Митрополит Никодим: "Необходимо привести в порядок сам строящийся кафедральный храм и прилегающую территорию" (МК-Урал)
Б.Дубровский: "Мы должны использовать наши географические преимущества и стать «российскими воротами в Азию»" (Челябинск Сегодня)
Общество
В Ленинском районе Челябинска появилась остановка «Ярмарка» В Ленинском районе Челябинска появилась остановка «Ярмарка»
В Челябинске переименовали остановку по улице Чистопольской в Ленинском районе. Теперь транспорт будет останавливаться на «Ярмарке». Об этом «ЧелябинскСегодня» 29 мая сообщили в пресс-службе администрации Челябинска.
Прямое авиасообщение появится между Челябинском и Калининградом Прямое авиасообщение появится между Челябинском и Калининградом
С 2018 года между Челябинском и Калининградом планируют наладить прямое авиасообщение. Сейчас ведутся переговоры с компанией-перевозчиком, сообщает «Губерния».
Челябинцы прикрыли дыру в асфальте старым креслом Челябинцы прикрыли дыру в асфальте старым креслом
Жители Челябинска самостоятельно занялись ямочным ремонтом. Яму, которая появилась из-за провалившегося канализационного люка, горожане прикрыли креслом, сообщает 1obl.ru.
Южноуральцы смогут получить бесплатную консультацию у юристов Южноуральцы смогут получить бесплатную консультацию у юристов
Челябинское региональное отделение Ассоциации юристов России традиционно примет участие в Едином дне бесплатной юридической помощи. На Южном Урале будет работать 12 пунктов, где можно будет получить консультацию.

Последний фрезеровщик империи

09:49
30 Июня 2011 г.
Как ни банально это звучит, но есть огромная разница между рабочими, успевшими застать советскую эпоху, и современной рабочей молодежью. Прежде всего это касается, конечно же, различий в их профессиональном, культурном и образовательном уровне. Сергей Юрьевич Жданов вот уже 32 года трудится без перерыва на челябинском заводе «Электромашина».
Последний фрезеровщик империи

Как ни банально это звучит, но есть огромная разница между рабочими, успевшими застать советскую эпоху, и современной рабочей молодежью. Прежде всего это касается, конечно же, различий в их профессиональном, культурном и образовательном уровне. Сергей Юрьевич Жданов вот уже 32 года трудится без перерыва на челябинском заводе «Электромашина». Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением второго механического цеха ОАО «Электромашина». Живет с женой и тремя детьми в общежитии в поселке Железнодорожном под Копейском. В той же самой комнате, в которой жил и его отец. Такая вот современная рабочая династия.

Сразу же после окончания средней школы Сережа Жданов уехал из Копейска в Ленинград. Учиться в ПТУ на фрезеровщика. Уже тогда, мальчишкой, он понимал, что в советское время уровень теоретической и практической подготовки фрезеровщика, как, впрочем, и кузнеца, прессовщика, вальцовщика, был настолько высоким, что обеспечивал возможность карьерного роста вплоть до начальника цеха или даже главного технолога после окончания института. И тогда это, кстати, считалось нормой.

Сделать карьеру, изначально работая в каком-нибудь отделе заводоуправления, говоря по-современному - в «офисе», в те годы было практически невозможно. Как бы издевательски это ни звучало в наше время. Напротив, по сравнению с цеховыми работниками такие люди выглядели попросту неудачниками.

Коллеги Сергея по профтехучилищу выбирали свою специальность сознательно, в том числе и из материальных соображений. Сейчас этому сложно поверить, однако зарплата рабочих тогда была значительно выше, чем у какой-либо иной категории заводского персонала. Причем чем более опытен был рабочий, тем больше он зарабатывал.

Сегодня Сергей Жданов, наверное, один из самых опытных рабочих на «Электромашине». Работает одновременно на пяти фрезерно-сверлильных станках с промышленным компьютером. Станки у него 1985 года, и поэтому приходится опекать их особенно тщательно, чтобы не барахлили. Совсем не просто установить необходимые параметры, ввести их в память «компа», чтобы одновременно многооперационно и особо точно вырезать из металла сложнейшие детали.

Сегодня ветеранов, подобных Жданову, на заводах совсем немного. И каждый из них хранит память об унижениях 90-х годов, когда, чтобы хоть как-то прокормиться в периоды простоев и задержек зарплаты, им приходилось уезжать на заработки - «калымить». Некоторые из них после этого так и не вернулись на завод, кто-то вернулся с потерей квалификации. Во всяком случае, в целом все они благодаря «калыму» многое поняли в сущности нынешнего общественно-экономического строя. Слишком резок был контраст между производством деталей и агрегатов для современной бронетехники и строительством коттеджей для представителей новой буржуазии.

Сергей Юрьевич хорошо помнит времена, когда общее падение профессионального и образовательного уровня привело к тому, что молодой токарь, к примеру, не мог прочитать чертеж детали, прессовщик не знал, как работает гидравлический пресс, а вальцовщик – от чего зависят параметры прокатки. Естественно, в процессе работы эти знания постепенно перенимались у опытных напарников, таких как Жданов. Почему-то в советское время начальная подготовка позволяла человеку сразу заниматься тем, чему он обучен. А вот в постперестроечный период сложилась достаточно странная ситуация, когда токаря нужно было учить на токаря, вальцовщика – на вальцовщика уже после того, как они получили диплом о профильном среднем профессиональном образовании. Да и не шли тогда молодые в рабочие. И зарплата маленькая, и труд тяжелый.

Сегодня Сергей Юрьевич получает на руки примерно тысяч двадцать. Маловато, конечно. Тем не менее три года назад купил в рассрочку автомашину ВАЗ-15. Имеет домашний компьютер. «Старый» рабочий признает: «Сейчас на «Электромашине» работать стало лучше, чем в недавнем прошлом. Все, конечно, зависит от руководства. И оборудование стало другим, и обучают молодежь прямо на заводе, в обучающем центре. И сам там полтора года назад повысил квалификацию. Предприятие закупает новые станки - «обрабатывающие центры».

Глядя на Жданова, понимаешь, что «старые» рабочие отличаются от молодых особой мудростью. Всегда превосходно осведомлены о размере дивидендов собственников предприятия, стоимости его акций, планируемых повышениях или понижениях зарплаты и тому подобном. К своему руководству они относятся, как правило, несколько сдержанно, а к заводскому так и вовсе настороженно. Но при этом признают, что ситуация на производстве постепенно налаживается. Правительственной пропаганде в целом они не очень-то верят, хотя у многих из них еще есть иллюзии по поводу некоторых «раскрученных» телевидением крупных политических фигур.

«Интересно строятся отношения между молодыми и «старыми» рабочими, - рассказывает Сергей Юрьевич. - Это почти всегда отношения между учеником и учителем: молодой рабочий поначалу во всем копирует манеру работы «старого», затем понемногу вырабатывает свой стиль, но первоначальное сходство остается. И в этом смысле советская традиция сохраняется. Каждый молодой рабочий в течение какого-то времени является, условно говоря, подручным кого-либо из «старших». Они работают в одной смене, вместе обедают и вместе уходят с работы. Поскольку «старший» всегда намного более развит как личность, для молодого рабочего он представляет пример не только в профессиональном, но и в чисто житейском плане. Поэтому навязываемый через СМИ воинствующий индивидуализм молодежи бывает сильно поколеблен взаимодействием со сложившимся коллективом».



Разместить рекламу и объявление в газетах Челябинскa

Комментарии

Оставить комментарий
CAPTCHA