Поиск

Посмертные мучения милиционера Волкова

02.03.2011 10:16
Автор: Владимир Байков
16 лет назад накануне ввода войск в Чечню Министр обороны РФ Павел Грачёв во всеуслышание заявил: «Грозный возьмём двумя десантными полками». Кровавый тяжелейший штурм столицы независимой Ичкерии начался утром 31 декабря 1994 года и продолжался до 6 апреля 1995 года. Когда Павла Сергеевича, спросили: «а как же ваше печально знаменитое обещание взять Грозный за два часа силами одного парашютно-десантного полка?».
Посмертные мучения милиционера Волкова*

16 лет назад накануне ввода войск в Чечню Министр обороны РФ Павел Грачёв во всеуслышание заявил: «Грозный возьмём двумя десантными полками». Кровавый тяжелейший штурм столицы независимой Ичкерии  начался утром 31 декабря 1994 года и продолжался до 6 апреля 1995 года. Когда Павла Сергеевича, спросили: «а как же ваше печально знаменитое обещание взять Грозный за два часа силами одного парашютно-десантного полка?». Первый российский генерал армии ответил предельно откровенно: «А я и сейчас от него не отказываюсь. Только выслушайте полностью-то мое высказывание. А то ведь выхватили из контекста большого выступления лишь одну фразу — и давай муссировать.

Речь шла о том, что если воевать по всем правилам военной науки: с неограниченным применением авиации, артиллерии, ракетных войск, то остатки уцелевших бандформирований действительно можно было уничтожить за короткое время одним парашютно-десантным полком. И я действительно мог это сделать, но тогда у меня были связаны руки».

Первая чеченская война,́ хотя официально вооруженный конфликт назывался всего лишь «мерами по поддержанию конституционного порядка в Чеченской республике» продолжалась с 11 декабря 1994 года по 31 августа 1996 года. Еще до объявления какого-либо решения российских властей, 1 декабря, российская авиация нанесла удар по аэродромам Калиновская и Ханкала и вывела из строя все самолёты, находившиеся в распоряжении сепаратистов. 11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики». Позднее Конституционный суд РФ признал большую часть указов и постановлений правительства, которыми обосновывались действия федерального правительства в Чечне, соответствующими Конституции. В тот же день подразделения Объединённой группировки войск (ОГВ), состоявшие из частей Министерства обороны и Внутренних войск МВД с боями вступили на территорию Чечни.
После фактической политической победы боевиков в ходе операции «Джихад» с 6 по 22 августа 1996 года представителями России (председатель Совета Безопасности Александр Лебедь) и Ичкерии (Аслан Масхадов) в городе Хасавюрте (Республика Дагестан) были подписаны соглашения о перемирии. Российские войска полностью выводились из Чечни, а решение о статусе республики было отложено до 31 декабря 2001 года. Чечня вновь стала де-факто независимым, но де-юре непризнанным ни одной страной мира (в том числе Россией) государством. «Мирная передышка» была далеко не мирной.
И поэтому вторая чеченская война официально стыдливо называваемая контртеррористической операцией (КТО) — боевые действия на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа началась 30 сентября 1999 года (дата очередного ввода российских войск в Чечню). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год. С 0 часов 16 апреля 2009 года режим КТО был официально отменён. Но замалчиваемый вооруженный конфликт тлел все последующие годы.

    Упорное нежелание называть происходящее своими именами в первую очередь бьет, конечно же, по рядовым участникам тех страшных событий. 14 января 2001 года старший лейтенант милиции 29-летний оперуполномоченный уголовного розыска Игорь Волков, откомандированный с Урала в Чечню в составе оперативной группы на двух автомобилях «УАЗ» выехали на улицы «мирного» Грозного для реализации оперативной информации по розыску и задержанию автомашины ВАЗ -2106 с боевиками, устанавливающими фугасы для подрыва транспорта федеральных сил. Около 11 часов экипаж Игоря, выследив «жучку» полную бородатых мужчин после преследования смог заблокировать ее во дворе пятиэтажки. В завязавшейся автоматной перестрелке перевес был на стороне русских милиционеров. Но неожиданно, откуда, то сверху по федералам ударили прицельные очереди. Сразу же  трое из пяти оперативников были тяжело ранены. Подоспевшая группа огневого прикрытия, подавив огневую точку в панельной пятиэтажке, вызвала на себя подкрепление. В бою четверо матерых взрывников были уничтожены. В их машине обнаружили: танковый осколочный фугас, четыре выстрела к гранатомету, огнемет «Шмель», дистанционное управление к фугасу, гранаты. Боевики до конца отстреливались из ручного пулемета, автоматов АКСу и АКС, пистолетов «Стечкина» и «Макарова». Один из боевиков истекая кровью, забросав милиционеров гранатами, сумел уйти вглубь частного сектора. Раненный в подмышечную область Игорь Волков  умер на руках по дороге в медсанбат ВВ. Двое его раненных товарищей после оказания неотложной помощи были немедленно эвакуированы на «броне» в военный госпиталь. В материалах двух заключений служебной проверки и в Грозном и в ставке командования в населенном пункте Ханкала боевые полковники и генералы сошлись во мнении, что ранения милицейскими оперативниками были получены «при исполнении служебных обязанностей во время ведения боевых действий». В ходатайстве о награждения Игоря Волкова посмертно орденом Мужества было отмечено также, что он «в течение всей командировки находился в зоне вооруженного противостояния в городе Грозном. При этом фронтовой розыскник Волков сумел обнаружить склад взрывчатых веществ боевиков. Принял участие в 17 спецоперациях по зачистке. Выявил и задержал несколько объявленных в розыск и хорошо вооруженных «мирных» жителей. Участвовал в перестрелках на улицах «мирного» города. Огнем своего автомата прикрывал отход к бронетехнике своих боевых товарищей попавших под обстрел. При этом естественно подавлял огневые точки боевиков.

Указом Президента России №1331 от 17 ноября 2001 года Волков Игорь Михайлович был посмертно награжден орденом Мужества. Уезжая в «мирную» командировку в Чечню он оставил живущих в общежитии: беременную жену Оксану и свою пятилетнюю дочь. По устоявшейся среди «чеченцев» традиции Игорь скрыл от матери пункт своего назначения – «чтобы мама не волновалась».

Узнав о смерти сына, Светлана Васильевна слегла. Заработала сердечный недуг, нервное истощение и более чем скромную пенсию по потере кормильца. Узнав о том, что ей можно получить 32% прибавку обратилась в пенсионный отдел ГУВД. После получения отказа подала заявление в Центральный суд Челябинска, рассчитывая в судебном порядке добиться прибавки, так как по ее пониманию было очевидным, что ее покойный сын является ветераном боевых действий. Решением суда от 22 октября 2010 года Светлане Васильевне «в перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца» было отказано. Суд поддержал благоразумно не названного им в решении юриста, представлявшего интересы ГУВД, посчитав, что «на момент своей смерти Игорь Волков статусом ветерана боевых действий не обладал и, следовательно, не мог приобрести его в последующее время». Тем более, что для получения подобного статуса как утверждают служители Фемиды обязательно требуется оформление лично заявителем соответствующего заявления. А мертвые, как известно заявлений не пишут. 14 декабря 2010 года Челябинский областной суд поддержал решение районного суда. Стремление матери погибшего в бою Игоря Волкова увеличить пенсию по случаю потери кормильца, на 900 рублей, наверное, представляется некоторым чрезмерным.