Поиск

На смотрины к Россу Брауну

07.07.2011 14:17
Автор: Ольга СУКИНОВА
Творчество, создание чего-то нового — это дело юношества. Пока есть задор и азарт, пока не задушили житейские проблемы. И тем приятнее видеть среди изобретателей, с которыми мне нередко приходится общаться, так много молодых лиц. Героям этой статьи нет еще и 22 лет, однако о них и их разработках уже узнали далеко за пределами Челябинска и области.
На смотрины к Россу Брауну*
не наше

 

Высокие скорости, дальние расстояния и современные технологии покоряются молодым челябинцам

Творчество, создание чего-то нового — это дело юношества. Пока есть задор и азарт, пока не задушили житейские проблемы. И тем приятнее видеть среди изобретателей, с которыми мне нередко приходится общаться, так много молодых лиц. Героям этой статьи нет еще и 22 лет, однако о них и их разработках уже узнали далеко за пределами Челябинска и области.

В чем заключается Formula Student?

Одиннадцать студентов Южно-Уральского госуниверситета, забыв о том, что давно идут летние каникулы, буквально живут в вузовском гараже. К сентябрю ребята должны собрать полноценную гоночную машину, болид, достойный выступать на самых престижных соревнованиях. Инженеры, дизайнеры и конструкторы представят свое детище на гонках Formula Student, которые состоятся летом следующего года на известной трассе в Хоккенхайме, Германия. Однако зародилась Formula Student девять лет назад в Великобритании.

Состязания состоят из нескольких этапов. Придуманный и собранный студентами автомобиль проверяется вначале на соответствие жесткому международному регламенту. Затем идут испытания боем: вначале на тормозные качества, затем заезд на короткой дистанции на время и уже потом гонка на выносливость. В конкурсе традиционно участвуют американские и европейские технические вузы, победителями неоднократно становились университеты Торонто, Мюнхена, Штутгарта. В следующем году планируется, что команд будет не менее 120. Россию представляют Московский автомеханический институт, Московский автомобильно-дорожный институт, Тольяттинский госуниверситет, а теперь к ним добавился и ЮУрГУ. Челябинцы причем намерены дебютировать не только успешным прохождением технического отбора, но и хорошим временем на трассе.

Во втором корпусе вуза уже стоит один болид – прототип того, что появится в сентябре. Ребята его разобрали и собрали не один раз, чтобы разобраться в конструкции. Каждый член команды отвечает за какой-то один узел. Например, капитан Евгений Пырегов – за раму, Игорь Бенденко – за дизайн, Александр Чернов – за рулевую рейку и педальный привод.

– Когда продумывал модель, я ориентировался на автомобили, уже созданные зарубежными командами, подбирал аналоги среди болидов Формулы-1, – рассказывает студент архитектурного факультета Игорь Бенденко. – Задача стояла сделать такой болид, чтобы он не повторялся, чтобы мы были первыми и единственными. В регламенте прописаны требования очень жесткие, но в некоторых моментах оставлен простор для творчества. Я сам очень люблю гонки, увлекаюсь автомобильным дизайном, и для меня этот проект – шанс попробовать свои силы на реальном болиде.

Пока будущий гоночный автомобиль представляет собой скелет из металлопластиковых труб, но зато уже с двигателем, доставшимся команде от подержанного мотоцикла Хонда. Один вариант рамы уже забраковали как не прошедший стандарты.

– Скоро придет железо, и сделаем каркас уже итоговый, тогда и начнется сборка, – отмечает капитан, студент четвертого курса автотракторного факультета Евгений Пырегов. – Конечно, проблем много. Во-первых, была сессия и многие не могли уделять время проекту. Во-вторых, многое зависит от поставщиков. Та же экипировка для гонщика, а в регламенте прописано все, вплоть до того, из какого материала должны быть носки, в России не выпускается. Надо заказывать из Европы. То же самое с дисками – раньше в СССР изготавливали диски для гоночных машин, теперь все заводы позакрывались. Трудности с шинами: нам удалось купить три комплекта, но и для тренировок, и для гонок требуется намного больше, к тому же двух видов — дождевые и слики. Причем иногда на доставку приходится тратить денег больше, чем на сам товар.

На Западе с этим все гораздо проще: студентам помогают известные шинные компании и производители автозапчастей ради имиджевой рекламы. Один из организаторов Formula Student, легендарный конструктор болидов Формулы-1 Росс Браун сам отсматривает все модели, чтобы не пропустить какие-то интересные разработки и перспективную молодежь. В России меценаты вкладываться в студенческий автоспорт пока не готовы.

– По регламенту студенты должны сами искать спонсора, и первого они нашли – ректора ЮУрГУ, – смеется куратор проекта Александр Рулевский. – В регламенте прописано, что в команде должно быть не только конструкторское, но и маркетинговое, финансовое подразделение, то есть это должна быть самодостаточная единица, которая не только занимается творчеством, но и обеспечивает его. Нам очень хорошо помогает вуз, однако это тот проект, который никогда не получится без студенческой инициативы, без желания самих ребят что-то создавать. Когда мы построим эту машину, на автотракторном факультете появится новая традиция, школа, каждое поколение которой будет вносить свои новшества.

Естественно, самый насущный вопрос — кто в итоге сядет за руль студенческого болида? Для этого ЮУрГУ в течение всего следующего учебного года будет проводить соревнования, по результатам которых создадут картинг-секцию под руководством опытного тренера. Конечно, в университете надеются, что пилотом станет один из их студентов, однако в состязаниях могут принять участие все желающие.

Луноход на эспандерах

Ждан Сухов инженером еще только собирается стать: в этом году он окончил с медалью одиннадцатый лицей Челябинска. Впрочем, своей разработкой лунохода он привлек к себе внимание не только в родном городе, но и в Лос-Анджелесе, откуда недавно вернулся с исследовательской выставки «Интел ЮНИСЕФ».

– Идея создания лунохода появилась давно, – рассказывает будущий студент Бауманки. – Сначала был аналитический проект — исследование лунной поверхности, а потом мы с моим научным руководителем Юрием Шулеповым решили: почему бы не перейти от теоретической работы к практической и разработать модель устройства, которое могло бы добывать полезные ископаемые. Потом придумали, как луноход можно использовать и для наземной работы. Такой сферой применения стала борьба с терроризмом: робот может заехать, например, под днище автомобиля и осмотреть его на наличие взрывных устройств.

Луноход совсем небольшой – вполне умещается в пакете – и напоминает больше радиоуправляемую детскую машину. По сути, он так и работает – с пульта управления, но может выполнять свою работу и по заранее заданной программе. Поворачивается, как танк, на месте. Антенна позволяет поддерживать связь с компьютером на расстоянии до 300 метров. Ждан сознательно отказался от гусеничного варианта, так как если бы между траками попал камень, то робот был бы обездвижен. Колеса в этом плане надежнее: даже если одна пара выйдет из строя, как случилось на выставке, луноход все равно продолжит путь.

Устройство получилось экономичное: корпус сделали из скрепленных CD-приводов, редукторы – из старого советского конструктора, а шины на колесах - это вообще обычные эспандеры. Один из самых дорогих элементов – веб-камера, с помощью которой и планируется осматривать поверхность спутника Земли или заминированные объекты.

– Ждан, но ведь луноход – изобретение уже давнее...

– Да, но мне было интересно создать его самому, а новаторство этого робота в целом состоит в использовании сбалансированной подвески колесного привода, что позволяет легко преодолевать неровную поверхность. Вообще он придуман, скорее, для наземных целей. Для Луны он должен быть побольше, нужно шины заменить на металлическую сетку, а вместо аккумуляторов использовать солнечные батареи или их аналоги.

Больше года ушло у лицеиста на создание авторского лунохода. Приходилось решать вопросы с выбором типа движителей, двигателей, микроконтроллера...

– В перспективе на него можно установить датчики, чтобы модель двигалась самостоятельно, без участия оператора, – отмечает Ждан, – установить манипулятор, чтобы робот обезвреживал взрывные устройства или просто что-то мог приносить.

Изобретение для забывчивых

Еще один выпускник одиннадцатого лицея – Ярослав Черепанов – озаботился созданием устройства, которое бы помогло рассеянным людям не оставлять свои сотовые телефоны дома или на работе.

– Потеря мобильных – проблема достаточно распространенная, – рассказывает Ярослав. – Я начал увлекаться программированием в девятом классе, потом стал заниматься с научным руководителем, Александром Ивановым, совместно и родилась такая идея.

Задумка основана на технологии Bluetooth. У нее, как известно, довольно ограничен радиус действия. Между созданным школьником устройством и телефоном устанавливается связь, и когда она теряется – например расстояние становится слишком большое или появилось серьезное препятствие – то брелок запищит. Это и будет означать, что телефон где-то остался. Само Bluetooth-устройство размером с флешку, его удобно носить в кармане или сумочке. Изобретатель при этом считает, что его можно сделать еще миниатюрнее. В принципе брелок можно использовать не только для телефона, но и для любого гаджета, где есть Bluetooth.

Со своим проектом Ярослав стал одним из номинантов конкурса «Лучшая инновационная идея года», причем заявку подал буквально в последний день. Полученную премию от администрации города он пока не потратил: молодой человек собирается поступать в московский вуз, поэтому каждая копейка на счету.