Поиск

Дымовая завеса на Южном Урале: смог прошел, вопросы остались

31.01.2017 17:35
Автор: Служба информации
Смог, который стал «подарком» южноуральцам в начале Года экологии, показал несостоятельность действующей системы контроля за атмосферным воздухом. После этого в регионе начали пересматривать отношение различных ведомств и жителей области к выбросам. Корреспондент «ЧелябинскСегодня» попытался выяснить, почему при «чистой» по отчетам работе предприятий во многих городах области было невозможно дышать.
Дымовая завеса на Южном Урале: смог прошел, вопросы остались*
Ситуация со смогом в Челябинской области, действительно, получилась критичная. Особенно показательной она оказалась в столице областного центра: ведомства соревновались в своих отчетах, что заводы полностью выполняют все предписания и задымления нет, а одновременно с этим челябинцы задыхались от смога и распространяли в соцсетях петицию к президенту РФ Владимиру Путину с мольбой разобраться в экологической ситуации. На данный момент ее подписали более девяти тысяч человек.

Часто из уст возмущенных горожан звучала мысль, что раньше ни о каких НМУ народ не знал, поэтому надо лучше проверять заводы, которые, считают южноуральцы, чрезвычайно хитрят. Мнение руководителей надзорных ведомств по этому вопросу получить не удалось – выяснилось, что должностные лица так заняты думами об улучшении экологии, что сообщить свои мысли простым южноуральцам через СМИ у них возможности нет. Только в министерстве экологии региона согласились выразить свою точку зрения, да и то отдуваться за ответственных лиц пришлось пресс-секретарю Юлии Радионовой. Первое, о чем она заявила корреспонденту «ЧелябинскСегодня» – мнение, что НМУ является явлением исключительно последних лет – иллюзия.

«НМУ были и раньше, да и выбрасывали предприятия в пять раз больше. Другое дело, что сейчас появилась возможность исследовать атмосферный воздух. Мы понимаем, какие вещества и какое влияние на наше здоровье оказывают. Поэтому эти вопросы широко освещаются, им уделяют не меньше внимания, чем вопросам развития экономики, например. В итоге люди хотят знать, почему стоит смог и какие последствия для их жизни и здоровья он может нести», – объяснила представитель регионального министерства экологии.

Она подчеркнула, что ведомство активно проводит работы по исследованию атмосферного воздуха и все результаты ежедневно публикуются на сайте, чтобы донести их до южноуральцев. Однако, как уже говорилось выше, в этот раз результаты исследований не могли удовлетворить людей, так как причина смога не была выявлена.

По мнению представителей министерства экологии, проблема кроется в нормах по выбросам, которые есть у предприятий.

«В последние годы наметилась тенденцию на снижение выбросов от предприятий. Это последствия модернизации, потому что новое оборудование учитывает экологические нормы. Но этого недостаточно, потому что как только наступает безветренная погода, то никакие мероприятия по снижению выбросов не могут предотвратить выброс в воздух таких опасных веществ как диоксид азота, оксид азота и прочих. Поэтому было принято решение пересмотреть систему расчета предельно допустимых выбросов для каждого предприятия. Чтобы снизить до такого уровня, чтобы в жилых кварталах не больше одной ПДК (предельно допустимой концентрации)», – рассказала Радионова о нововведении министерства.

Добавим, что сходное поручение дал начальник управления госконтроля Росприроднадзора РФ Михаил Оводков, который посетил Челябинск во время затяжных НМУ и провел специальное совещание для ответственных лиц. Он подчеркнул, что необходимо провести внеплановые проверки лабораторий, осуществляющих производственный эколого-аналитический контроль на предприятиях Челябинска и Магнитогорска. Также по его требованию будет создана рабочая группа по ревизии проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий Челябинска и Магнитогорска.

Интересно, что в обоих ведомствах – и в министерстве экологии, и в региональном Росприроднадзоре – подчеркнули, что значительный вклад в смог при НМУ вносит возрастающий уровень автомобилизации. Так, по мнению Радионовой, он вообще сводит на нет все мероприятия, которые так стараются проводить надзорные ведомства.

Известный общественник, член экологического совета при губернаторе, эксперт Общественной палаты Челябинской области Виталий Безруков отметил, что пользоваться автотранспортом при НМУ, действительно, считает лишним, но выразил мнение, что представители надзорных органов слишком преувеличивают его роль.

«Автотранспорт, конечно, вносит свой вклад, доля выхлопных газов в остальных выбросах составляет около 40%, но он только поддерживает уже создавшийся смог при НМУ и не может быть причиной возникновения этого смога», – заявил эксперт.

По его мнению, министерству экологии нужно проводить больше рейдов, но не только по крупным предприятиям, а проверять частников, которые свои фирмы, часто даже официально не регистрируют, а поэтому считают, что могут нарушать нормы.

«Постоянно, когда проводим рейды, видим, как дымят такие незарегистрированные предприятия. Иногда в промзоне сразу несколько таких предприятий рядом друг с другом дымят так, как не дымит какой-нибудь крупный челябинский завод», – поделился наблюдением Безруков.
Он с позитивом воспринял новость про то, что на предприятиях пересмотрят предельно допустимые нормы выбросов, подчеркнув, что это уже давно пора было сделать. Однако он выразил обеспокоенность тем, что пока не обозначено, как будет проходить занижение квот на федеральных предприятиях, так как региональные ведомства им не указ.

«Никакого юридического механизма для этого нет, необходимы нормативные акты, желательно — на федеральном уровне», – подчеркнул общественник.

Он также обратил внимание на то, что даже региональная инициатива о пересмотре выбросов пока еще буквально повисла в воздухе: новые квоты доведут до руководства предприятий до 10 февраля. Но соответствующие изменения в законодательство будут внесены в срок до 1 октября. Все это время предприятия не будут обязаны соблюдать новые нормы. Возможно, что южноуральцам придется перетерпеть еще несколько дурно пахнущих дней, пока инициативы в рамках Года экологии начнут работать.