраля началась Неделя о мытаре и фарисее. Притча, которая легла в основу праздника, имеет такое значение: слеза грешника стократно более важна Богу, чем соблюдение всех обычаев по-фарисейски, ради корысти. Это первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста.
Приготовления к Великому Посту*

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя сам, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Евангелие от Луки (18, 10-14).

9 февраля по православному календарю началась Неделя о мытаре и фарисее. Притча, которая легла в основу праздника, имеет такое значение: слеза грешника стократно более важна Богу, чем соблюдение всех обычаев по-фарисейски, ради корысти. Это первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. 

  «Когда человек готовится в дорогу, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Великим постом. Пост это, главным образом, духовное путешествие, а цель его – Пасха. И задолго до начала самого поста Церковь зовет нас вступить в приготовительный период. С недели о мытаре и фарисее во время всенощного бдения в храмах начинают петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» из Постной Триоди (сборник молитвословий Великого поста). Церковь также отменила пост в среду и в пятницу на предстоящей седмице, чтобы каждый верующий еще больше проникся значением этой притчи. Притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. Фарисей считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога (пост, исполнение обрядовых законов) и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех гордыни. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми людьми, – осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом, не превозносился перед кем-либо и никого не осуждал.

Этой притчей Церковь говорит: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордыне, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает. Но помни, что и мытарь еще не спасен, а является только более оправданным перед Богом». Главная добродетель христианина – смирение, то есть умение видеть недостатки, прежде всего в самом себе, и желание очиститься от них с помощью Божией. Потому-то православный человек каждый свой день начинает с молитвы мытаря. Молитва и добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ. Верные последователи Христа познаются прежде всего смирением. Два человека встали перед Богом и просили у Создателя общения с Ним, искали потерянный Рай, который был дан первому человеку Адаму. Молитвам обоих Господь внимал, но более словам мытаря, потому что тот духовно почувствовал, что нет в человеке добра, пока Господь не даст за покаяние бесценный дар любить и прощать», говорит пресс-секретарь Челябинской епархии Новгородцева Ольга Викторовна. 

 В воскресные дни в храмах прошли праздничные богослужения, во время которых была прочитана евангельская притча о мытаре и фарисее. Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов совершил всенощное богослужение и Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.