Поиск

Новые смыслы

16.05.2012 12:47
Автор: "Монограф"
Интервью Андрея Лаврова, кандидата философских наук, южноуральского политолога, нашего большого друга, единомышленника и оппонента одновременно, одного из создателей портала Челябинск.fm для сайта Монограф.
Новые смыслы*
не наше

 

Андрей Лавров

 

Интервью Андрея Лаврова, кандидата философских наук, южноуральского политолога,

одного из создателей портала Челябинск.fm для сайта Монограф.

 

— Насколько мне известно, ты был одним из первых, кто стал преподавать PR в челябинских вузах. Не кажется ли тебе, что PR-ное мышление сегодня убивает журналистику как таковую, не предлагая ничего взамен?

 

— Был такой грешок. Более того, как декан, первым в городе выпустил студентов по этой специальности. Из 56 предметов положенных по учебному плану вёл 34, причём как понимаешь, в основном специальные. Понимаю что это вообще-то не нормально, но тогда просто некому было. Впрочем, и сейчас с этим есть серьёзные проблемы.

Про убийство журналистики RP-мышлением, на мой взгляд, все не так однозначно. Скорее, журналист с PR-мышлением — новый этап развития профессии. Плох он или хорош — судить бессмысленно, это просто данность. Он есть. И боюсь, что в ближайшее время он будет оставаться главенствующим. Основания? Изволь.

 

 

Во-первых, журналистика с момента возникновения (вспомним, к примеру, газету Петра I) содержала в себе огромный элемент пропаганды и манипуляции общественным мнением. Причем не только у нас: взгляните на расцвет жанра памфлета в 17-18 веках.Во-вторых, и сам PR напрямую вырос из журналистики. Родоначальники PR — журналисты, типа Айви Ли, называли свою деятельность паблисити. Как образовательная дисциплина PR появляется в виде специализации тоже на факультетах журналистики. Да и среди наших с тобой знакомых PR-щиков 90% — журналисты. Так что профессии близки (хотя, на мой взгляд, PR значительно шире и включает в себя еще множество технологий из других сфер: от маркетинга и рекламы до конфликтологии, теории управления, коммуникативистики и социологии).

 

Но я думаю, ты спрашиваешь о другом — исчезновении make story — повествовательной фактографической журналистики, ориентированной на максимально полную фиксацию событий и стремящейся не навязывать смыслы. Но ведь есть и make sense («создавай смысл»), для которой факты и события — скорее повод и иллюстрации для пропаганды каких-либо идей, ценностей, вплоть до продвижения товаров и партий. Есть, кстати, и третий тип, близкий к литературе, пример — так называемая, новая американская журналистика 60-70-х годов. В нем главным является, скорее, стилистическое и эстетическое совершенство текста. Но это отдельный и в наших текстах весьма редкий жанр.

 

Зная тебя, предположу, что тебе ближе именно make story. И, скорее всего, именно ее ты подразумевал под «журналистикой как таковой». И тут мы с тобой расходимся во взглядах. Во-первых, я считаю, что это вообще не реальность, а идеальная модель. Такой тип журналистики не возможен в принципе. Всякое высказывание, теле- или видеофиксация несет в себе элемент оценки, навязывания точки зрения (для фото- и видеожурналистики — в прямом смысле) и манипуляции общественным сознанием. Но если на западе благодаря глупой вере в объективность и науку было хотя бы стремление к идеалу, то в российских краях это птица неведомая. Вспомним Новикова, Радищева, Белинского, Аксакова, Розанова, Бухарина, не забывай, также о газете как органе партии.

 

Да, был какой-то романтический всплеск в профессии в конце80-х —начале 90х. Но он сам по себе сошел на нет. И нечего винить в этом Путина. Все произошло раньше. Жесткие реалии молодого российского капитализма быстро приучили пишущую братию к «джинсе», а далее — и к постоянному PR-обслуживанию различных олигархических группировок. Так что никто make story не убивал. Это просто были преждевременные роды чахлого существа, абсолютно неспособного к жизни в нашем суровом климате. И волею Божьей и рынка — помре. Покойся с миром.

 

Теперь, про то, что PR «не предлагает ничего взамен», не дает нового смысла. А чем пропаганда идей и концепций — не смысл? Можно еще более цинично. Журналистика — работа. Цель любой работы — зарабатывание денег, обеспечение семьи, иначе это хобби. Так что трагедии не вижу. Другое дело — явное падение уровня профессионализма современных журналистов. Вот это проблема. Здесь для меня, как и в искусстве важнее как, а не что.

 

 

— Хорошо, журналистика — работа. Вряд ли с этим кто-то будет спорить. За работу всегда кто-то платит, он же заказывает музыку. Также бесспорно. Но... Ты разве отвергаешь, по сути, возможность общества быть заказчиком этой работы? Ни олигарха, ни политика, а обычного человека, который (выражусь по-западному) является столбовым налогоплательщиком в стране? Нужна ли ему пропаганда чужих идей и концепций? Не получится ли, что он, в конце концов, проголосует рублем против чисто пропагандистских изданий?

 

— Заказчика как сообщество столбовых налогоплательщиков — отрицаю. Потому что налоги попадают в казну, а казной распоряжается правящая элита, которая везде и во все времена была заинтересована в промывании мозгов граждан и в создании лояльного послушного стада тех самых налогоплательщиков. Гораздо интереснее ситуация с «проголосует рублем». В истории журналистики были периоды, когда общество (вернее, мелкие сообщества) выступали «заказчиками» по отношению к СМИ.

 

Классические примеры описаны Марком Твеном. Маленький городок, две-три тысячи населения. Все покупают местную газету. Издание на то и живет, а, следовательно, публикует то, что надо прямому потребителю. Но, во-первых, сам знаешь, сейчас это невозможно. Ни одно СМИ не может выжить на продажах. Только реклама или заказ от власти. А тут уже заказчик другой. Во-вторых, не уверен, что общество в виде заказчика — это зер гут. Ты же по рейтингам понимаешь, что если б так было, то мы бы по TV смотрели один «Дом-2». Интеллектуальный и эстетический уровень любого общественного сознания по Лебону и Тарду стремится к уровню самого примитивного его члена. Это как скорость каравана равна скорости самого медленного его верблюда. И тут мы переходим к следующей части вопроса: нужна ли обычному человеку пропаганда чужих идей и концепций?

 

 

Ну, во-первых, а кто ж его, болезного, будет спрашивать? Нравится, не нравится — спи, моя красавица. Во-вторых, конечно нужна, просто необходима. Как говорил Соловьев, «массы не тачают сапоги, не шьют себе платья (все это делают профессионалы), точно так же они не способны порождать концепции или идеи», это дело, так сказать, «специально обученных людей». Само общество ни мыслить, ни что-либо породить в интеллектуальном смысле не способно. Это удел индивидуумов. Но по верному замечанию Вольтера, «идея бессильна, пока она не овладела массами». Поэтому, если мы хотим, чтоб у нас хоть какие-то идеи реализовались (хорошие, плохие, — неважно), нам необходима журналистика make sense. И чем богаче будет спектр предлагаемых концептов, тем больше вероятности (но гарантии никакой), что мы сделаем не самый глупый выбор.

И опять про и «проголосовать рублем». Так он уж давно проголосовал. Чисто пропагандистские издания никто и не покупает. И здесь мы опять приходим к вопросу как, к вопросу качества. Тем и отличается PR от рекламы и пропаганды, что он стремится реализовать свои цели ненавязчиво, почти незаметно, увлекательно. Если удается — получается конфетка. Вспомним фильм «Брат» или материалы Парфёнова и Невзорова. Что это, если не пропаганда определенной идеологии? Но как сделано! К сожалению, это скорее исключение из правила. А это, опять же, вопрос журналистского профессионализма.

 

— Перейдем от глубинных смыслов журналистики, к ее внешним проявлениям. Каким тебе, как специалисту в PR сегодня видится наиболее эффективный подход в графической подаче материала? Какую роль ты отводишь заголовку, различным смысловым «фонарикам» в верстке? Какие ошибки ты бы назвал из наиболее встречающихся в изданиях, откровенно заточенных на PR, например, в предвыборной «раздатке»?

 

— Вопрос не совсем ко мне. В пиаре тоже есть своя специализация. Мое дело — преимущественно внутренняя и внешняя стратегия, антикризисный пиар, ситуационный консалтинг, пиар в социальных сетях. Нет, конечно, приходится иногда делать какие-то конкретные информационные продукты, гораздо чаще, проводить их экспертный анализ, но все же для меня это, скорее, маргиналии. Ну, да, еще мы со студентами практически каждый семестр проводим анализ различных пропагандистских и рекламных материалов, результат — индивидуальная разработка собственного проекта.

 

 

Я вообще сторонник средневекового обучения «у ноги мастера». Естественно, есть множество книг, где по полочкам разложено, как надо написать пресс-релиз, правила изготовления брошюры или листовки. На 20% — это общеизвестные банальности, типа не больше 5 пунктов в программе, на 80% — чушь. Даже не то, чтобы чушь, но рекомендации, работающие только в определенной сфере или для определенного проекта. Все эти правила — ходунки, чтобы человек научился ходить. Как только он их освоил, их надо поскорее выбросить и бежать, слушаясь своего тела. Каждый проект уникален. Как говорят ученые, за всю историю Земли на ее поверхность не упало ни одной одинаковой снежинки. Это только халтурщики все лепят по одинаковой схеме, а то и по болванкам-заготовкам. Я так не умею, мне скучно. Да и самоуважение с творческим удовлетворением — ничуть не меньший стимул для работы, чем деньги.

 

А со студентами? Проанализируй с 100-200 листовок,вычлени удачные находки и промахи. Потом сделай два десятка своих проектов, опять же разбери их с мастером. Тогда чему-нибудь и научишься. А заучивать «наиболее эффективные подходы», «самые распространенные ошибки» (хотя они, конечно, есть) — все это не в коня корм. Так что учиться надо на практике. Хотя, конечно, есть еще один нюанс, вкус и общекультурная (в частности в визуальном смысле) подготовка. Первое — либо есть, либо нет. Второе у современной молодежи — большая редкость. Ну, как я им объясню что-то о графических решениях, если они не знают, кто такой Дюрер, импрессионисты и Уорхол.

 

— Книжные полки забиты PR-ной литературой. Она вообще полезна, и как отличить серьезную книгу от откровенного «фуфла»? И не собираешься ли ты сам лично поделиться своими мыслями с обществом посредством издания чего-либо бумажного?

 

— Ты же знаешь, что книги для меня — фетиш. Так что, в общем, конечно, полезны. И для людей нашей профессии далеко не только (рискну даже сказать, не столько) книги по пиару, сколько по смежным дисциплинам и научно-теоретическим источникам Связей с общественностью. Мы с тобой понимаем, что пиар, реклама, журналистика, дизайн — это все никакие не науки, а набор методик, подходов и практические сферы деятельности. Но все они базируются на огромном количестве научных (и не очень) теорий и концептов. Чем большим их количеством овладел специалист, чем более свободно он компилирует их данные в ходе своей деятельности, тем выше уровень его профессионализма. Помнишь знаменитую хохму про журналистов? Это люди, которых 5 лет учат писать обо всем, ни в чем не разбираясь. В этой хохме есть доля правды, но есть и лукавство. Широкая общекультурная накачка плюс понимание базовых социальных, культурных, экономических и политических основ существования человечества, действительно позволяют быстро вникнуть в суть самых разнообразных проблем и популярно донести их до целевых аудиторий. Мне, например, хватает для этого философии. Ну, здесь особая ситуация — она всё ж таки праматерь всех наук.

 

Теперь все-таки к книгам по PR. 90% из них надо выкинуть в печку. Причина очевидна. Знаешь, как заработать миллион? Написать книгу, «как заработать миллион». Если я говорил, что учебники — это костыли, то, к сожалению, большинство — это бракованный контрафакт, и, пользуясь ими, вы рискуете на всю жизнь привыкнуть ходить враскаряку. Как отличить зерна от плевел? Если с первого взгляда в магазине, то — либо по автору, как книги, так и предисловия, либо по списку литературы. Если там достойные фамилии, есть вероятность, что и книга не полная туфта. Все, что у нас продается можно разделить на две большие группы — западные и отечественные. У каждой свои плюсы и минусы.

 

Западные — фундаментальны, там проработано огромное количество материалов, обычно прекрасная историческая часть. Но они дико устарели. К нам попадают через10-15лет после написания, плюс на само написание 5, получаем данные90-хгодов. Оно вам надо? К тому же данные для Европы. А мы все-таки не они. 80% информации и рекомендаций в России не актуальны и даже вредны.

 

Отечественные ближе к нашим реалиям (хотя есть и тупой пересказ западных учебников), но более поверхностны. Но они все тоже не поспевают за бурным развитием медийной сферы. Просто здесь отставание лет на 5-7.Это, конечно, меньше, чем на 20. Но вспомним реалии 2005 и нынешнее состояние. Согласись, две большие разницы. Работа в интернете и социальных сетях вообще еще нигде толком не проанализирована.

Могу, конечно, разобрать основных авторов, но на это у меня уходит целая лекция. Замечу только, что разные книги нужны на разных этапах. Например, на 1 курсе я требую от студентов обязательного прочтения Почепцова, а со 2-огозапрещаю им к нему прикасаться. Предваряя твой вопрос, назову одну книгу, которую надо прочитать точно. А. Чумиков, Н. Бочаров «Связи с общественностью, теория и практика», хотя для практиков, наверное, лучше их же «Актуальные связи с общественностью». Это, кстати, не значит, что меня все там устраивает. Просто из общих учебников ничего лучшего, на мой взгляд, нет.

 

Про то, не собираюсь ли сам что-то написать. Бьешь в больной место. Ох, дела наши грешные и лень-матушка. Но оправдания себе придумывать мы все горазды. Во-первых, я же не самоубийца, писать правду. Научное сообщество порвет, никогда ничего не делавшие моралисты — заклюют, бывшие заказчики если не пристрелят, то уж работы я больше не найду никогда. Во-вторых, это же на полгода, год выпасть из реальных процессов. А где деньги, Зин? Жить-то на что? В-третьих, я, конечно, хочу написать книгу, но далеко не по пиару. Есть вопросы, которые меня интересуют гораздо больше. И уж если у меня будет время и драйв, я постараюсь потратить его на что-то более ценное, чем сиюминутные и никому не нужные через10-15 лет,рекомендации, как промывать мозги населению России во втором десятилетии 21 века.