Поиск

Главней всего погода в доме

31.08.2009 00:00
Автор: Начальник лаборатории судебной экспертизы "СТЭЛС" Александр Власов
Жил - был дурак. Не из блаженных, которых почитают, а самый настоящий - беспокойный и непредсказуемый. Из тех, которых часто бьют. Иногда даже ногами. Нашему тоже доставалось: экспертиза насчитала на теле полсотни повреждений разной давности. Но не будем забегать вперед.
Главней всего погода в доме*
не наше

  Какой прогноз у нас сегодня, милый?
  С чем ты опять проснулся не в ладу?
  Скажи мне просто, Господи, помилуй,
  Какую блажь имеешь ты в виду?
  (М.Танич).


 Жил - был дурак. Не из блаженных, которых почитают, а самый настоящий - беспокойный и непредсказуемый. Из тех, которых часто бьют. Иногда даже ногами. Нашему тоже доставалось: экспертиза насчитала на теле полсотни повреждений разной давности. Но не будем забегать вперед.

Шел как-то дурак по Мебельному поселку. Не то, чтобы шел, в общепринятом понимании, но, в целом, перемещался. Переместился к одному частному домовладению и спросил денег на водку. Хозяева, надо заметить, оказались людьми понимающими и предложили гостю похмелиться, чем бог послал. Гость, однако, разгневался и сказал, что торг здесь неуместен: сказано давайте деньгами, значит, деньгами. После этого получил по физиономии (изрядно к тому времени уже потрепанной предыдущими встречными) и стал перемещаться дальше, в поисках лучшей доли. Переместился метров эдак на двести и прилег вздремнуть у забора. Тем более, что время позднее, а место привычное. И не проснулся. К утру стал вокруг собираться служивый народ: милиция, прокуратура, эксперты, потому что - непорядок! А ну, как каждый вздумает вот так валяться посреди дороги в мертвом виде?

Все честь по чести: составили протокол, опросили очевидцев и выписали накладную в морг. Там уже взялись за тело грамотные люди: сфотографировали профиль и анфас и подивились: на том анфасе прямо таки нет живого места, как, впрочем, и на профиле. То, что осталось, порезали в мелкую лапшу и вынесли вердикт: смерть, конечно, от закрытой черепно-мозговой травмы в виде субдурального кровоизлияния. В переводе с птичьего языка это означает вот что: "суб" - это снизу, а "дура" - это твердая. Иными словами - кровоизлияние под твердую оболочку мозга. Видать, решили, что если сам был дурак, то и диагноз получишь дурацкий.

Хозяева с Мебельного поселка уже и думать забыли про вчерашнего гостя, как вдруг к ним - новая напасть, теперь уже при погонах и кокардах. Давай злодеям крутить конечные части организма и волочь в кутузку. Те только диву даются: нешто с одной оплеухи можно вот так сразу и преставиться? Да он, покойник, таких оплеух в день, поди, получал по десятку! Тем более, что ушел от нас на своих ногах. Может и не совсем твердо, так ведь и явился не строевым маршем, а с сильным креном на борт, наподобие терпящего бедствие судна. Прокуроров, конечно, таким слезливым аргументом не проймешь: раз экспертиза сказала, что травма, значит, надо кого-нибудь сажать. А кто не спрятался, мы не виноваты.

Есть, правда, одна закавыка: свидетели рассказывают, что, действительно, была всего одна оплеуха и хозяева с Мебельной даже с ног потерпевшего не сшибли. Впрочем, чего не случается на свете? Тем более, что голова, как известно, - предмет темный и исследованию не подлежит. Но это только раньше, в древности, у всяких там Г.Гориных, голова исследованию не подлежала. А сейчас очень даже подлежит, особенно, в уважаемом экспертном учреждении. Вернее, должна подлежать по всем канонам современной науки. Адвокаты тоже усомнились: всякого повидали, но чтобы с одной оплеухи отдать богу душу?

Нашли иностранного консультанта. Тот им по одной фотографии (чисто, как экстрасенс или гадалка какая) объявляет: черепно-мозговая травма, конечно, есть. Только эта травма старая и субдуральное кровоизлияние у покойника возникло не меньше, чем за две недели до смерти. А эксперт ваш, извините, соврамши. Субдуральное кровоизлияние запросто может до поры до времени потерпевшего чрезмерно не беспокоить. Особенно, если тот постоянно находился на лечении известным народным средством от всех болезней. А в один прекрасный момент, и без всякой видимой причины, возьмет, да и даст о себе знать. Да так даст, что мало не покажется. Консультанта того, конечно, грамотные люди подняли на смех: неужто матерый эксперт не отличит старое (хроническое) кровоизлияние от свежего? Видно, получил большие деньги за выгораживание злостных преступников. А консультант не унимается: еще, мол, эксперт при вскрытии недосмотрел большущий перелом затылочной кости, который тоже возник за две недели до смерти и с этой самой смертью находится в непосредственной причинной взаимосвязи.

Под конец совсем распоясался. Этот, говорит, перелом (которого пока никто в глаза не видел) имеет полный комплекс характерных признаков для падения с высоты собственного роста, а потому виновных в смерти нет никого вовсе. Кроме самого дурака. Тут и судья опешил: может, в самом деле на консультанта какое провидение сошло и потому он осмелел до невозможности? В общем, всем миром решили консультанта в лужу усадить и для смеху назначили эксгумацию трупа и повторную экспертизу, как говорится, без дураков. Через полгода откопали покойника и ахнули: внутричерепное кровоизлияние и впрямь старое, да еще и перелом затылочной кости аккурат в том месте и в том направлении, где консультант обещал. Со всеми признаками, характерными для самопроизвольного падения. Эксперт, который первый раз труп вскрывал, конечно, божится, что это все происки нечистой силы. Только теперь уже судья на него смотрит исподлобья: чему же вас в ВУЗах учили доктора - профессора? Люди, между прочим, седьмой месяц на нарах парятся безвинно! Закончилось все общим удовольствием.

Случай нечастый, но в этот раз государев каток сдал назад. Судья, скрепя сердце, отмерил "злодеям" мелкий срок за какую-то провинность, строго в размерах уже отбытого наказания, и освободил из-под стражи. Потому как полностью оправдательных приговоров судьи наши сами боятся, как огня, и есть даже подозрение, что их за такое вольнодумство наказывают рублем. Обжаловать приговор, конечно, никто не бросился: и на том спасибо, что лет на восемь не упекли. Только неправильно это все. Несправедливо. Ни за что ни про что отсидели полгода, а с виновных, как с гуся вода. По-хорошему, надо бы с кого-то взыскать. И, по-хорошему, взыскать не с какого-то мифического Федерального казначейства, которое опять же эти деньги выдернет из карманов таких же безвинных налогоплательщиков. По-хорошему, эти деньги нужно взыскивать с непосредственного и конкретного виновника. Прокурор переусердствовал, значит, с прокурора. Эксперт накосячил, значит, с него, обалдуя. Судья блажит и вынес неправосудный приговор - и его, без стеснения, за ушко. Зарплаты позволяют: из всей перечисленной троицы никто не наблюдался за вшивыми "Жигулями". В другой раз поостерегутся. А пока все по Райкину: "Кто сшил этот нелепый костюм? Выходят сто человек: мы. К пуговицам претензии есть? Нет, пришиты насмерть, не оторвешь". А за целый костюм никто не отвечает. Не будет индивидуальной ответственности - ничего не будет, все отсидятся за зубчатой стеной и отрапортуют о перевыполнении плана и о великих победах над криминальным миром. Иначе, как говорят в медицине, прогноз неблагоприятный. Кто первым под руку подвернулся, тому и сидеть. Поскольку до бога - высоко, а до Страсбурга - далеко. Консультанту иностранному, между прочим, нечему удивляться. Никакой он не экстрасенс, и, поговаривают, даже не семи пядей во лбу.

Просто краем уха слышал про такую штуку, как здравый смысл. А по здравому смыслу голова у любого дурака устроена создателем добротно и со знанием дела: просто так, с наскока, ее нипочем не проломить. Мозги в ней надежно упрятаны, не хуже, чем в башне у танка. Поэтому, если объявился в голове какой беспорядок, нужно сначала семь раз отмерить, а уж потом голосить про ужасную черепно-мозговую травму. В абсолютном большинстве случаев никакая это не травма, а результат собственных внутренних неполадок на почве алкоголизма или за истечением гарантийного срока. Иначе, на том же Мебельном поселке в живых давно бы никого не осталось. Кулаком по голове каждому приходилось. Обидно, конечно, но зато живы и практически здоровы. Пока не добрался до них какой-нибудь славный правоохранительный триумвират, в котором скопление дураков превысило критическую массу.