Челябинский эксперт дал четкую инструкцию по выбору профессии для ребенка
Ученик, который не силен в математике, может найти себя в IT, а «айтишник» – пойти работать в промышленный сектор, а не в игропром. И в обоих случаях это окажется лучшим вариантом.
«Любой выбор, который ребенок делает самостоятельно – он правильный. И тут я хотел бы поставить точку», – четко обрисовал свою позицию ректор Международного института дизайна и сервиса Максим Усынин.
Авторитетный эксперт стал гостем нового выпуска «Большой редакции» медиахолдинга «Гранада Пресс», посвященной образованию. В этот раз беседа прошла на площадке арт-оранжереи «ЛюбаПетя».
Во время беседы нескучный ректор, как сам называет себя Максим Усынин, уделял внимание болезненной теме – все родители хотят своему ребенку счастья, а многие даже точно знают, как этого счастья достичь, и мнение ребенка зачастую просто не учитывается. Доверять своему чаду и создавать для него возможности – лучшее, что могут сделать родители, уверен эксперт.
На простом примере
Но это не значит, что можно и нужно помочь чаду с тем, чтобы определить профессию, в которой он способен реализовать себя. В МИДиС для этого, например, разработали и применяют визуально рефлексивный метод. Его суть проста: надо посмотреть, что у ребенка получается в деятельности.
Как определить наиболее подходящие виды деятельности, эксперт разъяснил на конкретном примере – подготовка выпускного вечера. Допустим, ребенок проявил себя сразу в трех направлениях: он писал сценарий, руководил одноклассниками, а заодно еще и смонтировал специальный фильм, который потом в нужный момент покажут на празднике.
Итак. У родителя есть три вида деятельности, которые лучше всего удаются ребенку. Теперь надо определить три сферы, которые ему более-менее подходят. Для этого удачный вариант пойти от противного – отметать те сферы, которые ребенку не интересны вообще, пока не останется три «победителя».
Следующий шаг – сделать матрицу выбора профессии с учетом трех выбранных видов деятельности и трех подходящих сфер деятельности. В итоге выйдет порядка 12 профессий, каждая из которых подойдет для старта.
Вывеска не имеет значения
«Для старта» в этом случае очень важный момент, обратил внимание Максим Усынин. Потому что не исключено, что в процессе поменяет направление деятельности, или даже вуз. В последнем случае родителям не нужно нервничать, подчеркнул эксперт, добавив, что «вывеска не имеет значения». Он объяснил это тем, что даже в известнейших мировых вузах есть откровенно слабые кафедры, где работают совершенно незаинтересованные в своей деятельности люди, поэтому ученики реально не смогут получить никакой пользы, оставаясь на прошлом месте. И наоборот, как в частных, так и в государственных университетах есть заведующие кафедры, которые горят своим делом, которые являются настоящими мастерами.
«И вот найти своего мастера, с которым ты будешь идти дальше, найти свою стаю, ту среду, в который ты можешь творить, начиная с первого курса – это самое важное. Профессия в этом случае не имеет значения», – обозначил Максим Усынин.
Дети лучше знают
Иногда выбор профессии может быть неожиданным – прежде всего, для родителей. Например, ребенок, который совсем не силен в математике, может «войти в айти» и быть прекрасным специалистом. Для этого, например, подойдет направление Web-дизайна и разработки мобильных приложений, где будет и дизайн, и маркетинг, и программирование в том объеме, чтобы можно было делать сайты и мобильные приложения, поделился ректор Международного института дизайна и сервиса. Также подойдет и бизнес-информатика, где три кита – дизайн, маркетинг и бизнес-процессы.
Максим Усынин привел пример другого интересного поворота, но уже с выпускниками направления «Разработка компьютерных игр и приложений». После обучения очень многие трудоустроились, казалось бы, не по профилю.
«Ребята в этом плане мудры – они идут в промышленный сектор. Потому что сейчас рынок игр и симуляторов для промышленности с точки зрения финансов и реализации более привлекательный, чем даже игропром», – пояснил это противоречие эксперт.
Он добавил, что очень востребованным оказалось также направление, связанное с применением виртуальной и дополненной реальностью (VR/AR). Например, с базовым партнером, ProgramLab юные челябинцы уже на втором-третьем курсе начинают создавать VR-тренажеры, область применения которых обширна. Среди заказчиков – «Аэрофлот», УГМК и другие крупные компании. Подробнее об этом могут рассказать специалисты МИДиС на Дне открытых дверей в конце апреля. А в Челябинске такой VR-проект реализуют в Южно-Уральском государственном медицинском университете. И таких тренажеров нет больше ни в одном медицинском вузе, о чем сами представители ЮУГМУ с гордостью рассказали – и, конечно, показали – министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко.
А из полной записи «Большой редакции» можно узнать больше и про ЕГЭ, и про то, как не проиграть в конкурентной борьбе искусственному интеллекту, и про многое другое.