Челябинские эксперты высказались за развитие программы «Земский учитель»
Участники «Экспертного клуба» обсудили реальную помощь программы «Земский учитель» и как она помогает решить кадровый дефицит в сельских школах. Какие преференции получают педагоги, если они переезжают работать в малые населенные пункты. Насколько заинтересованы выпускники педагогических вузов к этой программе.
«Программа «Земский учитель» - это малая доля тех мер, которые предпринимаются и необходимо предпринять на региональном, федеральном уровне для решения кадровых проблем системы образования. Это и создание оптимальных условий труда, и оснащение современным оборудованием, цифровизация учебного процесса. Важными вопросами являются социальные гарантии педагогам: оплата 100% коммунальных услуг сельским учителям, оплата медицинских осмотров за счет бюджета, выделение путевок для восстановления здоровья работников. На особом счету решение экономических вопросов: работники образования ждут повышения заработной платы в связи со значительным ростом цен на товары и услуги. Пока зарплата растет только за счет увеличения нагрузки», — Юрий Конников, председатель Челябинской областной организации профсоюза работников образования.
«Стартовый миллион для «земских учителей», конечно же, притягателен, и кое-где помогает руководителям сельских школ на пятилетку залатать кадровые бреши. Но говорить о том, что программа решает проблему дефицита педагогов, пока рано. При нехватке в регионе тысячи предметников, конкурс привлёк в малые города и сёла в 2020-м году 92 человека, в 2022-м - 43 и 76 - в наступившем учебном году. Не густо. Причём в некоторых случаях это не внешние ресурсы, позаимствованные из Казахстана, Таджикистана, Чечни, Дагестана, с Дальнего Востока и других субъектов нашей страны, а внутренние - переселенцы из одного района Челябинской области в другой. Кто-то приобрёл специалиста, а кто-то в одночасье его же потерял», — Владислав Халамов, директор регионального Центра технического творчества Челябинской области.
«Программа «Земский учитель» имеет большое значение именно в контексте развития межрегиональной профессиональной миграции педагогов, обеспечения их мобильности. По моему опыту выпускники педагогических вузов редко выбирают возможность переезда в сельскую местность в пределах своего региона; денежное вознаграждение не играет большой роли. Наоборот, сохраняется устойчивая тенденция переезда дипломированных учителей в областные центры и другие крупные города», — Евгений Жоров, проректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.