Поиск

Елена Городецкая: «Мы не опускаем планку «Эха Москвы»

24.02.2010 00:00
Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА
«Разбор полётов» — единственная в Челябинске программа, выходящая в двойном формате: на радиостанции «Челябинское Эхо» и на 31-м канале. Чтобы узнать, кто и как делает эту передачу, мы встретились с её автором и ведущей Еленой ГОРОДЕЦКОЙ.
Елена Городецкая: «Мы не опускаем планку «Эха Москвы»*
не наше

Программа «Разбор полётов» — сравнительно молодой проект. Тем не менее она успела собрать массу наград местного уровня, а в конце прошлого года стала победителем первого этапа Всероссийского фестиваля региональных радиовещателей «Вместе радио» в номинации «Ток-шоу». 

Кроме того, «Разбор полётов» — единственная в Челябинске программа, выходящая в двойном формате: на радиостанции «Челябинское Эхо» и на 31-м канале. Чтобы узнать, кто и как делает эту передачу, мы встретились с её автором и ведущей Еленой ГОРОДЕЦКОЙ. 


Надо признать, при первой встрече я не узнала Елену. «Так лучше? — засмеялась она, увидев моё замешательство, и надела кепку. — Меня без неё мало кто узнаёт».


— А хотелось, чтобы узнавали?


— Нет, ну что вы! У меня никогда не возникало желания показать, какая я нарядная. Думаю, как и у моих коллег с «Челябинского Эха». 

Для меня важнее собеседники — выстроить разговор так, чтобы появилось желание высказаться, спорить, убеждать. Моя мама иногда говорит: «Лена, зачем ты так размахиваешь руками?» или «Все женщины, попадая на телевидение, стремятся показать себя, надевают красивые платья, а ты всё время в кепке». 

На это обычно отвечаю: «Вот если мне доверят программу, в которой меня будут позиционировать просто как женщину, тогда я, конечно, надену лучшее платье. 

А пока пусть будут кепка и ухоженные руки, потому что я ими действительно размахиваю».

Проверка на актуальность


— Помните свой первый день на радио?



— Конечно. Правда, это было не на «Эхе», а на «Интерволне», где я работала до 2007 года. Первый день, наверное, у всех одинаковый: рычажки двигаются самопроизвольно, голос подрагивает, суета, волнение...


— И как вы справлялись с ним?


— Никак. Просто работала. Кстати, волнение есть и сейчас — каждый раз перед эфиром. По пути в студию проверяю тему на всех, кого встречаю, — что думают, интересно ли им это. 

Тем на самом деле очень много и одновременно очень мало.


— Были ли у вас эфиры, о которых вы сожалеете: неудачно выбрана тема, неинтересный собеседник и так далее?


— Тусклых людей не бывает — иначе зачем бы мы их приглашали в эфир! Как не бывает неинтересных и неактуальных тем. Просто у каждой темы своя аудитория: уже или шире. 

Но, если узкая тема вызывает много звонков, значит, она актуальна и, значит, это наша аудитория. Что касается собеседников, то, если разговор не складывается, это уже моя вина. 

Никак не человека, которого мы пригласили. Тяжёлые эфиры бывают очень редко. И, как правило, человека всё равно получается разговорить. 

По утрам в эфире «Челябинского Эха» идёт ещё один проект — «Артобстрел». Это интерактивное шоу, куда люди звонят и высказывают свою позицию. 

Своего рода проверка темы на актуальность. Идеальный вариант, если утром удаётся спросить мнение людей, а после обеда проблема выносится на суд экспертов в «Разборе полётов». 

Случается, что нашу тему подхватывает Москва, и челябинские слушатели продолжают звонить, но уже в московский эфир.

Главное — быть честными


— А что делаете, если в прямой эфир пробиваются люди, позволяющие себе грубость, нетерпимость и подобные вещи?


— С матом нам не звонят, это точно. У нас другая аудитория. Люди дозваниваются, чтобы высказаться по теме, им это важнее. Правда, есть человек, который всегда против всего. 

Но за время своей работы здесь я заметила позитивную тенденцию — всё меньше слушателей стали звонить, только чтобы обхаять что-то. Большинство хотят предложить, обсудить. 

Звонят люди, у которых есть своя позиция, но они готовы услышать и других.


— В чём, на ваш взгляд, причина такой метаморфозы?


— Мы все приходим к осознанию чего-то со временем. У меня тоже был период, когда на всё хотелось ответить «Нет». Потом я начала задавать себе вопросы: «В чём смысл?», «Каким может быть результат?», «Почему так?», а затем уже делать выводы. 

Это не демагогия, когда красное подменяется квадратным. Но если человек звонит в эфир с единственным аргументом: «Да они все воры, сидят на нефти…», а на вопрос: «А вы бы отказались сесть на трубу?» — отвечает: «Нет», то, может быть, в следующий раз он попытается посмотреть на проблему с другой точки зрения, найдёт другие доводы. 

Слушатель постепенно начинает уходить с позиции человека требующего, ждущего и на всякий случай ругающего всё, что предлагается сверху.


— Иными словами, вы стремитесь заставить людей думать?


— Я не ставлю цели кого-то воспитывать. Главное, чтобы всё было по-честному: у собеседников была возможность высказаться и услышать мнения. 

Моя задача — представить максимальное количество точек зрения. Очарование программы «Разбор полётов» в том, что есть возможность напрямую задать все интересующие вопросы людям, которые действительно компетентны. 

А поскольку разговор идёт в прямом эфире, где нельзя ничего вырезать, смонтировать и так далее, никто не сможет потом сказать: «Меня не так поняли».

Шанс взглянуть в глаза

— Чьё мнение о вашей работе для вас важно?


— Для меня важно мнение моих коллег, нашего шеф-редактора. Это люди, у которых за плечами огромный журналистский опыт. 

Я филолог по образованию, окончила пединститут. Мне есть чему у них учиться. У нас здесь дивный микроклимат. Тему программы может предложить любой человек. 

При необходимости к её разработке подключаются все — ищут информацию, вспоминают, что слышали и знают. Никто не отстраняется, потому что наша цель — сделать вместе цельный, достойный продукт.



Очарование программы «Разбор полётов» в том, что есть возможность напрямую задать все интересующие вопросы людям, которые действительно компетентны. 

А поскольку разговор идёт в прямом эфире, где нельзя ничего вырезать, смонтировать и так далее, никто не сможет потом сказать: «Меня не так поняли».



— Программа «Разбор полётов» идёт в двойном формате — на радио «Челябинское Эхо» и на 31-м канале. Зачем нужна телеверсия?


— Иногда хочется взглянуть в глаза человеку. У радиослушателей такой возможности не было. А вообще это не наша выдумка, а опыт московского радио.


— В конце прошлого года ваша программа заняла первое место на региональном фестивале «Вместе радио», который проходил в Екатеринбурге. Насколько для вас важна эта награда?


— Я не считаю, что это моя награда. Выиграла программа, команда, люди, которые согласились прийти в студию и высказать свои точки зрения. 

В 2009 году сама тема была выигрышной. Что же касается меня, то не считаю, что делаю нечто особенное. Будь на моём месте другой человек, программа бы всё равно выходила. 

Она была бы другой, но не факт, что хуже. Я, действительно, считаю своей большой удачей, что занята в этом проекте, и очень хочется, чтобы получалось достойно. 

Мне кажется, мы все к этому стремимся: держать планку, работать, соответствуя уровню «Эха Москвы», и в Москве это признают. Хотя у нас могут быть разные взгляды на одну проблему.


— Что для вас является главным показателем качества работы?


— Когда во время передачи люди ссылаются на другой эфир «Челябинского Эха». Или когда звонят и говорят: «Нам вас порекомендовали». Значит, мы идём правильным курсом.