Поиск

Тамара Михеева: у писателя не бывает выходных

12.03.2012 12:45
Автор: Янис Грантс
В столичном Издательском доме Мещерякова вышла книга Тамары Михеевой «Лёгкие горы». В 2011-м повесть напечатал журнал «Урал», а в январе текущего года писательница принимала поздравления с награждением Бажовской премией. Лауреат самой престижной литературной премии Урала, автор семи книг Тамара Михеева рассказала нашему корреспонденту Янису Грантсу о своих взглядах на современную детскую литературу, о вдохновении, о Джоан Роулинг и о необходимости иметь четвероного друга.

В столичном Издательском доме Мещерякова вышла книга Тамары Михеевой «Лёгкие горы». В 2011-м повесть напечатал журнал «Урал», а в январе текущего года писательница принимала поздравления с награждением Бажовской премией. Лауреат самой престижной литературной премии Урала, автор семи книг Тамара Михеева рассказала нашему корреспонденту Янису Грантсу о своих взглядах на современную детскую литературу, о вдохновении, о Джоан Роулинг и о необходимости иметь четвероного друга.   

- Тамара, я вот недавно был на круглом столе в нашей главной библиотеке.
 Там одна из выступающих педагогов сказала, что "Асино лето" надо в школьную программу включить. Тебе такие разговоры интересны? Или ты считаешь, что дело писателя - книги, а по теории школьного обучения пусть другие высказываются? И ещё: я, например, о твоих книгах ни одного негативного отзыва не слышал. Это как-то...нетипично.  Тебя кто-нибудь вообще ругал?


            Мне не может быть неинтересной тема школьного образования, у меня два сына растет. На самом деле, когда ты выбираешь творческую работу, то должен быть готов не только писать книжки, но и продвигать их, выступать, высказываться, даже если сильно не хочется. Это такие издержки работы. Ну, как у учителя, например: здорово общаться с детьми, но есть педсоветы, отчеты, планы. Так и у писателей. Это мечта – сидеть и писать книжки, сдавать их литагенту и не думать, как он их там продвигает. По поводу включения "Асиного лета" в школьную программу… Это лестно, конечно. Хотя от многих коллег я часто слышу на это: да не дай Бог! Чтобы они возненавидели меня, как Достоевского? Но на самом деле это очень высокая оценка твоего творчества. Потому что мы, конечно, не можем проверить, но где гарантия, что все в России знали бы "Евгения Онегина" хотя бы как факт, если бы он не был включен в программу?

А по поводу "негативных отзывов"... на самом деле они есть и они будут. Но нельзя на этом зацикливаться. Ругают меня предостаточно,  но я научилась принимать конструктивную критику и не обращать внимание на неконструктивную.

-А сыновья сочинительствуют? Почему-то кажется, что в семье писателя все должны быть «заражены» вирусом творчества. Расскажи, пожалуйста, о семье. А лучше – о семьях: и той, где росла ты; и той, где растут твои дети. Это, конечно, слишком общий вопрос. Лучше так: что из семьи своего детства ты перенесла в свой взрослый дом? А имена назовёшь? Нигде, например, не могу прочитать, как зовут твою маму, или сыновей, или мужа.

Маму зовут Михеева Валентина Егоровна, она режиссер Народного театра в городе Усть-Катаве, прекрасный режиссер и прекрасный педагог. Я выросла в этом театре (ему, кстати, скоро сто лет, это один из старейших самодеятельных коллективов области), о своем закулисном детстве я написала небольшой рассказ «Алька», он был напечатан в журнале «Север» и в электронном «Прологе».

Папа, Михеев Виталий Николаевич, у меня трамвайщик. То есть специалист по городскому электротранспорту, всю жизнь он проработал на трамвайном заводе инженером-конструктором. А сейчас стал директором городского Дворца Культуры, потому что его жизнь связана не только с заводом, но и с Дворцом, много лет он был конферансье в Эстрадном оркестре.

Еще у меня есть старшая сестра Наталья, которая живет в Москве, и младший брат Николай, мастер спорта по пауэрлифтингу. У нас очень дружная семья. Такая, в которой уверен. Ну, когда не страшно сказать, что вот я тут «накосячил», помогите. Семья, которую будешь оберегать от лишних потрясений. Это я и стараюсь создать в своей «взрослой» семье, там, где я взрослая, там, где я мама. Стараюсь, чтобы дети нам доверяли, чтобы не боялись прийти домой, что бы у них ни случилось.

-А что читают твои дети? Или даже так: выступи в роли эксперта и порекомендуй круг литературы для детей наших читателей. Понимаю, что это очень объёмный вопрос и по возрастам, и по временам, и по жанрам… Но вот твоему старшему сыну 11 лет. Может, остановимся на этом возрасте? И хотелось бы, чтоб имена современных писателей прозвучали, которые, наверняка, широко не известны, но лично тебе – дороги (и даже знакомы лично).  

Честно говоря, я не очень люблю выступать в роли эксперта и рекомендовать какие-то книги. Во-первых, получается, очень длинный список. Во-вторых, все слишком уж индивидуально. Ну, могу сказать, что мы с детьми читаем, недавно прочитали и планируем прочитать. Если сузить круг до современников и соотечественников, то это: Елена Ракитина «Похититель домофонов», одна из самых любимых наших книг, это первая книга, которую мой старший сын прочитал самостоятельно и с удовольствием;  Павел Калмыков «Королятник, или Потусторонним вход воспрещен»; веселые сказки Светланы Лавровой и Ольги Колпаковой; это стихи Сергея Махотина, Михаила Яснова, Марины Бородицкой, Галины Дядиной, Анны Игнатовой, Натальи Волковой. На очереди у нас «Цирк в шкатулке» Дины Сабитовой и «Велькино детство» Алексея Олейникова. А вообще много прекрасных книг приходится читать детям в рукописях – увы!

-Ну, до вашей семьи хотя бы рукописи доходят…А ведь от них до книги – длинный и непредсказуемый путь. Тут мы подошли к теме писательского труда. Можешь рассказать: у Тамары Михеевой есть какой-то особый распорядок? Утром пишешь или ночью? По настроению или ежедневно? А во вдохновение веришь? Вообще, расскажи несекретную информацию о творческой кухне.

Да, пожалуйста. Никаких особых секретов и нет. Распорядок есть. Я очень утренний человек, встаю в семь утра и, как только отправляю детей в школу, сажусь за работу. Работа найдется всегда. Если нет вдохновения, в которое я очень даже верю, но стараюсь не идти у него на поводу, пишу. Кроме того, много времени уходит на «пристраивание» уже готовых рукописей, переписку с издательствами, поиски этих издательств, общение с товарищами по перу, так сказать. Если ну вот совсем не пишется, всегда можно редактировать, читать что-то по теме, обдумывать. Мы никогда не можем знать, что даст толчок, что разбудит вдохновение, какая «фиговина». Мы никогда не знаем, когда нас накроет. Но сидеть и просто ждать вдохновения – это непродуктивно, мне кажется. То есть это здорово, но пока писательство для тебя просто хобби, а не основное занятие. С тех пор, как у меня появилась собака, распорядок стал вообще жестким. Потому что вот пес, с которым нужно гулять, и пока ты гуляешь с ним, так здорово сочиняется. Всем попавшим в творческий «затык», советую завести собаку. Очень помогает. Меня вообще очень вдохновляют прогулки, поездки, путешествия. Но вообще писательство – это такой тонкий механизм… С одной стороны, я сейчас только пишу, нигде, вроде бы, не работаю, не хожу в офис, в свободном полете, в общем. Но с другой стороны, ты ведь не можешь это выключить. То, что у тебя в голове. Поэтому часто прошу детей пожалеть свою бедную мать – она работает без выходных.

-А собака – породистая? Подарили или дети выпросили-таки? А может, ты воплощаешь свои детские мечты? И про путешествия скажи два слова, пожалуйста: где удалось побывать за последнее время? На отдыхе – тоже блокнот при себе держишь?

Собака – почти породистая, маленький рыжий пудель. У меня в детстве была удивительного ума собака, она прожила с нами 14 лет. Ну и, конечно, в свою «взрослую» семью мне тоже захотелось собаку. Можно сказать, что это я ее выпросила.

Про путешествия. Вообще, это то, чем бы мне хотелось заниматься в жизни – путешествовать. К сожалению, не всегда удается. В последнее время очень люблю Крым. Весной, летом, осенью, очень хочу еще раз зимой съездить. Крым – особенная земля, солнечная, очень моя, мне там хорошо в любую погоду. Два раза мы ходили в поход в крымские горы, еще раз собираемся, это тоже совершенно особенное путешествие, когда есть только ты и дорога, это возможность подумать о себе, о жизни, обо всем. Это все откладывается в тебе, оседает. У меня не бывает так, что вот я съездила, например, на Байкал или в Финляндию, приехала и написала что-то по впечатлениям от поездки. Но это всегда со мной, и кто знает,  когда и где пригодится. Блокнот, конечно, всегда со мной. Я без блокнота даже в магазин не выхожу.

-Тамара, а теперь расскажи о последнем своём успехе – Бажовской премии. Это значимо для тебя? Ты вообще как относишься к соревнованиям среди писателей? И (отчасти в связи с этим): тебе хватает внимания, успеха, тиражей? Говоря другими словами: пример Джоан Роулинг тебя вдохновляет?

Меня вдохновляет книга Джоан Роулинг. Ну и история тоже. Я верю в такие истории. Но я понимаю, что все это случилось не на голом месте. Из ничего такую историю не напишешь. Помимо таланта нужен и жизненный опыт, и мудрость, и просто трудолюбие. Поэтому твой вопрос про то, хватает ли мне успеха… даже не знаю, как на него ответить. Тиражей всегда хочется больше. Как и внимания. А успех – это такое странное и, по-моему, трудно измеримое понятие.

Словосочетание «соревнование среди писателей» мне как-то категорически не нравится. Потому что мы же не конкуренты друг другу. И если выигрывает один, то это совсем не значит, что другой не дотянул или менее талантлив. Я не знаю, с чем это сравнить, но не со спортом точно. Я два года работала в жюри Крапивинской премии и понимаю теперь, что победа или не-победа в каком-либо конкурсе ровным счетом ничего не говорит ни о твоем таланте и об успехе или не-успехе конкретной книги. И несмотря на это, я стараюсь участвовать во всех возможных конкурсах. И всем советую. Во-первых, это бодрит, не дает заснуть, увязнуть в комфортном, житейском болоте, и в этом смысле не-победа даже важнее, это такой «пендель» хороший. Во-вторых, сейчас это чуть ли не единственный способ, чтобы профессиональные круги о тебе узнали. Ну и кроме того, иногда это еще и деньги. Потому что, как ни странно, писатели тоже хотят есть, им тоже надо платить коммуналку, покупать какую-то одежду и так далее. Если ты работаешь на других работах, то, как правило, времени на творчество почти не остается. По крайней  мере, чтобы погрузиться в творческий процесс, отдаться ему, а если речь идет о крупной прозаической вещи, то только так, наверное, можно написать что-то стоящее (я сейчас только о себе говорю), что не стыдно отправить на конкурс. Ну и такой замкнутый круг получается. Получение же денежной премии дает тебе передышку и моральное право писать на полную, а не ходить в офис. Так что спасибо всем конкурсам и всем членам жюри, что когда-либо поддержали меня.

-Расскажи, пожалуйста, о своей последней книжке «Лёгкие горы», за которую ты удостоена Бажовской премии. О чём повесть, кому адресована, где издана, где её можно приобрести? А над новой книгой ты уже работаешь?

Книга издана в прекраснейшем издательстве, которое я не устаю хвалить, в Издательском доме Мещерякова. Не устаю хвалить, потому что нигде не обращались со мной так нежно и деликатно, я первый раз почувствовала, что я писатель и что я имею право на что-то, а не просто рабочая лошадь, которая должна быть по гроб жизни обязана, что ее книгу напечатали. Нет, в этом издательстве работают профессионалы. Это я еще к тому сейчас говорю, что не надо бояться московских издательств,  не такие они страшные, как мы часто себе думаем или нас пугают. Повесть «Легкие горы» не такая уж и новая у меня, первая ее часть была моим дипломом в Литературном институте. Потом я написала вторую часть. Эта книга о семье. Динку удочеряют, и она попадает в большую семью. Но книга не о сиротстве, не о детском доме, а именно о семье, о разных людях, об их взаимоотношениях. Мне сложно сказать, кому она адресована. Людям. Я знаю, что ее читают и подростки, и младшие школьники, и взрослые. Книгу проиллюстрировал замечательный художник Василий Ермолаев, который на удивление точно все угадал, я ему очень признательна. Книгу можно купить в Интернет-магазине «Озон», в Издательском доме Мещерякова, в «Лавочке детских книг». Будет ли она в магазинах Челябинска сказать сложно, но, может быть, ее закажет магазин «Белая лампа».