Константин Рубинский: «Хорошего, настоящего искусства так мало, что его нужно не затаптывать, а поощрять»
Константин Рубинский родился в 1976 году в Челябинске. В школе и музыкально-педагогическом колледже восемь лет учился игре на флейте у Адика Абдурахманова, создателя и художественного руководителя камерного оркестра «Классика». В 14 лет стал стипендиатом Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена».
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (2001). Первая книга стихов «Фантазия для души с оркестром» вышла в свет, когда поэту было 16 лет. Участник многочисленных литературных сборников и альманахов, автор шести книг и более тридцати спектаклей, в т. ч. лауреатов Всероссийской национальной театральной премии «Золотая маска» («Ночь открытых дверей», «Силиконовая дура», «Мёртвые души», «Чаплин», «Белый. Петербург»). Автор оригинальных просветительских, концертных и образовательных проектов: «Подрамник» (посвящен современной поэзии), «20 музыкальных шедевров, изменивших мир», «Нобелевские лауреаты России по литературе», «Поэзия + оркестр» и многих других.
Вел уроки литературного мастерства в челябинских лицеях № 11, 31, 93. Составитель программы «Развитие литературно-творческих способностей детей», автор книги «Введение в детствоведение». Сокуратор южноуральского поэтического фестиваля «InВерсия» в рамках фестиваля современного искусства «Дебаркадер». В 2020 г. в издательстве «Кабинетный учёный» (Екатеринбург) в поэтической серии «InВерсия» выходит новая книга Константина Рубинского «Теперь никто не умер».
Из разговора с Константином Рубинским:
– Константин, у вас много профессиональных определений – поэт, драматург, учитель, критик, музыкант. Вас часто спрашивают, кем вы себя ощущаете в большей степени. А сейчас, на данный момент, «кого» в вас больше?
– Вы перечислили как раз в том порядке важности, в котором я чувствую. Прежде всего – поэт, затем – драматург, затем – педагог. Больше всего времени отнимает второе (драматургия), но тем драгоценнее первое (поэзия). Разве что «критика» и «музыканта» поменял бы местами. Скорее, я не критик, а такой обозреватель-публицист – ибо на интересное событие стараюсь отзываться, если оно оставило добрый и, скажем так, глубинный след. На подробную фиксацию иных следов время стараюсь не тратить. Критик же ассоциируется с кем-то строгим, взыскательным, разносящим в пух и прах.
Хорошего, настоящего искусства так мало, что его нужно не затаптывать, а поощрять – даже если оно еще несовершенно и только ищет путь к зрителю или читателю.
– А еще вы куратор поэтического фестиваля «InВерсия». Что вам дает кураторская работа, и почему этот проект важен для нашего города?
– Мы придумали этот проект с Наталией Санниковой, нас горячо поддержал Исторический музей Южного Урала и его директор Владимир Богдановский, и мы стали частью фестиваля современного искусства «Дебаркадер».
Об этом фестивале можно говорить много, почти бесконечно – и о наших ноу-хау, и о приглашённых персонах, являющихся главными величинами современного литературного процесса: Веденяпин, Каневский, Рымбу, Давыдов, Кукулин, Симонова – всех не перечислить; и о самой атмосфере свободы и эксперимента. Быть куратором такого фестиваля – и ответственность, и сложность, и просто большая радость.
Но вот что самое, наверное, важное. Фестиваль – это такой кондиционер для застоявшегося воздуха в герметичной литературной «комнате» города. И даже своеобразный «ускоритель», «усилитель» поэтического процесса в отдельно взятом человеке. Встречи, общение, совместные идеи и эксперименты провоцируют нас на творческий процесс сильнее, дают понимание современных тенденций, заставляют меняться, анализировать новые неожиданные вещи. И, несомненно, помогают преодолевать (тут, кстати, я говорю и о себе) некую консервативность по отношению к литпроцессу, которая внутри нас поразительным образом скапливается, если мы целый год общаемся среди «своих».
Наташа Санникова говорит, что фестиваль не столько для слушателей, зрителей, сколько для самих поэтов. Тут я с ней практически согласен – с той оговоркой, что считаю его равно интересным для тех и для других.
– На форуме #РыжийФест вы также выступаете в роли ведущего поэтического турнира «Микрофон для Бориса Рыжего». Как вам кажется, почему нужно читать Рыжего на литературном форуме в Челябинске? Каковы ваши ожидания?
– Рыжего надо читать не только на литфоруме в Челябинске. Рыжего надо читать везде. Он, на мой взгляд, как раз одно из связующих звеньев между культурой «не для всех» и культурой массовой, уличной. Таким связующим звеном должен стать и читающий его тексты. Помните, Рыжий говорил, что он хочет все и всех оправдать, оправдать жизнь. Мне кажется, сегодняшний человек нуждается в этом особом виде милосердия – в оправдании. Ему это необходимо почти в христианском смысле. И Рыжий является таким терапевтом для человека сегодня. Нужно, чтобы обычный человек вот с этого самого «химмаша» или «станкомаша» узнал, что существует поэзия Рыжего, она про него и для него.
Вот группа челябинских энтузиастов во главе с молодым поэтом Максом Ушаковым недавно на доме по улице Свободы, где Рыжий родился (да, Рыжий челябинец!), нарисовали граффити с его изображением. Его уже закрасили коммунальщики. Но это была попытка «прорыва» поэта к городу. К городу, который его почти не помнит, не знает. Наш турнир – интересное изобретение, он проходит в виде конкурса, но всем понятно, что это не самое важное: важно, чтобы Рыжий звучал. Главным членом жюри будет Олег Дозморов – друг Бориса Рыжего и прекрасный поэт, на связи с нами из Лондона онлайн. Мы очень этому рады.
– Спустя большой промежуток времени в свет выходит ваша новая поэтическая книга «Теперь никто не умер». Расскажите о ней, пожалуйста.
– Это действительно книга, накопившая тексты за последние одиннадцать лет, строго отобранные, там всего сорок два текста, интересных, сложных, самых трудно дающихся – и мне, и, думаю, читателю. Редактором-составителем выступила Екатерина Симонова, чей редакторский талант не менее прекрасен и своеобычен, чем поэтический. Выходит, книга в издательстве «Кабинетный учёный» (Екатеринбург), в поэтической серии «InВерсия», «дочерней» серии нашего фестиваля, как шутим мы. Курируют серию Е. Симонова, Н. Санникова и Ю. Подлубнова. Послесловие к книге написал Данила Давыдов, весьма точно угадав про меня там некоторые вещи, – не только в литературном, но и в человеческом смысле. Данила вообще по прозорливости «ловец человеков», а не просто критик и литературовед. Надеюсь, книга выйдет к Южноуральской ярмарке.
– На Южноуральскую книжную ярмарку вы прилетаете из Петербурга, хоть родом вы – из южноуральской столицы. Не скучаете по Челябинску?
– Всегда скучаю и всегда люблю. За последний год Челябинск поменялся к лучшему. Меняется самосознание людей, понимание городской среды, а значит, лицо города. Это отрадно, я за Челябинск «держу пальцы». Скучаю по человеческой теплоте (Петербург – интеллигентный город, но за этой интеллигентностью стоит и прохладца – климат такой) и всегда рад возвращаться на Южный Урал.
Творческая встреча с Константином Рубинским пройдет 25 сентября в 12:45 в Центре международной торговли (пр. Ленина, 35). В программе – презентация поэтической книги «Теперь никто не умер» и автограф-сессия.
Напоминаем, что в это же время состоится Всероссийский литературный форум #РыжийФест (который проводят Союз журналистов Челябинской области и ЧОУНБ, при поддержке Фонда президентских грантов).
Следите за программой мероприятий и готовьте вопросы для авторов.
Возрастной ценз – 6+
Фото предоставлены пресс-службой ЧОУКНБ