Дух алохи. Целый год челябинский филолог преподавала русский гавайцам (Южноуральская панорама)
Виталий Курятников: «Уголовные дела взбодрили промпредприятия» (Губерния)
Общество
РМК стала лауреатом конкурса «Российская горная награда» РМК стала лауреатом конкурса «Российская горная награда»
Русская медная компания отмечена в номинации «Социально ответственная компания года» на церемонии награждения лауреатов XI ежегодного конкурса «Российская горная награда».
Вакцинацию от гриппа уже прошли около 200 работников «Уралкуза» Вакцинацию от гриппа уже прошли около 200 работников «Уралкуза»
На заводе «Уральская кузница» проводится бесплатная для работников вакцинация от гриппа. Прививку уже получили около 200 заводчан.
Новый медпункт в Ектульском районе подключили в электросетям Новый медпункт в Ектульском районе подключили в электросетям
Фельдшерско-акушерский пункт поселка Лесной в Еткульском районе подключили к электрическим сетям по льготной цене. Это сделало более доступной доврачебную первичную медико-санитарную помощь.
В Челябинске пройдет второй Уральский продовольственный форум В Челябинске пройдет второй Уральский продовольственный форум
С 20 по 23 октября в Ледовой Арене «Трактор» (ул. 250 лет Челябинска, 38) состоится второй Уральский продовольственный форум, в рамках которого пройдет выставка «АгроПродЭкспо. Урожай - 2017».

На смотрины к Россу Брауну

14:17
07 Июля 2011 г.
Творчество, создание чего-то нового — это дело юношества. Пока есть задор и азарт, пока не задушили житейские проблемы. И тем приятнее видеть среди изобретателей, с которыми мне нередко приходится общаться, так много молодых лиц. Героям этой статьи нет еще и 22 лет, однако о них и их разработках уже узнали далеко за пределами Челябинска и области.
На смотрины к Россу Брауну

 

Высокие скорости, дальние расстояния и современные технологии покоряются молодым челябинцам

Творчество, создание чего-то нового — это дело юношества. Пока есть задор и азарт, пока не задушили житейские проблемы. И тем приятнее видеть среди изобретателей, с которыми мне нередко приходится общаться, так много молодых лиц. Героям этой статьи нет еще и 22 лет, однако о них и их разработках уже узнали далеко за пределами Челябинска и области.

В чем заключается Formula Student?

Одиннадцать студентов Южно-Уральского госуниверситета, забыв о том, что давно идут летние каникулы, буквально живут в вузовском гараже. К сентябрю ребята должны собрать полноценную гоночную машину, болид, достойный выступать на самых престижных соревнованиях. Инженеры, дизайнеры и конструкторы представят свое детище на гонках Formula Student, которые состоятся летом следующего года на известной трассе в Хоккенхайме, Германия. Однако зародилась Formula Student девять лет назад в Великобритании.

Состязания состоят из нескольких этапов. Придуманный и собранный студентами автомобиль проверяется вначале на соответствие жесткому международному регламенту. Затем идут испытания боем: вначале на тормозные качества, затем заезд на короткой дистанции на время и уже потом гонка на выносливость. В конкурсе традиционно участвуют американские и европейские технические вузы, победителями неоднократно становились университеты Торонто, Мюнхена, Штутгарта. В следующем году планируется, что команд будет не менее 120. Россию представляют Московский автомеханический институт, Московский автомобильно-дорожный институт, Тольяттинский госуниверситет, а теперь к ним добавился и ЮУрГУ. Челябинцы причем намерены дебютировать не только успешным прохождением технического отбора, но и хорошим временем на трассе.

Во втором корпусе вуза уже стоит один болид – прототип того, что появится в сентябре. Ребята его разобрали и собрали не один раз, чтобы разобраться в конструкции. Каждый член команды отвечает за какой-то один узел. Например, капитан Евгений Пырегов – за раму, Игорь Бенденко – за дизайн, Александр Чернов – за рулевую рейку и педальный привод.

– Когда продумывал модель, я ориентировался на автомобили, уже созданные зарубежными командами, подбирал аналоги среди болидов Формулы-1, – рассказывает студент архитектурного факультета Игорь Бенденко. – Задача стояла сделать такой болид, чтобы он не повторялся, чтобы мы были первыми и единственными. В регламенте прописаны требования очень жесткие, но в некоторых моментах оставлен простор для творчества. Я сам очень люблю гонки, увлекаюсь автомобильным дизайном, и для меня этот проект – шанс попробовать свои силы на реальном болиде.

Пока будущий гоночный автомобиль представляет собой скелет из металлопластиковых труб, но зато уже с двигателем, доставшимся команде от подержанного мотоцикла Хонда. Один вариант рамы уже забраковали как не прошедший стандарты.

– Скоро придет железо, и сделаем каркас уже итоговый, тогда и начнется сборка, – отмечает капитан, студент четвертого курса автотракторного факультета Евгений Пырегов. – Конечно, проблем много. Во-первых, была сессия и многие не могли уделять время проекту. Во-вторых, многое зависит от поставщиков. Та же экипировка для гонщика, а в регламенте прописано все, вплоть до того, из какого материала должны быть носки, в России не выпускается. Надо заказывать из Европы. То же самое с дисками – раньше в СССР изготавливали диски для гоночных машин, теперь все заводы позакрывались. Трудности с шинами: нам удалось купить три комплекта, но и для тренировок, и для гонок требуется намного больше, к тому же двух видов — дождевые и слики. Причем иногда на доставку приходится тратить денег больше, чем на сам товар.

На Западе с этим все гораздо проще: студентам помогают известные шинные компании и производители автозапчастей ради имиджевой рекламы. Один из организаторов Formula Student, легендарный конструктор болидов Формулы-1 Росс Браун сам отсматривает все модели, чтобы не пропустить какие-то интересные разработки и перспективную молодежь. В России меценаты вкладываться в студенческий автоспорт пока не готовы.

– По регламенту студенты должны сами искать спонсора, и первого они нашли – ректора ЮУрГУ, – смеется куратор проекта Александр Рулевский. – В регламенте прописано, что в команде должно быть не только конструкторское, но и маркетинговое, финансовое подразделение, то есть это должна быть самодостаточная единица, которая не только занимается творчеством, но и обеспечивает его. Нам очень хорошо помогает вуз, однако это тот проект, который никогда не получится без студенческой инициативы, без желания самих ребят что-то создавать. Когда мы построим эту машину, на автотракторном факультете появится новая традиция, школа, каждое поколение которой будет вносить свои новшества.

Естественно, самый насущный вопрос — кто в итоге сядет за руль студенческого болида? Для этого ЮУрГУ в течение всего следующего учебного года будет проводить соревнования, по результатам которых создадут картинг-секцию под руководством опытного тренера. Конечно, в университете надеются, что пилотом станет один из их студентов, однако в состязаниях могут принять участие все желающие.

Луноход на эспандерах

Ждан Сухов инженером еще только собирается стать: в этом году он окончил с медалью одиннадцатый лицей Челябинска. Впрочем, своей разработкой лунохода он привлек к себе внимание не только в родном городе, но и в Лос-Анджелесе, откуда недавно вернулся с исследовательской выставки «Интел ЮНИСЕФ».

– Идея создания лунохода появилась давно, – рассказывает будущий студент Бауманки. – Сначала был аналитический проект — исследование лунной поверхности, а потом мы с моим научным руководителем Юрием Шулеповым решили: почему бы не перейти от теоретической работы к практической и разработать модель устройства, которое могло бы добывать полезные ископаемые. Потом придумали, как луноход можно использовать и для наземной работы. Такой сферой применения стала борьба с терроризмом: робот может заехать, например, под днище автомобиля и осмотреть его на наличие взрывных устройств.

Луноход совсем небольшой – вполне умещается в пакете – и напоминает больше радиоуправляемую детскую машину. По сути, он так и работает – с пульта управления, но может выполнять свою работу и по заранее заданной программе. Поворачивается, как танк, на месте. Антенна позволяет поддерживать связь с компьютером на расстоянии до 300 метров. Ждан сознательно отказался от гусеничного варианта, так как если бы между траками попал камень, то робот был бы обездвижен. Колеса в этом плане надежнее: даже если одна пара выйдет из строя, как случилось на выставке, луноход все равно продолжит путь.

Устройство получилось экономичное: корпус сделали из скрепленных CD-приводов, редукторы – из старого советского конструктора, а шины на колесах - это вообще обычные эспандеры. Один из самых дорогих элементов – веб-камера, с помощью которой и планируется осматривать поверхность спутника Земли или заминированные объекты.

– Ждан, но ведь луноход – изобретение уже давнее...

– Да, но мне было интересно создать его самому, а новаторство этого робота в целом состоит в использовании сбалансированной подвески колесного привода, что позволяет легко преодолевать неровную поверхность. Вообще он придуман, скорее, для наземных целей. Для Луны он должен быть побольше, нужно шины заменить на металлическую сетку, а вместо аккумуляторов использовать солнечные батареи или их аналоги.

Больше года ушло у лицеиста на создание авторского лунохода. Приходилось решать вопросы с выбором типа движителей, двигателей, микроконтроллера...

– В перспективе на него можно установить датчики, чтобы модель двигалась самостоятельно, без участия оператора, – отмечает Ждан, – установить манипулятор, чтобы робот обезвреживал взрывные устройства или просто что-то мог приносить.

Изобретение для забывчивых

Еще один выпускник одиннадцатого лицея – Ярослав Черепанов – озаботился созданием устройства, которое бы помогло рассеянным людям не оставлять свои сотовые телефоны дома или на работе.

– Потеря мобильных – проблема достаточно распространенная, – рассказывает Ярослав. – Я начал увлекаться программированием в девятом классе, потом стал заниматься с научным руководителем, Александром Ивановым, совместно и родилась такая идея.

Задумка основана на технологии Bluetooth. У нее, как известно, довольно ограничен радиус действия. Между созданным школьником устройством и телефоном устанавливается связь, и когда она теряется – например расстояние становится слишком большое или появилось серьезное препятствие – то брелок запищит. Это и будет означать, что телефон где-то остался. Само Bluetooth-устройство размером с флешку, его удобно носить в кармане или сумочке. Изобретатель при этом считает, что его можно сделать еще миниатюрнее. В принципе брелок можно использовать не только для телефона, но и для любого гаджета, где есть Bluetooth.

Со своим проектом Ярослав стал одним из номинантов конкурса «Лучшая инновационная идея года», причем заявку подал буквально в последний день. Полученную премию от администрации города он пока не потратил: молодой человек собирается поступать в московский вуз, поэтому каждая копейка на счету.

 



Разместить рекламу и объявление в газетах Челябинскa

Комментарии

Оставить комментарий
CAPTCHA

Подписаться на новости

Email:

Имя: