Поиск

Личные вещи космонавта Сураева – именные носки, игрушка-талисман и крест-мощевик

07.12.2009 00:00
Автор: Антон КОВАЛЕНКО
Уроженец Челябинска космонавт Максим Сураев ведет «живой журнал» с борта Международной космической станции. Пользователи Интернета могут узнать, что космонавты едят, какие эксперименты проводят, насколько опасен космический мусор и по ком звонит колокол на МКС.
Личные вещи космонавта Сураева – именные носки, игрушка-талисман и крест-мощевик*
не наше

Уроженец Челябинска космонавт Максим Сураев ведет «живой журнал» с борта Международной космической станции. Записки из невесомости можно почитать на официальном сайте Роскосмоса www.federalspace.ru. Пользователи Интернета могут узнать, что космонавты едят, какие эксперименты проводят, насколько опасен космический мусор и по ком звонит колокол на МКС.

Отметим, что американские астронавты уже давно опробовали публичные дневники в мировой паутине. Среди россиян Максим Сураев стал первым, кто стал общаться с землянами посредством блога. Недавно с МКС на Землю проводили космонавтов, живших здесь полгода, и пока на орбитальной станции бортинженер Сураев и командир 22-ой экспедиции Джеффри Уильямс остаются вдвоем. И именно ударом колокола предыдущий руководитель бельгиец Франк де Винн передал вахту новому командиру – такова традиция.

Максим охотно общается с читателями, нередко пишет о самом интересном – бытовых условиях космонавтов. Например, о космической кухне. «Я, если по-честному, не гурман и не кулинар. Названий блюд не знаю и не помню. И вот нам присылают с Земли банки. На одной написано «Курица с яйцом». Вроде все понятно, да? Ага, а на второй банке: «Омлет с курицей»! И какая разница? Или еще. Написано на банке – «Гювеш». Что это такое вообще?» Американцам, кстати, разрешается есть колбасу, в их «бонус-контейнерах» есть даже продукты из магазина. А россиянам почему-то этого нельзя, что вызывает закономерное возмущение наших соотечественников. Хотя питание очень разнообразное и полноценное, с Земли привозят много фруктов и почему-то лука с чесноком. Еще одна интересная деталь – на станции вся вода для мытья в пакетах или в тюбиках. Простая на Земле процедура принятия душа или бритья превращается в настоящее испытание. «Мне, например, чтобы всему вымыться, зубы почистить и прочее, хватает всего стакана воды. Мочишь специальное полотенце и обтираешься. Также и с мытьем головы. Растираешь эту воду по волосам, потом размазываешь шампунь, берешь сухое полотенце и все это вытираешь. Вот и все мытье», – рассказывает Максим.

В режиме дня любого космонавта по часу-два выделено на занятия спортом: бег, силовые упражнения. Дело в том, что в состоянии невесомости мышцы практически не работают, достаточно оттолкнуться мизинцем, чтобы полететь в нужную сторону. И чтобы по возвращении акклиматизация не была слишком тяжелой, нужно регулярно нагружать мускулы. К беговой дорожке космонавт прикрепляется с помощью резиновых жгутов специального пояса-жилета. А еще на МКС ничем не пахнет: мощная система вентиляции и большое количество фильтров делают свое дело. И поэтому, когда приходит грузовик, космонавты собираются вокруг люка, чтобы подышать земным пахучим воздухом. Такие мелочи за тысячи километров от родной планеты приобретают важное значение.

Максим Сураев открывает некоторые секреты проводимых экспериментов. Так, предыдущая экспедиция выращивала в невесомости салат. Спрашивается: в какую же сторону прорастают семена? Оказывается, ответ прост: растения тянутся к свету, а лампа в маленькой оранжерее только одна.

Космонавту по возвращению положено иметь только один килограмм личных вещей. У Максима Сураева есть львенок-талисман, подаренный дочками, именные носки и крест-мощевик, который ему дал отец Иов с космодрома Байконур. В нем хранится частичка креста, на которой распяли Христа. – Я знаю, некоторые говорят, что все написанное звучит непрофессионально, что надо быть серьезнее, – отмечает Максим. – Я делюсь с читателями своими мыслями, ощущениями, своим взглядом на происходящие события. Думаю, тем, кто ищет серьезности, лучше мой дневник просто не читать.