Поиск

Памяти праведника

12.12.2008 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
«Народ – это не все, говорящие на нашем языке, но и не избранцы, отмеченные огненным знаком гения. Ни по рожденью, ни по труду своих рук и ни по крылам своей образованности отбираются люди в народ, а по душе...
Памяти праведника*

«Народ – это не все, говорящие на нашем языке,
 но и не избранцы, отмеченные огненным знаком гения.
Ни по рожденью, ни по труду своих рук
 и ни по крылам своей образованности
отбираются люди в народ, а по душе.
Душу же выковывает себе каждый сам, год от  года.
Надо стараться закалить, отгранить себе такую душу,
чтобы стать человеком, и через то крупицей своего народа.
С такою душой обычно не преуспевают в жизни, в должностях,
в богатстве и вот почему народ преимущественно
располагается не на верхах общества». А.И.Солженицын
  Эти слова стали девизом жизни Александра Исаевича Солженицына – поэта, прозаика, историка, выдающегося публициста, вознесенного на вершину славы, но оставшегося бессеребренником. Этот человек был лауреатом Нобелевской премии, премии Российской Федерации, мог бы стать мультимиллионером, оторваться от своего народа и страны, но он не захотел – всю жизнь он бедствовал, терпел обыски КГБ, боролся за русскую свободу до конца, все его гонорары шли на помощь людям, пострадавшим от советского террора.
  Ему пришлось пройти через все мыслимые муки – Великую Отечественную войну, лагеря, ссылки, травлю в прессе, цензуру, утрату родины. Родившись в Кисловодске 11 декабря 1918 года, Александр Исаевич рос без отца, в ужасной бедности. После окончания института и непродолжительной работы в качестве учителя физики и математики Солженицын был призван рядовым на передовую часть фронта. Позже получил звание лейтенанта, окончив артиллерийское училище, командовал батареей звукоразведки. Перед самой победой Александр Исаевич был арестован за критику Сталина в письмах другу Виткевичу.
  В молодости Солженицын являлся убежденным коммунистом, отвергнувшим православие, недовольным отдельными недостатками в работе партии, обвинявшим Сталина в отходе от ленинских идеалов. Лишь, пройдя через 8 лет ужаса в лагерях и «шарашках», Александр Исаевич сделался антисоветчиком. Работа на советскую власть в «шарашке» была ему омерзительна, Солженицыну было там хуже, чем в лагере. Освободившись из заключения, писатель дождался правления Хрущева и опубликовал «Один день Ивана Денисовича» и «Не стоит село без праведника» («Матренин двор») в журнале Твардовского «Новый мир». Но основные, любимые произведения Солженицына были неизвестны читателям. Александр Исаевич осознавал фальшивость «оттепели», реформаторства Хрущева, экс-соратника Сталина.
  Вскоре его произведения были запрещены и изъяты из библиотек. После захвата власти Брежневым Александр Исаевич был изгнан из Союза Писателей. За него заступился только Каверин, Шолохов выступал за скорейшее исключение Солженицына. Вскоре начались бесконечные обыски КГБ, была убита женщина – помощница писателя.
  Но Александра Исаевича нельзя было заставить молчать, получив всемирную известность, он начал передавать свои труды за границу – «Архипелаг ГУЛАГ», «Август Четырнадцатого», «Раковый корпус», несколько рассказов-крохоток; он писал письма съезду, давал интервью иностранным корреспондентам, совместно с Сахаровым выступал против оккупации Чехословакии, вставшей на путь освобождения от пут коммунизма. Желая помочь писателю развеяться и отдохнуть от обысков, Мстислав Ростропович на несколько дней бесстрашно приютил его у себя в гостях, когда все «друзья» отвернулись от Солженицына. Также Александр Исаевич до самого ареста 1974 года заступался за других писателей-диссидентов, находившихся под арестом.
  Заключение, насыщение жизнью сделали из Солженицына глубоко верующего православного человека. На исходе первой половины жизни ему было не стыдно оглянуться в свое прошлое. Он пожертвовал собой ради будущего освобождения России от большевизма: был выслан из СССР за измену родине. Проживая на Западе – в ФРГ, Вермонте (США), Александр Исаевич не заискивал перед американцами и прочей мировой общественностью, сурово критиковал руководство стран НАТО за трусость, самовлюбленность, наплевательское отношение к русским, страдавшим под пятой тоталитаризма. Выступал против политики разрядки, взаимного проникновения.
  Солженицын страдал всю жизнь ради того, чтобы мы поняли, что без Бога Россия уже не будет собой, без Него русские потеряют смысл в жизни, связь с предками и историей. Его публицистический шедевр «Как обустроить Россию» на долгие десятилетия останется идеальной программой развития страны – построения правового, православного, гуманистического государства, которое бы соединило в себе Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан. В этом произведении Александр Исаевич указал на то, как должны реформироваться демократия, местное самоуправление, опроверг партийную систему, не отражающую интересов народа.
  Наша совесть запятнана – при жизни мы не поняли его идей, не в полной мере оценили его гений. Александр Исаевич вернулся на свою любимую родину при первой возможности – в 1994 году. Проехал через всю страну – от Дальнего Востока до Москвы. Солженицын верил в духовное и политическое возрождение страны . Его мечтой было освоение северо-западных территорий, Сибири русскими. Александр Исаевич захотел изменить страну – баллотироваться в президенты, но поняв, что не получит всенародной поддержки отказался от этой идеи. В то время симпатии населения были на стороне коммунистов и демократов, а Солженицын был один против всех и за народ. Поэтому при расстреле Верховного Совета Ельциным он занял нейтральную позицию, за что был всеми проклят и забыт. Александр Исаевич неоднократно указывал первому Президенту России на его ошибки, но не получив отклика с его стороны, отошел от политики. Удалившись на покой, писатель принялся за окончание фундаментального труда о русской революции цикла «Красное колесо». В разгар работы он умер. Все подлинно православные люди желали ему долгих лет жизни и творчества во имя России. Покинув грешную землю, писатель унес частичку души нашего народа. Его смерть была христианской – он ее не боялся, считал, что окончил свой жизненный путь и ему пора отойти в лучший мир.