Поиск

Есть такой народ

08.12.2011 09:24
Автор: Б.МЕЛЕХИН
Впервые в столице Урала прошел большой казачий сбор. Понаехали атаманы со всей страны и принялись составлять свою «стратегию 2020». Чтобы президент и правительство знали, чего им хочется. А хочется немало. Оказывается, казакам нужна земля на российской границе. Право на ношение оружия. Собственный всероссийский университет. И даже своя Олимпиада! Для дорогих гостей в папахах в городе сняли самую фешенебельную гостиницу. Поили, кормили, хвалили…
Есть такой народ*

 

Недавно «Вечерние ведомости» Екатеринбурга сообщили:
«Впервые в столице Урала прошел большой казачий сбор. Понаехали атаманы со всей страны и принялись составлять свою «стратегию 2020». Чтобы президент и правительство знали, чего им хочется. А хочется немало. Оказывается, казакам нужна земля на российской границе. Право на ношение оружия. Собственный всероссийский университет. И даже своя Олимпиада! Для дорогих гостей в папахах в городе сняли самую фешенебельную гостиницу. Поили, кормили, хвалили…»

По мнению «ВВ», «на протяжении веков казаки были головной болью российских царей. Гордый вооруженный сброд, плевавший на все указы и распоряжения, представлял собой нечто среднее между крестьянским ополчением, создававшимся там, где русские люди были, а власти не было, и просто разбойниками, этакими «сухопутными корсарами» Российской империи. К слову, их роль в истории страны и вправду можно сравнить с ролью пиратов в истории европейских стран. «ВВ» шокировано амбициями «нового этноса» - «потомков беглых крепостных рабочих и крестьян».

Поражает дремучее невежество комментаторов от «ВВ» в вопросе, который они взялись освещать, начиная с того, что они не имеют представления о значении понятий «казачий этнос» (в адрес которого вылили столько грязи) и «казачество» - интернациональная сословная структура, мероприятие которой и проходило в Екатеринбурге. Складывается такое впечатление, что авторы комментариев либо за всю свою сознательную жизнь прочитали только сталинский букварь, либо выполняют заказ по дискредитации казачьего этноса, с начала XVIII века методично подвергавшегося всестороннему геноциду и чудом сохранившегося до наших дней.

Задолго до формирования Московского, а затем и Российского государства этнические казаки имели свои государственные образования с круговой формой военной демократии по «казачьим» рекам: Днепру, Дону, Волге, Уралу, Тереку. Взаимоотношения с соседями (Москвой, Польшей, Турцией и др.) строились самостоятельно (по решению войсковых кругов) в интересах казаков на основе двусторонних договоров.

Начало «казачеству» (то есть принудительной военной службе казаков), которое должно заменить собой вольных и независимых этнических казаков, положил захват казачьих земель Дона Петром I. За этим последовало уничтожение Запорожской Сечи, захват территорий традиционного проживания яицких (уральских) и других казаков.

В XIX – начале XX века геноцид этнических казаков в форме их физического уничтожения сменился геноцидом этническим, культурным и социальным. Казаков объявили служивым сословием, насильно выселяли с традиционных мест проживания на окраины Российской империи, «разбавляя» казачье население, заселяли казачьи земли представителями других национальностей, создавали препятствия для изучения и пользования родным казачьим языком. Октябрьский переворот 1917 года принес новый этап физического уничтожения этнического казачьего населения, который активно продолжался до начала ВОВ, когда России понадобились защитники в лице казаков.

Запрет на признание казаков самостоятельным этносом сохраняется до наших дней. Им единственным из народов России запрещают создавать свои общественные организации, даже предусмотренные российским законодательством национально-культурные автономии, целью которых является возрождение и сохранение почти уничтоженных казачьих языка и культуры.

Вместо этнических казаков на историческую сцену выведено опереточное «казачество», собранное из «казаков по духу, по состоянию души», другим бредовым критериям, которые фактически лишили традиционные войсковые казачьи формирования этнической основы. Именно они, признающие официальную версию о бегло-холопском происхождении казаков, присвоившие себе имя и историю гордого свободного народа, представляли его на мероприятии в Екатеринбурге.

Это им нужна земля на российской границе. А этнические казаки лишь под угрозой жизни покидали родные станицы и не раз подвергались за непокорство жесточайшим репрессиям.

Это им нужна пресловутая «государственная служба». А этнические казаки ею всегда тяготились (особенно жандармскими функциями). И только казачья старшина, которая с течением времени все больше и больше формировалась из представителей других этносов, была кровно заинтересована в поддержке и укреплении мифов о якобы традиционной пожизненной «службе царю и Отечеству».

Это им требуется какой-то особый статус, который позволяет в обход действующего законодательства работать сторожами и охранниками и гордо носить звание «добровольных помощников полицейских».

И это для них Министерством регионального развития разработана «Стратегия развития российского казачества до 2020 года и последующий период», главной задачей которой является создание так называемого Всероссийского казачьего общества, «казачьего колхоза», в который предполагается согнать всех казаков независимо от организационно-правовой формы их организаций. И это ее (эту стратегию) обсуждали на совете в Екатеринбурге.

Ни в одном документе, касающемся этого государственного проекта, нет ни одного слова о его ЭТНИЧЕСКОЙ составляющей, то есть о казаках как об этносе. Более того, Минюст и «самый справедливый в мире» Верховный суд Российской Федерации отрицают само существование казачьего этноса, хотя по заключению этнологической экспертизы, назначенной по решению самого же суда:

  • казаки относятся к этнической общности;
  • в отношении их допустимо определение терминов «национально-культурное самоопределение», «национальное меньшинство» и «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры». А значит, казаки имеют право на объединение в рамках национально-культурных автономий. Но это чиновниками игнорируется.

Циничность происходящего подчеркивается результатами опубликованных в сентябре 2011 года всесторонних аналитических исследований казачьего населения Юга России (Дон, Кубань, Ставрополье, Терек), проведенных информационно-аналитическим агентством «Маркетинг и консалтинг – МиК» на средства государственной поддержки в соответствии с распоряжением Президента РФ (№ 300-рп от 08.05.2010 г.), которые гласят:

  • «Более 80% казачьего населения Юга России определяют свою национальность как «казак»… и «можно считать, что большинство казаков считают свою общность отдельной национальностью…»;
  • «Разделение казаков на «реестровых» и «нереестровых» и вызванный этим раскол в казачестве является одним из самых негативных последствий двадцатилетней политики государства по отношению к казачеству»;
  • «Данные исследования однозначно свидетельствуют о том, что выделение реестровых казаков в категорию предпочтительных для взаимодействия с государством не способствует ни росту числа казаков, готовых нести государственную и иную службу, ни снижению потенциала разочарования в политике федерального центра по отношению к нереестровым казакам».

Сегодня этнические казаки, не находя понимания у руководства РФ, вынуждены отстаивать свои конституционные права в Европейском суде по правам человека. Одна из таких жалоб (об отказе в государственной регистрации Челябинской региональной национально-культурной автономии), по информации из секретариата ЕС, будет рассматриваться в ближайшее время.

Что касается государственного проекта создания Всероссийского казачьего общества, то он обречен. Рано или поздно граждане Российской Федерации возропщут против финансирования за их счет структуры «казаков по духу и состоянию души». А без финансирования они просто разбегутся.

Государству целесообразнее было бы формировать не потешный «реестр» на базе современного безродного ряженого «казачества», а элементарную НАЦИОНАЛЬНУЮ ГВАРДИЮ, не привязывая ее к какому-то отдельному этносу в составе многонационального населения России.

А этническим казакам государство должно обеспечить их конституционное право быть равными с другими этносами Федерации. В первую очередь – право на национально-культурное самоопределение в рамках казачьих национально-культурных автономий. Тогда Россия наконец превратится для казаков из «мачехи» в РОДИНУ-МАТЬ, которую они и будут защищать.