Поиск

Сергей Кочетков: «Водоводов в Челябинске 1 877 километров – почти до Москвы»

07.04.2017 20:01
Автор: Сергей Шумаков
Сфера ЖКХ всегда была одной из тех, где возникает много проблем и вопросов у населения: взносы на капитальный ремонт, грядущая концессия МУП ПОВВ, которая неизвестно что сулит челябинцам. А теперь еще – бунт управляющих компаний по поводу необходимости убирать придомовую территорию. Все эти вопросы начальник управления ЖКХ Челябинска Сергей Кочетков разобрал во время интервью «ЧелябинскСегодня»:
Сергей Кочетков: «Водоводов в Челябинске 1 877 километров – почти до Москвы» *
не наше
– Сергей Николаевич, сейчас на слуху ситуация с управляющими компаниями, которые дистанцировались от уборки. Возник конфликт между УК и городскими властями из-за вопроса, кто должен убирать 25-метровую зону вокруг домов. Расскажите, какова сейчас ситуация?

– Начнем с того, что дом изначально проектируется с земельным участком, на котором предусматриваются в дальнейшем формы благоустройства: деревья, кустарники, малые формы, например, песочницы. В общем – с территорией, необходимой жителям дома для комфортного проживания. Управление благоустройства вместе с депутатами Челябинской городской Думы провели очень серьезную работу по разработке новых правил благоустройства. Среди прочего, в них сказано, что 25 метров – это общедомовая территория. Мы понимаем, что у нас есть собственники многоквартирных домов, собственники частного сектора, собственники каких-то коммерческих помещения. И все знают, что в силу Гражданского и Жилищного кодексов, бремя содержания имущества лежит всегда на собственниках. Ну попроще, наверное, когда твое домовладение и ты понимаешь, что никто кроме тебя здесь ничего не сделает. Никто не приходит в районную администрацию и не говорит: «А дайте мне денег, мне надо ставни отремонтировать на доме». Здесь же получается группа собственников, но у них то же самое имущество. И Жилищный комплекс говорит: «Ты собственник, содержи». Понятно, что мы передали эту собственность, может, не в самом хорошем состоянии, поэтому мы придумываем всевозможные программы, пытаемся как-то содействовать. Раньше у нас, если помните, был Фонд содействия реформированию ЖКХ, который также выделял федеральные деньги на капитальный ремонт многоквартирный домов. Сейчас у нас региональный оператор, это все уже за наш счет, за счет собственников, но ранее законодатель это как-то софинансировал.

Некоторые собственники многоквартирных домов оформили придомовую территорию в собственность, там проводили кадастровую работу, и получалась некая собственность жителей, которую они, например, огородили. Отсюда вопрос по уборке придомовой территории вообще не звучит, так как понятно: вот она, твоя территория.

На большинстве жилищного фонда дворовые территории собственникам не принадлежат. Отсюда мы с управляющими компаниями говорим о том, что в общем уборка должна проводить на территории в 25 метров от отмоски. И вот не менее этих 25 метров управляющие компании должны содержать. Собственники же своим решением могут указать УК, сколько дополнительно к установленным 25 метрам управляющая компания за их, собственников, средства, может убирать. Здесь еще надо разъяснить про субботники. Что такое субботники? Это привлечение населения к уборке территорий. Не обязательно – закрепленных за домом. Например, в Металлургическом районе ЧМК ежегодно выходит на уборку. Каждый цех закреплен за определенной улицей, пока ты не уберешь территорию, не вывезешь все мешки за собой и не подпишешь акт приемки в администрации района, ты не сможешь на заводе сказать, что работа сделана.

– А санкции предусмотрены со стороны администрации для тех, кто не убрал?

– Какие санкции? Уборка-то добровольная.

– А почему тогда акт составляется, в чем его смысл?

– Это не для администрации акт, это для руководства комбината. То есть, выходит приказ директора предприятия о закреплении за каждым цехом определенной улицы. И комбинат оказывает эту помощь в уборке города. Но это является добровольной схемой помощи городу.

– Но я так понимаю, что УК готовы это оспорить. Они утверждают, что в таком случае они поднимут тариф и платить будут жильцы.

– А из чего появляется тариф у УК? Многие про это говорят, многие просто умалчивают. В Жилищном кодексе четко прописано, что только собственники принимают решение и устанавливают тарифы. Решение Челябинской Гордумы носит рекомендательный характер для муниципального жилищного фонда. Управляющие компании просто прислушиваются к мнению депутатов и предлагают собственникам жить по тем рекомендациям, которые предложила Гордума.

– А эти рекомендации, насколько они обоснованы, соответствую реалиям?

– Первоначально проводилась когда-то целая работа многотомная, все высчитывали. Так как эта работа очень дорогостоящая, то в дальнейшем применяется некоторый дефлятор, анализируется ставка увеличения инфляции, смотрят цены. Хотя мы понимаем, что УК конечно же недофинансированы. У нас есть предельный платеж населения на основе федеральных стандартов. На сегодняшний день, если не ошибаюсь, он составляет порядка 108 рублей. В рамках максимальной этой суммы мы можем набирать тарифами и наполнять эту сумму, выше не можем, потому что это уже субсидирование. Если орган местного самоуправления перешагнул за этот предел, то он должен будет из бюджета города оплатить эту сумму выпадающих доходов. Если минтариф региональный перешагнул – тоже обязан компенсировать, чтобы у человека платеж не превышал эту границу.

– О каком платеже идет речь? Обслуживание территории?

– Общий платеж за ЖКХ. Если сравнить Москву и Челябинск и посмотреть, в каком соотношении находятся сетевики (ресурсоснабжающие организации) и УК, то можно увидеть, что в Челябинске 70% в структуре платежа – это сетевые компании, а 30% – УК. А в Москве примерно 50 на 50. Этот перекос и дает определенное недофинансирование. Но тут надо учесть несколько моментов. Вот сколько стоит обслуживать старый двухэтажный дом? В среднем мы высчитали – порядка 60 рублей за квадратный метр. Сколько стоит пятиэтажка? Примерно 30 рублей за квадратный метр. А сколько стоит новый дом, если он, конечно, построен без дефектов? Ну, допустим, 15 рублей. То есть, если сравнить экономически обоснованный тариф, то, конечно, с двухэтажками тяжело: имущество старое, собственников немного, да еще чаще всего там проживают собственники не особо обеспеченные. У совсем новых домов тоже есть свои проблемы: все делают ремонт, используют ресурсы, а по факту – собственники еще не прописались, поэтому счетчики пока не работают, начислений нет. В новых домах комплекс проблем, пока дом до конца не заселен. Но если дом уже заселен, и это нормальный энергоэффективный дом, есть возможность на чем-то сэкономить и внедрить энергосберегающие технологии, есть на лицевом счете деньги. И собственники захотят, например, елочку возле дома, будет елочка возле дома. На эксплуатацию этих домов не нужно больших затрат. Поэтому сказать, где управляющие компании дофинансированнны, а где нет, очень сложно.

– Вы просто миф развенчали сейчас, потому что вы же знаете, что в подкорке почти что у каждого обывателя сидит мысль, что УК их обворовывает. Согласитесь, что есть такое предубеждение.

– Отсюда мы перейдем к следующей теме, которую я бы хотел довести. С апреля мы, управление ЖКХ с общественными деятелями в сфере ЖКХ, начинаем ряд семинаров в каждом районе «Как создать Совет дома». Что такое Совет дома и зачем он нужен? Как управлять своим домом? Если вы считаете, что управляющая компания вас обворовывает, некачественно обслуживает, то с этим надо бороться. Как? Совет дома собрали, выбрали председателя Совета дома, на собрании собственников проголосовали и в протокол занесли, что только председатель, предположим, принимает выполненные подрядчиком работы. То есть, если он подписал, то управляющая компания отдает деньги подрядчикам, которые, например, выполняют уборку территории. Поэтому подрядные организации заинтересованы, чтобы условный Иванов подписал. И Иванов знает, что если он подмахнет не глядя, то к нему Сидоров из соседней квартиры придет и скажет: «Ты что там наподписывал?!»

– Все равно мне кажется вариант коррупционной схемы возникает.

– Но он своим соседям как в глаза смотреть будет? Почему он стал председателем Совета дома?

– Очевидно, потому что ему доверяют.

– Вот. Поэтому человек будет работать, понимая это. Есть еще вариант, что можно с Советом дома решить и обозначить некоторое вознаграждение за это. Я вижу и знаю, насколько это тяжелый и сложный организм. Один из самых сложных организмов – сами жители. Попробуй их организуй: кто на работе, кто в командировке, кто в отпуске, кто просто не хочет с тобой разговаривать. Это серьезная, колоссальная работа. Дальше пошли весенние или осенние осмотры, выявили дефекты. Их надо устранять – а за счет чего? А если долги на доме, то тогда что делать?

– И как можно в этой ситуации действовать?

– Совет дома есть. Его представители должны пойти к этим должникам, требовать. Теоретически мы понимаем, что организация, перед которой существует задолженность, может и должна обратиться в судебные органы, есть целая процедура, законом предусмотренная. С другой стороны: задолженность формируется у кого-то по объективной, а у кого-то по субъективной причинам. Кого-то с работы выгнали, у кого-то личная драма, кто-то просто не хочет ничего делать. Задолженность формируется в течение долгого времени, а обслуживать нужно постоянно.

– Возвращаясь к предыдущему вопросу про уборку 25-метровой зоны. Ваш прогноз, удастся ли это решение управляющим компаниям оспорить через суд или ЗСО?

– Мы недавно с одними из таких управляющих компаний встречались. Они говорят конкретно не про 25-метровую территорию, а про ту территорию, которая дополнительно к отведенной. «Вот наша придомовая территория 25 метров, и мы согласны ее убирать, а еще 25 метров мы не хотим». С другой стороны, мы понимаем районные власти: им тоже надо как-то это убирать. И эта практика распределения между УК и предприятиями, она, конечно, существует и без нее очень сложно будет жить. Здесь разговор идет не про увеличение тарифа, а про использование некой прибыли УК.

– То есть, вы все-таки считаете, что компромисс будет найден?

– Надеюсь на это.

– А вообще много ли жалоб от челябинцев на управляющие компании?

– Конечно, жалобы есть. При том, что администрация, по сути, не является надзорным органом, надзорный орган – это ГЖИ. Недавно мы общались с новым начальником ГЖИ, он и говорит: «Моя первая задача – отрегулировать всю эту систему. Чтобы была не система штрафов и наказаний, а система предупреждений». То есть, не жди, пока придет кто-то и тебя накажет, сделай так, что бы на тебя не жаловались. Хотя, понятно, что есть жалобы объективные, а есть не всегда объективные.

– А по сравнению с другими городами Челябинск как выглядит в плане работы управляющих компаний?

– С Москвой сложно сравнить, потому что там очень серьезные дотации со стороны города. Но в ЖЭУ мы заходили в Петербурге и в Москве – те же самые помещения, абсолютно одинаковое состояние. Ничего такого элитного в них я не увидел, но дома, конечно, покрашены, на общее имущество очень много выделяется денег.

Мне, как куратору этой темы, хотелось бы больше средств, которые поступали на ремонт многоквартирных домов. Если бы помощь какая-то УК была в части поддержания общего имущества и дополнительных ремонтов, потому что Регоператор – это капитальный ремонт, а очень много текущего ремонта.

– Как вы вообще оцениваете работу Регоператора? Ведь не раз звучали заявления в СМИ, что Регоператор очень избирательно ремонтирует дома...

– Это некорректные высказывания. Борисов (гендиректор регионального оператора капремонта Вадим Борисов. – Прим. авт.) очень хорошо эту систему настроил. Если ко мне приходят жители и спрашивают: «Почему у нас капремонт не в этом году, а в другом году?», то я открываю сайт Регоператора, нахожу адрес и смотрю, какие справки есть по этому дому. Есть несколько характеристик, на основании которых этот дом в определенный период попадает в реестр домов на проведение капитального ремонта, например, когда был последний капитальный ремонт, какой на доме процент износа. Это все подтверждается справками из БТИ. Но часто многих справок из БТИ просто нет. Бывает, что на доме много характеристик, которые можно было документально подтвердить и дом бы при актуализации был бы переведен на более ранний срок. Автоматическая программа формирует реестр в соответствии с теми данными, которые занесла УК. На основании этого реестра мы формируем краткосрочный план, утверждает его глава города Челябинска, и направляем в Регоператор.

– Тем не менее, плата за капитальный ремонт вызывает до сих пор много вопросов и недовольства. Люди считают, что они переплачивают, что деньги их исчезнут. Можете как-то успокоить население?

– На общественных площадках мы не раз обсуждали ситуацию с капитальными ремонтами. У нас же когда-то вводили эту тему, но она не пошла. А в Екатеринбурге, например, постоянно шла эта работа, поэтому когда там региональный оператор начал свою работу, для жителей это не было чем-то новым. У нас, конечно, сложно было это наладить. Всегда сложно начать какую-то работу. Сказать, много или мало приходится платить за капремонт, я не смогу.

– Как решаются такие проблемы с долгами?

– Сложно, колоссально сложно. Вот у нас есть компания «Ключевые люди». В свое время они работали на жилфонде «Гринфлайта». Когда они начинали эту всю работу, директор рассказывал: «Представляете, у меня новые дома и такая колоссальная задолженность. Люди небедные, хорошо одетые, в норковых шубах, но просто не оплачивают. Просто не хотят, просто некогда. А у меня задолженность. Я уже и в суды и везде». И в итоге это все зависает на судебных приставах-исполнителях, так как дел очень много, не справляются специалисты.

– У нас вообще были банкротства управляющих компании?

– Маленькие появлялись, приходили, уходили, разорялись. А больших и серьезных среди банкротов не было.

– Хорошо. А вот есть пара других тем, которые всегда были актуальны и проблемны. Например, состояние городских коммунальных сетей. То есть, многие из них, лет пять назад по крайней мере, были фактически брошены. Сами ресурсники жаловались на неудовлетворительное состояние сетей и именно к этому апеллировали в разговорах о плохом качестве водоснабжения, к примеру.

– Здесь ситуация очень интересная. Каждый год администрация города пытается закрыть тему с бесхозными сетями. Вроде бы уже все пересмотрели, со всех компаний все собрали, вроде бы все приняли, все сделали, все отладили. Но только отладил – сразу письмо приходит от кого-то, что выявили, нашли новые бесхозные сети. Очень много всевозможных факторов в результате которых выявляются некие участки бесхозные. И каждый год мы наводим порядок, передаем, ремонтируем. Я в свое время помню от железной дороги принимали очень плохие сети, очень много было вложено в них сил.

Предприятия принимают решение, что содержание сетевого хозяйства – это не их основный род деятельности и считают, что кому-то их надо передать. Чтобы передать свою сеть кому-то другому, необходимо эту сеть предъявить, а в основном это все строилось в советские времена, часто самостроем, документов в большинстве своем у предприятий уже не сохранилось. Поэтому они делают вывод, что это бесхозяйные сети и обращаются в орган местного самоуправления с просьбой принять в муниципальную собственность. То есть, они убирают свои затраты на эту сеть и в то же время понимают, что кто-то будет обслуживать эти сети, а компания будет получать необходимый ресурс в том же объеме, но уже не оплачивая ремонт. Поэтому они каждый год идут, идут и идут. У нас одних водоводов в Челябинске 1 877 километров – это расстояние почти до Москвы. А теплотрасс у нас порядка 1,5 тысяч километров, еще 5,5 тысяч километров электричества и 1,5 тысяч – газовых сетей. Когда начинали, конечно же, меньше всего этого было. А год за годом набираешь и набираешь, и понимаешь в итоге, что у нас в городе 1,5 тысячи километров сети либо в собственности муниципалитета, либо в собственности, допустим, УТСК.

– И каково состояние этих сетей?

– Везде по-разному. Мы в своем время принимали сети в поселках от ведомственных предприятий. Часто там сети прокладывались так, что теплотрасса и водовод идут вместе, чтобы предприятию не рыть траншеи. То есть – просто водовод бросали к теплотрассе, понятно, что вода не замерзнет. При принятии в муниципальную собственность мы понимаем, что необходимо внедрение энергоэффективных технологий, например МУП ЧКТС применяет при капремонтах уже предизолированную трубу: металлические трубы, сверху защищены от внешних агрессивных сред. Теплопотери в этом случае минимальные. Отсюда экономия тепловой энергии и возможность бестраншейной прокладки. Вроде все хорошо, но здесь столкнулись с другой проблемой – а МУП ПОВВ куда деваться, у них же водовод замерзнет наверху. То есть очень много нашим МУП ПОВВ пришлось перелопачивать, переделывать.

– Кстати про ПОВВ. Сейчас, как известно, решается вопрос о концессии предприятия, оно фактически поменяет собственника. Можно ли какие-то подробности рассказать: когда это произойдет, какие претенденты есть?

– Начнем с того, что МУП ПОВВ поменять собственника не может, оно априори муниципальное предприятие. Собственник понятен – это комитет по управлению имуществом. Дальше, имущество, которое передается в концессию — это муниципальное имущество. То есть тут собственник не меняется, потому что это собственность наша. В чем смысл концессии: имущество муниципальное передается частному инвестору, который его модернизирует, ремонтирует и отдает обратно в муниципалитет.

– Прямо благотворительность.

– Почему? Они на этом зарабатывают, это бизнес. К примеру, у организации, которая захочет поучаствовать в концессии и выиграть , возможно, есть партнеры, которые изготавливают какое-то специальное оборудование для водоводов. То есть, ставится стратегический план капитальных ремонтов, заключаются долгосрочные контракты. Предприятия, которое победит, должно вложить большие средства.

– А какие примерно? Есть какие-то оценки?

– Пока в этой теме точку еще не поставили. Конкурс не проведен, потому что, как только определиться организация выигравшая, она должна представить свою инвестиционную программу. И потом уже можно будет говорить об окончательной цене.

– Есть информация, когда конкурс завершится?

– Ну, пока по конкурсу поступают замечания, он изменяется. Пока сказать не могу.

– Можно ли назвать заинтересантов? Неофициально многие заявлялись...

– Понимаете, процедура работы над концессией длится года два уже. И очень многие организации интересовались, но именно организация которая бы подтвердила, что точно приходит – такого еще не было.

– А чем это процесс закончится для жителей? Челябинцы опасаются увеличения тарифа, прежде всего.

– Тариф не превысит максимального предела по федеральному стандарту. Поэтому здесь будет серьезная работа у министерства тарифного регулирования Челябинской области, чтобы зарегулировать долгосрочный тариф уже с организацией, которая придет в рамках концессии.

– Примерные сроки, когда это будет реализовано, можно обозначить?

– Я бы не стал называть их, потому что организация, ответственная за организацию концессионного конкурса – это комитет по управлению имуществом. Наверное, самые крайние сроки более подробно можно узнать у них.

– Еще про ПОВВ. Невозможно просто стало до расчетного центра дозвониться. Раньше этим занималось само предприятие, а сейчас – какая-то непонятная контора, у которой сайт сделан на коленке. Что произошло, почему с 1 января новая организация начала этим заниматься?

– У нас есть прямые жители, которые получают квитанции напрямую от ПОВВ, есть те, кто получают квитанцию на эту услугу от УК. С января изменились адреса расчетных счетов по приемы населения для первой категории. Но всегда есть возможность обратиться непосредственно в водосбыт, который расположен на Варненской, возглавляет его Ольга Викторовна Суховерхова.

– И еще один вопрос по ПОВВ, это отношения с Копейском. У Копейска большой долг за воду, и обсуждалось, что именно челябинские власти и коммунальщики поучаствуют в разрешении судьбы многострадального копейского Гордовоканала. Есть какие-то задумки?

– В двух словах – мы уже там. Часть сетей, по которым поступает вода с наших очистных сооружений, находится в аренде МУП ПОВВ Челябинска. Но решение проблемы – вопрос непростой, сейчас идет большая работа с министерство тарифного регулирования, хотим запланировать тариф для населения. Дело в том, что задолженность была у предприятия, когда оно было еще коммерческим, организовалась она, к сожалению, и в МУПе. В итоге, мы уже там, но пока все очень тяжело.

Фото: chel.mk.ru