Поиск

О ситуации на челябинском рынке труда – от первого лица

12.02.2010 00:00
Автор: Мария ХВОРОСТОВА
Не секрет, что найти работу в Челябинске сегодня сложно. В этой ситуации можно ждать у моря погоды, а можно действовать, используя все доступные варианты, в том числе помощь государства. Именно к этому призывает директор городского центра занятости населения Александр Шегуров. О вариантах для безработных, нюансах для работодателей и сложностях для своей службы он рассказал нашему корреспонденту.
О ситуации на челябинском рынке труда – от первого лица*
не наше

Не секрет, что найти работу в Челябинске сегодня сложно. В этой ситуации можно ждать у моря погоды, а можно действовать, используя все доступные варианты, в том числе помощь государства.

Именно к этому призывает директор городского центра занятости населения Александр Шегуров. О вариантах для безработных, нюансах для работодателей и сложностях для своей службы он рассказал нашему корреспонденту.

 — Александр Александрович, как вы оцениваете ситуацию на рынке труда, с чем мы пришли к началу 2010 года, чем для нас закончился 2009 год?


— Ситуация тяжёлая. Обращений в нашу службу по-прежнему много. На сегодняшний день уровень безработицы составляет 2,5 процента по Челябинску.

Это ниже, чем в Челябинской области (3,7 процента) и чуть меньше, чем в России (2,8). В январе количество безработных даже чуть уменьшилось — на 262 человека, но за первую неделю февраля вновь увеличилось на 70 человек.

Количество вакансий медленно растёт, сейчас в нашем банке более 3000 предложений. Требуются в основном врачи, медсёстры, учителя, воспитатели, подсобные рабочие, уборщики, то есть, прямо скажем, не самые популярные профессии.

В банке много вакансий с не самым высоким уровнем квалификации и, соответственно, с не самым высоким уровнем заработной платы.


Думаю, до марта количество безработных будет расти, а начиная с апреля, активно используя программы занятости, мы этот рост постараемся остановить.

 


Сегодня мы очень активно работаем над профобучением. Люди, которые не могут трудоустроиться, имеют возможность через центр занятости бесплатно обучиться тем или иным специальностям, получая при этом стипендию.

В прошлом году мы работали с 25 учебными заведениями, предлагали более 60 специальностей, востребованных на рынке труда. Многие после обучения сумели найти себе работу.


В 2008 году мы обучили 900 человек, уже в 2009 году — 2400 человек, а на 2010-й запланировали обучить
3,5 тысячи человек.

 



— А какая ситуация сейчас с сокращениями на предприятиях?


— Цифры уменьшились, и если сравнивать январь 2009 года и январь 2010-го, то количество поданных уведомлений о сокращении уменьшилось в три раза.

Если мы в прошлом году в январе получили уведомления о сокращении на тысячу человек, в этом году — на 390. Кроме того, уменьшилось количество людей, работающих в неполном режиме.

Около 17 тысяч человек работают неполный день, и порядка пяти тысяч находятся в административных отпусках по вине работодателя. Год назад эта цифра была почти в 1,5 раза больше.

Это говорит о том, что предприятия начинают понемногу выходить из кризиса.


— Расскажите об областной целевой программе (ОЦП), принятой на 2010 год. Каковы её основные направления и как вы их оцениваете?


— Программу можно оценить по итогам прошлого года. Когда она заработала в полной мере в марте 2009 года, рост безработицы и по России, и по Челябинской области остановился.

Резко упало количество обращений к нам.


В прошлогодней программе было четыре основных направления. Первое — организация опережающего обучения на предприятиях.

Около 2,9 тысячи работников, находящихся под риском увольнения, получали дополнительную квалификацию или новую специальность и смогли таким образом остаться на своём предприятии или трудоустроиться на другом.

Второе — организация временных рабочих мест для находящихся под риском увольнения. Предприятия переводили своих сотрудников, которые не задействованы в производственном процессе, на дополнительно созданные места, связанные в основном с благоустройством, ремонтом и так далее.

Организации, участвовавшие в программе, получали на её реализацию субсидии. В прошлом году по этому направлению в Челябинске работали около 15 тысяч человек, и многие предприятия избежали не просто массовых, а сокращений вообще.


Следующее направление — это организация переезда в другую местность. Порядка 150 человек в 2009 году воспользовались такой возможностью.

Многие уехали в северные регионы, в Краснодарский край, туда, где сейчас нужны рабочие руки. При этом человеку оплачивались проезд до места работы, провоз багажа, а на первые три месяца выделялось по 550 рублей в сутки за счёт государства, чтобы снять жильё.

И уже есть желающие найти работу в других регионах в этом году.


Ещё одно направление — самозанятость. Служба занятости выдавала субсидию (58 800 рублей — размер годового пособия по безработице) на открытие собственного дела.

Безработные, которых мы не могли трудоустроить, изъявившие желание стать участниками малого или среднего бизнеса, направлялись на обучение основам предпринимательской деятельности.

Составленные ими бизнес-планы рассматривала независимая комиссия. В прошлом году 143 безработных успешно защитили свои проекты и получили субсидии.

Приятно видеть бывших безработных, которые открыли с нашей помощью мини-ателье, отдел в магазине и так далее. Например, предприниматель, получивший субсидию на организацию фирмы, оказывающей ремонтные услуги, победил у нас в котировке и делал текущий ремонт в центре занятости.

В этом году комиссия рассмотрела 12 бизнес-планов и шесть из них одобрила.


Кстати, согласно новой программе люди, которые открывают собственное дело и в рамках своего бизнеса создают дополнительные рабочие места, получают дополнительно субсидию в размере 58 800 рублей. Я думаю, что многие этой возможностью воспользуются.


Я назвал четыре направления. Есть ещё стажировка выпускников. В прошлом году она не была выделена в отдельное направление и существовала в рамках опережающего обучения. В этом году её выделили.

Мы должны задумываться о выпускниках, которые зачастую оказываются в трудной ситуации на рынке труда, не имея опыта работы.

Для них создаются временные рабочие места на тех или иных предприятиях, выпускник проходит практику в течение трёх месяцев, получает первый опыт работы.

Понравился на предприятии — остался на постоянной основе, не понравился или у предприятия нет возможности его трудоустроить — человек увольняется, но он уже имеет опыт работы по данной специальности.

Поверьте, это очень облегчает дальнейший поиск работы.


В прошлом году не было возможности оплачивать услуги наставника. В ОЦП на 2010 год наставник будет получать вознаграждение, значит, у него будет определённая заинтересованность вложить в молодого специалиста частичку своего опыта.


Кроме того, в этом году в рамках ОЦП появляется новое направление — организация рабочих мест для инвалидов. Работодатель, который создаёт рабочее место для инвалида, может получить субсидию от государства до 30 тысяч рублей.


Данные программы работают, можно обращаться в центр занятости, мы всегда готовы дать консультации.


— Кстати, насколько сейчас выросла нагрузка на центр занятости?


— Нагрузка выросла очень серьёзно. В докризисный период — середина 2008 года — на учёте в центре занятости состояло 3,5 тысячи безработных.

Сейчас их 15,5 тысячи, и нагрузка, учитывая, что мы занимаемся ещё ОЦП, выросла по всем направлениям почти в шесть-семь раз на каждого специалиста.

Второй год подряд мы работали и в январские праздники, принимали граждан, ставили на учёт, давали консультации.
Пока не сможем людей трудоустроить, будем предлагать им варианты.

Все наши направления мы развиваем, всеми силами стараемся сдерживать безработицу.


Бывает, что люди находят работу благодаря нам, а мы об этом не знаем. У нас в каждом районном отделе стоит по нескольку компьютеров.

База вакансий в свободном доступе, люди подходят, самостоятельно подбирают вариант для себя, идут работать. То есть трудоустройство состоялось, но у нас это не зафиксировано.

Мы не можем учитывать эти случаи, но я думаю, что их процент очень высок, потому что зачастую вакансия приходит к нам в 9 утра, а в 11 работодатель её уже снимает.


— А что делать высококвалифицированным специалистам, которые остались без работы? Не каждый экономист пойдёт учиться на штукатура-маляра...


— Вы знаете, можно, конечно, ждать у моря погоды. Есть специальности, которые сейчас не востребованы, те же экономисты. Я думаю, они будут востребованы в будущем.

Но сегодня ни в коем случае не надо сидеть и ждать. Да, бывает труд неквалифицированный, не такой престижный, но в этом страшного ничего нет.

Мне недавно один экономист сказал: «Когда работодатель увидит, что я работал топ-менеджером, а потом встал на учёт в службу занятости и работал дворником, он меня на работу не возьмёт».

Но это не так. Любой работодатель, наоборот, будет воспринимать как плюс то, что человек не просто так сидел на месте и ждал, когда стабилизируется ситуация, сложа руки, а работал.


Может быть, кому-то нравится стоять на учёте и получать 5600 рублей пособия, но всё-таки я считаю, что надо искать себе место и работать, пусть даже не на самом престижном месте, и получать хоть какие-то средства.

Сегодня на пять тысяч, конечно, можно прожить, но на 10 — 12 тысяч это сделать проще.

 


Стоит отметить, что в прошлом году была проведена серьёзная работа по сбору вакансий. Согласно статье 25 Закона «О занятости населения в РФ» любую информацию о вакансиях работодатель обязан подавать в службу занятости.

Городская прокуратура проводила проверки на предприятиях по соблюдению требований законодательства. Некоторые работодатели привлечены к ответственности за неисполнение этой статьи.

Так или иначе, но предприятия стали своевременно подавать вакансии.

 



— Вы можете дать прогноз, какие специальности будут востребованы в ближайшие годы?


— Край у нас промышленный, металлургия, обрабатывающее производство, машиностроение. Поэтому, думаю, соответствующие специальности будут востребованы. Ведь никуда эти предприятия не денутся, они будут работать.

А вообще, какая бы профессия ни была, если человек профессионал в своём деле, он всегда будет востребован.
Сейчас, судя по банку вакансий, у нас самые востребованные профессии — это врачи, учителя, подсобные рабочие.

Но я думаю, что люди должны ориентироваться на тот производственный потенциал, который есть у нас в регионе.