Поиск

Аз-саки на распутьи

31.01.2011 17:07
Автор: Валерий Бушухин
В субботу 22 января собрался актив межрегиональной общественной организации "КАЗАКИЯ" во главе с её создателем Михаилом Лонщаковым, чтобы мозговым штурмом определить: почему тормозится определение челябинских казаков на государственную (реестровую) службу и нужен ли этот реестр челябинским казакам вообще.
Аз-саки на распутьи*

В субботу 22 января собрался актив межрегиональной общественной организации "КАЗАКИЯ" во главе с её создателем Михаилом Лонщаковым, чтобы мозговым штурмом определить: почему тормозится определение челябинских казаков на государственную (реестровую) службу и нужен ли этот реестр челябинским казакам вообще.

   Вообще-то ситуация получается странная. Гости Челябинска прежде всего идут на знаменитую челябинскую улицу Кировку. Где на виду у всех стоит памятник основателям города, среди которых на почётном месте - гордый казак с пикой. Но в то же время челябинских казаков ныне как бы и нет в природе...

   В далёком Оренбурге памятника казакам не установлено, зато там есть Оренбургское казачье войско, ну так исторически сложилось, когда Челяба была ещё крепостью в одной из линий этого войска.

   Прошло много лет, Челябинская область стала самостоятельным субъектом РФ, и челябинские казаки как бы повисли в воздухе. Починяться Оренбургу не с руки, да и не нужно по объективным причинам. А самостоятельности на государственном уровне у них тоже нет. Даже номинально.

   Что ж, история сыграла с казачеством злую шутку. Она смешала два понятия: казаки как народ - и казачество, как служба государству.

   Хотя этих «шуток» было много ещё с петровских времён. Казаков  в виде казачества – казачьей службы, на протяжении последних трехсот лет часто использовали для военно-политических целей. А когда эти цели бывали достигнутыми, их «отодвигали».

   Безжалостнее всего обошлись с казаками  большевики. 24 января 1919 года стало трагической датой в судьбе казачества. В этот день на Оргбюро ЦК РКП(б) было принято циркулярное письмо, подписанное Яковом Свердловым, которое определило политику новой власти по отношению к казакам, верой и правдой служившим Отечеству на протяжении не одного столетия. «Беспощадный террор, никаких компромиссов, поголовное истребление», — таков был вердикт документа, стоившего жизни более двум миллионам казаков. 24 января 1919 года Чёрное море стало кровавым. Тела убитых казаков и казачек сбрасывали в воду. Черноморское побережье настолько было усеяно трупами, что даже турки обращались к советской власти, что бы прекратили это. Их кораблям невозможно было пришвартоваться к побережью. Вот такие вот дела…

   И комиссары в пыльных шлемах добились-таки своего: на протяжении почти полувека открыто признавать себя потомком казаков никто в нашей стране не рисковал. После перестройки и распада советской империи о казаках вспомнили, однако надо понимать, что нынешний казачий этнос в России – чудом уцелевшие остатки. Многое безвозвратно утеряно. Хотя сам казачий дух не пропал, он жив!

   Вообще, живучесть народа казаков достойна пристального внимания. Недаром в США на казачьих принципах организованы многие волонтёрские структуры, в том числе национальная гвардия. Там и настоящие казачьи музеи есть, а у нас в России серьёзных музеев пока нет.

   Нынешний российский менталитет не готов принять казаков обратно. Десятки лет коммунистической пропаганды сделали своё дело: сегодня образ казака накрепко связан с неким жандармского вида человеком в нелепой военной форме австрийского образца середины XIX века. Ну, ещё золотые погоны (почему-то непременно как правило офицерские) и непонятные простым людям наградные (непонятно за что) кресты на груди…

   Спросите такого, откуда у казаков лампасы на штанах, и вы вряд ли получите вразумительный ответ, кроме того, что лампасы, якобы, дарованы российской императрицей. Но как могла она их «даровать», если лампас казака насчитывает несколько десятков тысяч лет!

   Короче, массовый всплеск казачества в 90-е годы минувшего века закончился ничем. Ибо для возрождения нужна более основательная база. В том числе – пропагандистская. Ведь даже прошлого казаков никтодо сих пор толком не знает.

   В этом смысле поистине прорывной темой стало возрождение казачьего народа в качестве этноса. Это движение возникло именно в Челябинской области.

 

   Их предки назывались ас-саками и были воинской кастой у ариев. Много тысяч лет назад вместе с древними арийцами они вышли с Южного Урала, чтобы в XVIII веке казакам снова вернуться сюда, но уже в качестве устроителей границ Российской империи. Однако парадокс: после законодательного признания казачества нынешней властью Российской Федерации в других регионах есть, а в Челябинской области, родине ас-саков, до сих пор нет государственной реестровой казачьей службы.

 

   Конечно, если даже не всякий казак понимает разницу между казачьим этносом (казаками) и казачьей службой (казачеством), то что уж говорить о наших властных структурах? Им сейчас просто не до этого: экономика, социалка, пенсии, строительство, инвестиции, реконструкция инфраструктуры и т.д. – всё это требует напряженной работы и первоочередного внимания. Местным властям просто недосуг нянчиться с казаками.

    Имеет значение и своевременность постановки проблемы. Сначала надо бы о самом главном позаботиться, а потом уж руки дойдут до казаков. Вопрос – когда?

   И снова хотелось бы задуматься: почему в американской жизни в своё время сумели использовать многовековой казачий опыт, причём с очевидной пользой для устройства социума. Тут, наверное, не нужно ждать команды сверху.

     Врезка:

   В соответствии с Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества ее целью является государственный проект использования потенциала казачьих обществ в реализации государственных и муниципальных программ на принципах их подконтрольности органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    Прежде всего не должна ждать команды сверху «Казакия». У неё есть для этого многое. Концепция, юридические обоснования, наконец – неформальная пока структура казачьей самодостаточностии. Ведь организация казаков, проводимая строго на основе казачьей демократии, в своей основе имеет сбор казачьего круга, выборы атамана, совета старейшин и т.п. То есть все рычаги управления. Наконец, этнический фактор. Десятки тысяч южноуральцев во время последней переписи в графе «национальность» указали чётко и ясно: «из казаков».

   Целью организации «Казаки» является съезд казачьего народа (не казачьей службы). Когда это случится, неизвестно. Для этого должны быть объективные предпосылки. А пока…  Что мешает «Казакии» развернуть свою деятельность в рамках законной внеерестровой жизни?

   На организацию и выстройку реестра государству понадобятся немалые бюджетные средства и время. Создавать казачью реестровую службу наспех, формально – не имеет смысла. Это будет дискредитация казачьего самоопределения, а оно надо? «Ряженых» казаков и в Челябинске, и в других регионах, и в самой столице - и так предостаточно.

  

   Мозговой штурм актива «Казакии» в избе бывшей челябинской казачьей комендатуры продолжался недолго. Порой разговор скатывался на привычные рельсы военно-патриотического воспитания молодёжи. Но кому нынче нужны эти унылые военкоматовские лекции о былой славе? Тут атаман М.Лонщаков как отрезал: «Самое лучшее воспитание молодёжи – наши дела».

   Да, Родину любить учить не надо. Если здесь твои корни, твой народ, твой дом – то это и так всё твоё родное.

      Таким образом, челябинская «Казакия» определила себе путь самодостаточной автономии   в рамках действующего законодательства. Нет, путь к реестру не закрыт. Но и навязываться казаки тоже не хотят, это как-то стрёмно, то есть мимо стремян. Челябинская «Казакия» хочет просто стать страной Казакией без кавычек.

 

Комментарий: Пока готовился этот отчёт, в стране произошло трагическое событие – теракт в аэропорту «Домодедово». Очередной… Конечно, от терактов не застрахованы даже самые развитые страны, поскольку они направлены прежде всего против них. О чём это говорит? Плохо сработали спецслужбы? Нет, недавно при вылете самолётом из Москвы автора этих строк обшмонали и просветили так, что иголку не утаишь. Даже заставили вернуться и сдать в багаж …набор для гольфа (а вдруг я в салоне начну клюшкой всех фигачить?). Из-за этого чуть не опоздали на посадку с младшим сыном. Но безопасность есть безопасность.

   Почему же безопасность всё чаще не срабатывает? Потому что мир изменился. Потому что при количественном росте угроз спецслужбы не в состоянии справиться с терроризмом.

   В стране у нас таких объектов, как Домодедово – тысячи. Охранять их никаких спецслужб не хватит. Челябинской области, как пограничной, тем более.

   Почему бы тут не вспомнить про казачью систему безопасности? Там, где жили казаки (обычно они селились вдоль границы), мышь не могла проскользнуть. Потому что сам уклад жизни казаков позволяет быть всегда в режиме соблюдения мер безопасности. Даже у реки во время нереста рыбы нельзя было шуметь, и правило это строго соблюдалось. Что уж тут говорить о лазутчиках, они просто не могли проникнуть на территорию, охраняемую казачьим народом.

   Но казаки пока, как видим, не у дел.