Поиск

Челябинская область в войнах. Забытая история.

13.04.2011 08:55
Автор: .
Продолжаем публикацию неизданных материалов челябинского историка и краеведа Алексея Федоровича Яловенко об участии жителей Челябинской области в войнах новейшего времени. Сведения данного раздела являются свидетельством невиданного патриотизма и самоотверженности нашего народа в тяжёлый период военных испытаний.
Челябинская область в войнах. Забытая история.*

Продолжаем публикацию неизданных материалов челябинского историка и краеведа Алексея Федоровича Яловенко об участии  жителей Челябинской области в войнах новейшего времени. Сведения данного раздела являются свидетельством невиданного патриотизма и  самоотверженности нашего народа в тяжёлый период военных испытаний.

Авиация                                         

Не только церкви, но и авиацию на Южном Урале традиционно создавали всем миром. Первые добровольные денежные сборы на развитии авиации прошли в Челябинске 21 сентября (по старому стилю) 1913 года. Акция проводилась Челябинской общественностью и называлась «Авиационный день». В 9 утра был отслужен молебен на Соборной площади (около нынешнего театра оперы и балета) и сборщики, сопровождаемые духовым оркестром, пошли собирать пожертвование. Всем, кто жертвовал, вручались памятные значки. Всего было собрано 1925 рублей.

Первый аэроклуб в области возник в 1933 году в Челябинске,  в нём занимались  воздушным спортом все желающие.

Первый перелёт легкомоторной авиации в СССР был осуществлён 2-9 сентября 1935 года по маршруту Москва – Урал – Украина – Москва. В перелёте участвовало 10 лучших аэроклубов СССР. Цель перелёта состояла в определении лучшей конструкции советских спортивных самолётов. Среди участников перелёта был самолёт челябинского аэроклуба с челябинскими лётчиками Непорожневым и Пешковым. Всего же участвовало в перелёте 22 легкомоторных самолёта. 4 сентября вся группа самолётов приземлилась в Челябинске на аэродроме, где сейчас находится обувная фабрика. Через час вся группа полетела в Магнитогорск, а потом в Оренбург. По итогам перелёта лучшим спортивным самолётом был назван самолёт «АИР- 10» конструктора А.С. Яковлева.

Первая радиопередача с борта самолёта была принята челябинскими радиолюбителями 24 июля 1935 года. Это был агитационный самолёт «Крокодил», который прилетал в Челябинск с агитационными целями несколько раз. Это был самолёт из эскадрильи агитационных самолётов. Эти самолёты были в Челябинске неоднократно. Название «крокодил» данного самолёта было таким, потому что его разрисовали под крокодила известные карикатуристы Б. Ефимов и Л. Бродаты.

Впервые агитационные фильмы  «Алексей Стаханов» и «Сталинские соколы» привёз в Челябинск 7 октября 1936 года тот же самолёт «Крокодил» во время своего второго прилёта в Челябинск. Челябинцы с большим интересом просмотрели эти фильмы.

Во время своего третьего агитационного прилёта в Челябинск 30 сентября 1938года самолёт «Крокодил» привёз кроме  стахановцев и итальянского антифашиста Джованни Джерманетто, который выступал с пламенной речью перед трудящимися Челябинска и Копейска.

Около Чебаркуля, между посёлком Мисяш и деревней Барановка с 1936 по 1938 год существовал военный аэродром.

Единственная парашютная вышка в Челябинске была построена в Ленинском районе, но с неё не было произведено не одного прыжка. Причина заключалась в том, что с неё был виден завод Станкомаш и член приёмной комиссии от НКВД не подписал акт приемки, мотивируя тем, что любой шпион может заснять военное производство. Со временем вышку из-за этого снесли.

Пилотажная группа « Русские витязи» в 1996 году неоднократно проводила свои тренировочные полёты с аэродрома Южноуральска Челябинской области.

Первый образец именной военной техники  связанный с нашей областью был создан в 1923 году.  Челябинское общество друзей воздушного флота (ЧОДВФ) возникло 5 мая 1923 года как отделение  ОДВФ СССР. Общество занималось пропагандой авиационного дела и сбора средств на постройку самолётов. С помощью ЧОДВФ был построен первый Челябинский планер для обучения лётчиков и отремонтирован 1-местный самолёт «Шпад». На собранные средства в 1924 году    был заказан военный самолёт «Челябинец», который вошёл в 1-ю Уральскую эскадрилью им. Тов. Свердлова. После ряда реорганизаций организация получила название ОСОАВИАХИМ.…

В СССР школьники 7-9 лет были объединены в организацию «Октябрята». Это движение возникло в 1924 году. Октябрята во всем подражали делам своих старших товарищей -  пионеров. Во время Великой Отечественной войны  октябрята Челябинской области активно участвовали в Тимуровском движении. На средства собранные Октябрятами 1-а класса  Челябинской школы № 28 был построен гидросамолёт « Челябинский октябрёнок». Октябрята как организация перестали существовать с развалом СССР.

Дети, собиравшие деньги на строительство «Челябинского октябренка» естественно имели хорошие примеры для подражания.   Коллективы заводов Челябинской области активно собрали деньги на:  эскадрильи «Советский инструментальщик», «Златоустовский абразивщик», «Металлург Златоуста», «Советский старатель». Только на строительство эскадрильи имени Марии Расковой жены командиров собрали по всей области 3 млн. 105 тыс. рублей. В августе 1941 года авиаэскадрилья « Магнитогорский Металлург» была создана по инициативе коксохимического цеха Магнитогорского металлургического комбината, которую сразу же поддержал весь ММК. В ноябре 1941 года авиаэскадрилья  была оснащена лёгкими самолётами – ночными бомбардировщиками ПО – 2 и У – 2 и  сразу же перебазировалась на подмосковный прифронтовой аэродром. В эскадрилью вошли лётчики и техники выпускники Магнитогорского авиаклуба. Эскадрилья «Магнитогорский Металлург» геройски прошла всю войну.

На фронтах Великой Отечественной также сражались построенные на средства жителей Зауралья - современной Курганской области, которая в то время входила в Челябинскую область   авиаэскадрильи "Курганские совхозы" и "Шадринский рабочий", самолеты "Курганский адвокат", "Курганский пионер", "Работник Курганского мясокомбината", "Курганский госпитальный работник", "Работник Заготзерно", "Победа", "Одесса", "Лопатинский зерносовхоз", "Ольховский учитель", "Юргамышский учитель", "Юргамышский элеватор».

Шестнадцать килограммов золота и три миллиона рублей, добровольно собранные населением Миасса, в том числе пошли на строительство  эскадрильи самолётов «Золотоплатиновая промышленность».

Танки      

Первые добровольцы-танкисты от нашей области -  45 человек –  были отправлены  эшелоном из Челябинска на фронт 20 октября 1941 года. Эшелон состоял из 7 тяжелых однобашенных дизельных танков «Клим Ворошилов» (КВ) сделанных на ЧТЗ. Челябинские танки приняли участие в тяжелейших боях под Москвой, из семи КВ в строю остался только один. Оставшийся танк за героизм был назван « Илья Муромец». Этот танк вместе с экипажем погиб в кровопролитнейших боях под Ржевом 27 ноября 1942 года. Всего же за время боёв челябинский танк « Илья Муромец» уничтожил 29 вражеских танков, 36 орудий и миномётов и много живой силы противника. Из этих первых 45 добровольцев-танкистов  в живых осталось только трое.

На личные средства знаменитого артиста Владимира Яхонтова на Челябинском тракторном заводе был изготовлен танк, получивший имя «Владимир Маяковский». 9 августа 1944 года в газете «Челябинский Рабочий» было опубликовано письмо Владимира Яхонтова к Иосифу Сталину, с просьбой направить танк в армию Рокоссовского и с ответом - разрешением Иосифа Виссарионовича.

Во время Великой отечественной войны физкультурники Челябинской области собрали пожертвований на сумму 1 миллион 170 тысяч 755 рублей на танковую колонну «Советский физкультурник». И адвокаты нашей области собрали 200 тысяч рублей на танк  «Челябинский адвокат». Во время войны поддержка действующей армии действительно носила массовый характер. Коллективы челябинского « Главнефтеснаба» и нефтебаз собрали 133934 рубля на танк «Челябинский Нефтеснаб». Коллективы машиностроительных заводов области собрали деньги на танковый корпус «Советский танкостроитель». На деньги собранные самими рабочими ЧТЗ были сделаны танки «Кировец-инструментальщик», «Третий термический» и «Чугунолитейщик». В мае 1944 года поляки, проживающие в Челябинске, собрали 20997 рублей на строительство танка «Мститель Катыни».

Первая в СССР добровольческая 96-я танковая бригада имени Челябинского комсомола включала в свой состав 29 танков изготовленных на средства собранные молодёжью области. Бригада была сформирована в 1942 году. Танк « Коксовик Сталинской Магнитки». В ноябре 1944 года по инициативе коллектива коксохимического цеха ММК  было собрано 175 тысяч рублей на изготовление этого танка. Танк предназначался « …самому смелому экипажу Уральского добровольческого корпуса …»

В 1943 году деньги в сумме 150 тыс. руб. на изготовление танка «Магнитогорский Пионер» собрали пионеры и школьники города Магнитогорска. Иосиф Сталин, поэтому поводу прислал в Магнитогорск  благодарственное письмо с наилучшими пожеланиями юным патриотам. Танк «Пионер Челябинской области» был  построен на средства, собранные по инициативе учащихся школы № 10 г. Златоуста в марте 1942 года.

На средства собранные колхозниками Южного Урала была построена танковая колонна «Челябинские колхозники». На средства собранные челябинскими учителями была построена танковая колонна «Народный учитель». На средства собранные трудящимися области были построены танковые колонны «Имени Ленинского комсомола», «Уралец». На территории современной Курганской области также были собраны средства на постройку на ЧТЗ  именных танков - "Трикотажница Кургана", "Петуховский путеец". В 1944 году работники Уксянской МТС (Курганская область) собрали 100 тысяч рублей на танк, с просьбой передать его танкисту-земляку Филиппу Семеновичу Засыпкину. Просьба была выполнена. Танк «Тракторист Уксянской МТС» с боями прошел от Вислы до Одера, участвовал в штурме Берлина. Как символ воинской славы, единства фронта и тыла, боевая машина возведена на постамент в селе Уксянское Далматовского района.

Бронепоезда

Танковый парк Красной Армии, с огромным трудом собранный за зиму и весну 42-го года, был практически полностью истреблен в тяжёлых оборонительных боях. Вновь, как в годы гражданской войны, на железных дорогах в донских и приволжских степях загремели орудия советских бронепоездов, пытавшихся компенсировать потерянную танковую мощь. К 1 января 1942 года были сданы первые 10 бронепоездов. И в том числе   “Челябинский железнодорожник” и “Южноуральский железнодорожник”. Активная боевая работа бронепоездов  началась весной 1942 года. Они хорошо показали себя в тяжелых боях под Воронежем, Харьковом, Сталинградом и на Северном Кавказе. Причем помимо огневой прифронтовой поддержки войск так называемые на военном языке ОБ-3 часто использовались для противовоздушной обороны железнодорожных узлов. Челябинские бронепоезда составили 38-й отдельный дивизион бронепоездов. Оба бронепоезда погибли в упорных боях в один и тот же день.

28 июня 1942 года бронепоезд “Южноуральский железнодорожник” под командованием капитана И.Е. Орлова прикрывал тыловые объекты 40-й армии и 121 -и стрелковой дивизии на участке Щигры - Мармыжи. В течение 14 часов бронепоезд вел бой с немецкой авиацией, отразив более десяти воздушных атак. Своим огнем “Южноуральский железнодорожник” сбил пять вражеских самолетов. Правда, к исходу дня, когда бронепоезд израсходовал почти все боеприпасы, авиации противника удалось разбомбить железнодорожное полотно у станции Мармыжи. Ввиду невозможности отхода матчасть была взорвана, а команда бронепоезда отошла в пешем порядке.

В тот же день 28 июня 1942 года на станции Черемисиново немецкие пикирующие бомбардировщики превратили в груду металлолома бронепоезд  «Челябинский железнодорожник». 38-й отдельный дивизион бронепоездов перестал существовать и навечно вошел в историю героической борьбы советского народа.

В Златоусте был создан еще один бронепоезд «Большевик Урала». Который отправился в свой боевой поход на фронт прямо от вокзала города Златоуста в 1942 году. В голове бронепоезда был поставлен паровоз ОВ-6420. Машинистами паровоза были златоустовцы Г.Х. Лукьянов и А. Ф. Раков, помощниками П.И. Бурнаев и М. Кишмиренков. Вечная память героям.

Еще один бронепоезд «Магнитогорский Комсомолец» был построен силами трудящихся всего Магнитогорского металлургического комбината по инициативе комсомольцев основного механического цеха ММК. Большую часть все работы по постройке бронепоезда выполнили основной механический цех и котельно-ремонтный цех. Бронепоезд ушёл на фронт в 1942 году.

«Катюша»

Во время Великой Отечественной войны легендарная  «Катюша» производилась на заводе им. Колющенко. В 1942 году была выпущена первая миномётная установка «Катюша». Всего сборку «Катюш» производили в четырёх местах: на самом заводе, на улице Труда в трамвайно-троллейбусном депо,  в  здании ГПТУ и « Сельхозтехники» в районе вокзала. Первые установки были собраны на улице Труда, во дворах бывшей табачной фабрики на пересечении с улицей Елькина. Каждый месяц армия получала 45 установок. Памятник нашей «Катюше» был открыт 8 мая 1975 года у дворца культуры завода имени Колющенко.

Одним из создателей «Катюш» был главный конструктор завода Колющенко Семён Михайлович Тарасов. Первые чертежи «Катюши» поступили на производство в начале июля 1941 года. «Катюша» имела производственное название установка «БМ-13», использовались ракеты-снаряды «РС-132». С установки в секунду вылетало два снаряда. Снаряды так же производили в Челябинской области. Снаряд был реактивным. В камере двигателя находилось семь шашек пороха (длиной 55 и диаметром 4 см.). Сгорая, порох создавал давление в 300 атмосфер, температура поднималась до трёх тысяч градусов. Скорость снаряда при сходе достигала 70 метров в секунду, а максимальная уже 355 метров в секунду. В головке снаряда находился мощный боевой заряд. Дальность полёта ракеты-снаряда достигала 8,5 км.

 Сначала были в войсках существовали разные названия этого оружия – «Гвардейские миномёты», «Гитара», « Секретка», «Адская мясорубка», «Раиса Семёновна с гитарой», а прижилось только одно – «Катюша». На заводе же снаряды называли попросту - ровсами, а направляющие к ним - спарками.

Трудовой подвиг

Трудовым подвигом населения Челябинской области в Великой Отечественной войне было то, что более 200 эвакуированных из европейской части страны предприятий удалось развернуть буквально «с колес».

Первый уральский грузовой автомобиль «ЗиС – 5В» сошёл с конвейера Уралаза в Миассе уже 8 июля 1944 года, его вывел с конвейера Д.Ф. Колесов. А 30 сентября 1944 с конвейера сошёл уже тысячный автомобиль. В том числе на этих автомобилях устанавливали и установки залпового огня «Катюши». За годы Великой отечественной войны было выпущено около 12,5 тысяч автомобилей.

В связи с потерей восточных месторождений во время войны с 21 августа 1941 года было принято решение о строительстве каолинового комбината в Карталинском районе Челябинской области, на базе эвакуированного оборудования с украинских аналогичных заводов. Комбинат строили заключённые. Первая тонна каолина была выдана уже в июле 1942 года. Каолин применялся для производства литых катков для танков. Кстати до 1965 года это было самое крупное предприятие в СССР. В Челябинске была и своя лыжная фабрика, которая располагалась рядом с  современным радиозаводом (ПО «Полёт»). Во Время войны фабрика делала лыжи для Уральских лыжных батальонов. Через некоторое время после войны фабрика была перепрофилирована.  Первые тонны челябинского металла ( ЧМЗ) были выданы 19 апреля 1943 года бригадой сталевара Семёна Черных. 100-миллионная тонна стали ЧМЗ была выплавлена в доменной печи № 3   23.02.84 года. Во время войны в Шершнёвском посёлке была единственная в нашей области авиамастерская, в которой работало до 150 человек. В основном ремонтировали самолёты « У- 2». После ремонта самолёты по воздуху перегонялись на аэродром, который находился на территории современного Северо-западного жилого района Челябинска. В 1942 году в Челябинской области был размещён госрезерв спичек – 7 тысяч ящиков в разных местах. А в селе Варгаши спичечное производство с производством до 1 тыс. ящиков в сутки.

Разработка проекта строительства Копейского завода « Пластмасс» началось в сентябре 1935 года. Завод выпускал и выпускает взрывчатые вещества. Интересно, что завод выпускал и наборы для игры в домино – самой массовой игре среди населения того времени.

.  Единственным предприятием в СССР, а теперь в России  разрабатывающим и выпускающим  тралы для поиска и уничтожения противотанковых и противопехотных мин является Челябинский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе (ранее завод № 78, потом ОАО «Станкомаш»). Завод выпускает тралы нескольких типов: ножевой (своего рода плуг) катково-ножевой, электромагнитный и другие. Надёжность траления до 95 %. Предприятие также разрабатывает и выпускает ряд ракетных пара­шютных, баллистических и самолётных мишеней, которые позволяют отрабатывать современное ракетное оружие. Предприятие выпускает некоторые узлы для систем залпового огня «Смерч». Завод  начал работать в 1935 году, что только на год позже ЧТЗ. Во время войны на этом предприятии выпускались различные снаряды и бомбы, в том числе для «Катюши».…

А Златоустовский машиностроительный завод (ГПО «Машзавод») с 1939 года и по настоящее время освоил выпуск следующих видов оружия: авиационная пушка Волкова-Ярцева, станковый пулемёт «Максим», пулемёт Березина, пистолет-пулемёт Шпагина, противотанковое ружьё Дегтярева, станковый пулемёт Горюнова, охотничье ружьё Казанского, крупнокалиберный пулемёт Калашникова танковый, пневматические винтовки ИЖ-60, ИЖ -60М, пневматический револьвер РПШ, пистолет - пулемёт «Кедр» ( аналог израильского «УЗИ», но лучше), револьверы ТКБ-0216, ТКБ -0216С, пистолет-пулемёт «Клин», Служебный карабин ПКСК, охотничье ружьё РБ.

Необычайно велик трудовой вклад в дело победы  магнитогорцев. Все, наверное, знают, что самый крупный в мире  металлургический комбинат это Магнитогорский. Первая домна Магнитки, самая крупная тогда в Европе, была задута 31 января 1932 года в 9 часов 15  минут. 8 июля 1933 года в 7 часов 45 минут на мартеновской печи № 1 получена  первая магнитогорская сталь. Но мало кому известно, что именно во время войны - 3 декабря 1942 года на Магнитогорском металлургическом комбинате была пущена самая крупная доменная печь в СССР. Или, что на ММК, впервые в мировой практике,  был освоен выпуск в мартенах броневой стали и проката её на блюминге. И первая плавка прошла уже 23 июля 1941 года.

Первенец советского Военно-Морского флота – крейсер «Киров», первый самый большой корабль, построенный в советское время (1937 год) был построен, кроме броневого покрытия, полностью из магнитогорской стали. Крейсер сыграл большую роль в обороне Ленинграда и разгроме врага на Балтике.

Каждый второй советский танк и каждый третий снаряд (10 млн. снарядов) во время войны с фашистами были сделаны из магнитогорского металла.…

22 августа  1942 года на Челябинском тракторном заводе началось производство танков Т-34 и был выпущен первый танк.  А всего за время войны ЧТЗ выпустил 18 тыс. танков и самоходных орудий, и так    же 48,5 тыс. танковых двигателей. Последний самый мощный серийный танк СССР периода второй мировой войны ИС-3 («Иосиф Сталин»-3) был создан на тракторном заводе в 1944-45 году. Серийное производство началось в мае 1945 года. В Челябинске на комсомольской площади один  из этих танков установлен как памятник.

Танк имел массу 46,5 т., экипаж – 4 человека., пушка калибра 122 мм., два пулемёта калибра 7,62 мм., и 12,7 мм., лобовая броня корпуса 120 мм., лобовая броня башни – 250 мм., мощность двигателя 520 л.с., максимальная скорость 40 км/ч., запас хода по шоссе 340 км. Танк разработан на базе танка ИС-2, который активно использовался в боях Великой отечественной войны. В основном ИС-3 отличался от ИС-2 броневой защитой. У ИС-2 лобовая броня корпуса 120 мм., лобовая броня башни 100 мм. ИС-2 выпускался серийно с 1943 года.

Во время войны на ЧТЗ также выпускались ложки, вилки, ножи столовые, кремни для зажигалок, валенки, платяные щётки, кисти, сапожные щётки, малярные кисти, кисточки для бритья и зубные щётки. А также спички.

Лучшим танковым двигателем 20 века считается двигатель В-2 мощностью 600 лошадиных сил. Разработка этого двигателя была привезена из Харькова при эвакуации харьковского завода в 1941 году. В октябре 1941 года этот двигатель стал выпускаться на ЧТЗ. Всего во время войны на заводе было выпущено 48,5 тысячи модификаций этих двигателей. После войны мощность двигателя была доведена до 750 лошадиных сил.

Продолжение следует