Дмитрий Микулик: «Ям стало меньше, но оставшиеся ругают еще больше» («Губерния»)
Полет нормальный. Новое здание челябинского аэропорта оснастят телетрапами («МК-Урал»)
Общество
Из-за снега южноуральских водителей попросили отказаться от поездок Из-за снега южноуральских водителей попросили отказаться от поездок
Из-за ухудшения погодных условий в Челябинской области водителей, которые не сменили резину на зимнюю, просят воздержаться от поездок. Об этом сообщает «МК-Урал» со ссылкой на ГИБДД региона.
«Горный Урал» может стать пилотной агломерацией в РФ «Горный Урал» может стать пилотной агломерацией в РФ
Перспективы и пути развития агломераций в Челябинской области стали новой темой традиционного экспертного клуба. Хоть в рамках встречи предлагалось рассмотреть несколько объединений, больше всего внимания получила агломерация «Горный Урал».
В Челябинске сегодня открылась выставка «АгроПродЭкспо. Урожай» В Челябинске сегодня открылась выставка «АгроПродЭкспо. Урожай»
С 20 по 23 октября в ледовой арене «Трактор» пройдет традиционная осенняя сельскохозяйственная выставка «АгроПродЭкспо. Урожай»
На выходные закроют движение транспорта по улице в центре Челябинска На выходные закроют движение транспорта по улице в центре Челябинска
В эти выходные дорожники будут ремонтировать трамвайные и железнодорожные пути на двух участках в Челябинске. Об этом «ЧелябинскСегодня» сообщили в пресс-службе городской администрации.

Последний фрезеровщик империи

09:49
30 Июня 2011 г.
Как ни банально это звучит, но есть огромная разница между рабочими, успевшими застать советскую эпоху, и современной рабочей молодежью. Прежде всего это касается, конечно же, различий в их профессиональном, культурном и образовательном уровне. Сергей Юрьевич Жданов вот уже 32 года трудится без перерыва на челябинском заводе «Электромашина».
Последний фрезеровщик империи

Как ни банально это звучит, но есть огромная разница между рабочими, успевшими застать советскую эпоху, и современной рабочей молодежью. Прежде всего это касается, конечно же, различий в их профессиональном, культурном и образовательном уровне. Сергей Юрьевич Жданов вот уже 32 года трудится без перерыва на челябинском заводе «Электромашина». Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением второго механического цеха ОАО «Электромашина». Живет с женой и тремя детьми в общежитии в поселке Железнодорожном под Копейском. В той же самой комнате, в которой жил и его отец. Такая вот современная рабочая династия.

Сразу же после окончания средней школы Сережа Жданов уехал из Копейска в Ленинград. Учиться в ПТУ на фрезеровщика. Уже тогда, мальчишкой, он понимал, что в советское время уровень теоретической и практической подготовки фрезеровщика, как, впрочем, и кузнеца, прессовщика, вальцовщика, был настолько высоким, что обеспечивал возможность карьерного роста вплоть до начальника цеха или даже главного технолога после окончания института. И тогда это, кстати, считалось нормой.

Сделать карьеру, изначально работая в каком-нибудь отделе заводоуправления, говоря по-современному - в «офисе», в те годы было практически невозможно. Как бы издевательски это ни звучало в наше время. Напротив, по сравнению с цеховыми работниками такие люди выглядели попросту неудачниками.

Коллеги Сергея по профтехучилищу выбирали свою специальность сознательно, в том числе и из материальных соображений. Сейчас этому сложно поверить, однако зарплата рабочих тогда была значительно выше, чем у какой-либо иной категории заводского персонала. Причем чем более опытен был рабочий, тем больше он зарабатывал.

Сегодня Сергей Жданов, наверное, один из самых опытных рабочих на «Электромашине». Работает одновременно на пяти фрезерно-сверлильных станках с промышленным компьютером. Станки у него 1985 года, и поэтому приходится опекать их особенно тщательно, чтобы не барахлили. Совсем не просто установить необходимые параметры, ввести их в память «компа», чтобы одновременно многооперационно и особо точно вырезать из металла сложнейшие детали.

Сегодня ветеранов, подобных Жданову, на заводах совсем немного. И каждый из них хранит память об унижениях 90-х годов, когда, чтобы хоть как-то прокормиться в периоды простоев и задержек зарплаты, им приходилось уезжать на заработки - «калымить». Некоторые из них после этого так и не вернулись на завод, кто-то вернулся с потерей квалификации. Во всяком случае, в целом все они благодаря «калыму» многое поняли в сущности нынешнего общественно-экономического строя. Слишком резок был контраст между производством деталей и агрегатов для современной бронетехники и строительством коттеджей для представителей новой буржуазии.

Сергей Юрьевич хорошо помнит времена, когда общее падение профессионального и образовательного уровня привело к тому, что молодой токарь, к примеру, не мог прочитать чертеж детали, прессовщик не знал, как работает гидравлический пресс, а вальцовщик – от чего зависят параметры прокатки. Естественно, в процессе работы эти знания постепенно перенимались у опытных напарников, таких как Жданов. Почему-то в советское время начальная подготовка позволяла человеку сразу заниматься тем, чему он обучен. А вот в постперестроечный период сложилась достаточно странная ситуация, когда токаря нужно было учить на токаря, вальцовщика – на вальцовщика уже после того, как они получили диплом о профильном среднем профессиональном образовании. Да и не шли тогда молодые в рабочие. И зарплата маленькая, и труд тяжелый.

Сегодня Сергей Юрьевич получает на руки примерно тысяч двадцать. Маловато, конечно. Тем не менее три года назад купил в рассрочку автомашину ВАЗ-15. Имеет домашний компьютер. «Старый» рабочий признает: «Сейчас на «Электромашине» работать стало лучше, чем в недавнем прошлом. Все, конечно, зависит от руководства. И оборудование стало другим, и обучают молодежь прямо на заводе, в обучающем центре. И сам там полтора года назад повысил квалификацию. Предприятие закупает новые станки - «обрабатывающие центры».

Глядя на Жданова, понимаешь, что «старые» рабочие отличаются от молодых особой мудростью. Всегда превосходно осведомлены о размере дивидендов собственников предприятия, стоимости его акций, планируемых повышениях или понижениях зарплаты и тому подобном. К своему руководству они относятся, как правило, несколько сдержанно, а к заводскому так и вовсе настороженно. Но при этом признают, что ситуация на производстве постепенно налаживается. Правительственной пропаганде в целом они не очень-то верят, хотя у многих из них еще есть иллюзии по поводу некоторых «раскрученных» телевидением крупных политических фигур.

«Интересно строятся отношения между молодыми и «старыми» рабочими, - рассказывает Сергей Юрьевич. - Это почти всегда отношения между учеником и учителем: молодой рабочий поначалу во всем копирует манеру работы «старого», затем понемногу вырабатывает свой стиль, но первоначальное сходство остается. И в этом смысле советская традиция сохраняется. Каждый молодой рабочий в течение какого-то времени является, условно говоря, подручным кого-либо из «старших». Они работают в одной смене, вместе обедают и вместе уходят с работы. Поскольку «старший» всегда намного более развит как личность, для молодого рабочего он представляет пример не только в профессиональном, но и в чисто житейском плане. Поэтому навязываемый через СМИ воинствующий индивидуализм молодежи бывает сильно поколеблен взаимодействием со сложившимся коллективом».



Разместить рекламу и объявление в газетах Челябинскa

Комментарии

Оставить комментарий
CAPTCHA

Подписаться на новости

Email:

Имя: