Поиск

Южноуральцы смогут получить информацию о своих правах в библиотеках

23.10.2020 14:01
Автор: Служба информации
В городах Южного Урала появились Центры правовой информации. Что это такое и почему они расположены в библиотеках, рассказал Леонтий Маршава, член Совета Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России, руководитель Комиссии по развитию Общероссийской сети публичных центров правовой информации и бесплатной юридической помощи.
Южноуральцы смогут получить информацию о своих правах в библиотеках*
не наше
Что из себя представляют публичные центры правовой информации?

Пожалуй, это одна из самых недооцененных в юридическом профессиональном сообществе сетевых структур, созданных и довольно успешно функционирующих в современной России.

На сегодняшний день Программа ПЦПИ представлена в каждом регионе: областной центр функционирует в универсальной научной библиотеке, а в каждом муниципалитете - в местной библиотеке.

Одним из самых ярких муниципальных участников Программы, пожалуй, является Библиотека П.В.Крашенинникова в самом центре Магнитогорска. Это полноценный правовой центр с огромным книжным фондом на правовую тематику. Безусловно, как и во всех иных ПЦПИ, посетителям Центра обеспечивается неограниченный доступ к правовым базам актуального законодательства.
В целом российская модель ПЦПИ реализована в Республике Беларусь, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Украине, а также в Болгарии, Индии, Италии и Ирландии.

В чем необходимость таких центров?

Изначально автор и координатор Программы Алексей Демидов обозначил, что создаваемые Центры предоставляют возможность коллективного решения государственными, общественными и коммерческими структурами широкого круга социальных проблем.

Так, для граждан, вне зависимости от места их жительства, возраста, уровня образования и иных индивидуальных качеств, центры являются источником актуальной бесплатной информации о своих правах и обязанностях как гражданина.

Для организаций, на базе которых открываются центры, они становятся дополнительным инструментом работы с целевой аудиторией. Не секрет, что сегодня популярность библиотек снижается и даже от высокопоставленных региональных чиновников можно услышать слово "книгохранилище", которое в современных условиях не отражает полного спектра возможностей и ресурсов библиотеки.

Для органов власти регионального и муниципального уровня центры служат эффективным каналом информационного обмена, позволяющим наладить доверительный диалог с гражданами. Например, Челябинская областная научная библиотека регулярно проводит дни правового просвещения, в котором принимает активное участие Уполномоченный по правам человека, представители прокуратуры, социальных служб. Центр становится независимой площадкой прямого диалога органов власти с населением.

На работу с какими категориями граждан они направлены?

Изначально, в 1994 году, на базе юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета был открыт публичный центр правовой информации для студентов, преподавателей и посетителей юридической клиники. Сегодня же нет каких-либо ограничений - Центр предоставит любому заявителю доступ к актуальной правовой информации.

Скорее, вопрос в том, с какой аудиторией инициативно работают Центры.

Следует помнить, что Программе уже более 20 лет и, конечно же, сегодня доступ к правовой информации обеспечивается даже не с персонального компьютера, а буквально со смартфона. Иными словами, широкую активную аудиторию не удивить доступом к источнику информации.

Но за прошедшие 20 лет и взаимоотношения участников гражданского оборота с правовой точки зрения стали более сложными, нормативная база обогатилась и простого ознакомления с текстом закона сегодня попросту недостаточно.

Именно по этой причине Ассоциация юристов России инициирует формирование центров оказания бесплатной юридической помощи в российских ПЦПИ. При таком взаимодействии Ассоциация реализует одну из своих основных задач - правовое просвещение и оказание юридической помощи. Центры и библиотеки избавляются от имиджа книгохранилища, стимулируют рост посещаемости.

Два года назад в рамках Международной конференции "Право и информация: вопросы теории и практики" мы с коллегами обсуждали необходимость временной смены целевой аудитории Центров: необходимо временно сместить акцент со слабозащищенных слоев населения, без ущерба объему и качеству оказания правовой помощи, на аудиторию профессиональных юристов.

Тогда и только тогда в представлении широкой аудитории ПЦПИ станет не просто "книгохранилищем", а полноценной правовой дискуссионной платформой. К слову, в 2014 и 2015 годах на площадках ПЦПИ нам удалось провести две конференции с очным участием представителей профессионального юридического сообщества Индии и Китая. В последующие периоды проводились круглые столы "Россия-Китай-Казахстан-Индия" с применением системы видеоконференц-связи.

Каковы перспективы развития ПЦПИ?

Довольно сложно обозначить общие перспективы - каждый ПЦПИ силен по-своему: где-то проводят солидный IT-форум, кому-то удается активно работать с муниципальными детскими учреждениями, а кто-то системно оказывает бесплатную юридическую помощь. Отсутствие объединяющей структуры, с одной стороны, указывает на автономность каждого элемента Программы ПЦПИ, а с другой - лишает возможности транслирования положительного опыта от региона к региону. Именно для этого Ассоциацией юристов России сформирована Комиссия по развитию Общероссийской сети публичных центров правовой информации и бесплатной юридической помощи. Нам с коллегами предстоит актуализировать информацию об участниках ПЦПИ, аккумулировать весь положительный опыт регионального развития ПЦПИ и обеспечить стройную логику развития Программы.

На сегодняшний день мы можем говорить о нескольких векторах: оказание бесплатной юридической помощи, в том числе соотечественникам, находящимся в странах присутствия ПЦПИ; формирование и распространение контента по правовому просвещению; формирование профессиональных горизонтальных связей - межрегиональные круглые столы, в том числе с привлечением молодежного юридического сообщества; стандартизация деятельности, связанной с бесплатной юридической помощью и правовым просвещением.

Какие задачи поставлены перед комиссией по развитию сети ПЦПИ?

Комиссия по развитию Общероссийской сети публичных центров правовой информации и бесплатной юридической помощи создана в августе 2020 года по Решению Правления Ассоциации юристов России.

Перед Комиссией поставлены следующие задачи: ведение актуального реестра ПЦПИ и центров бесплатной юридической помощи, формирование устойчивого межсекторного взаимодействия ПЦПИ и региональных отделений Ассоциации юристов России, выстраивание взаимодействия с зарубежными центрами доступа к правовой информации, разработка предложений по совершенствованию российской модели обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью и организации доступа к актуальной правовой информации.