Поиск

Поединок с ложью и страхами

04.04.2011 10:27
Автор: Записал Виктор Симоненко
На днях жительница Озерска, сотрудник ПО «Маяк» Елена ГОВЫРИНА стала участницей телешоу Владимира Соловьева на канале «Россия» «Поединок». Программа была посвящена аварии на Фукусиме и всплеске радиофобии, последовавшем вслед за нею во всем мире. Елена Говырина была отобрана из представителей всех «атомных» ЗАТО страны для выступления в роли «секунданта» атомщика Сергея Бояркина, которому противостоял политик Сергей Митрохин.
Поединок с ложью и страхами*
не наше

На днях жительница Озерска, сотрудник ПО «Маяк» Елена ГОВЫРИНА стала участницей телешоу Владимира Соловьева на канале «Россия» «Поединок». Программа была посвящена аварии на Фукусиме и всплеске радиофобии, последовавшем вслед за нею во всем мире. Елена Говырина была отобрана из представителей всех «атомных» ЗАТО страны для выступления в роли «секунданта» атомщика Сергея Бояркина, которому противостоял политик Сергей Митрохин.

       Мы попросили Елену поделиться своими впечатлениями от участия в программе, рассказать нашим читателям - как это увлекательное телевизионное действо выглядит «изнутри».

 

      - Для меня приглашение в шоу Владимира Соловьева было неожиданным, - сказала Елена Говырина. – Я находилась в командировке в Москве, когда мне позвонил начальник Управления Госкорпорации «Росатом» по работе с регионами Игорь Конышев и попросил приехать на Мосфильмовскую. Ничего особенно мне не объясняли, сказали только, что тема передачи связана с Фукусимой и нужно помочь объяснить людям, что происходит на самом деле, каков уровень безопасности наших ядерных объектов, сбить накал истерии, в которую сознательно погружают население некоторые политики.

       Лене сказали, что выбрали именно ее, поскольку она занимается общественными связями на ПО «Маяк», а это предприятие – одно из самых сложных и в том же время самых эффективных и «передовых» в системе «Росатома»: опыт работы с населением здесь накоплен огромный.

       - Когда мы приехали на телевидение – делится впечатлениями Говырина – сразу очутились в настоящем конвейере: сначала попали в руки гримера, потом – шеф-редактора, третья дама объяснила, где я буду стоять, четвертая прицепила микрофон, пятая еще чего-то объясняла…Потом наскоро переговорили с Бояркиным, который попросил при необходимости помочь информацией по решению проблемы Карачая. И сразу, без каких-то репетиций – в прямой эфир. Передача шла на Дальний Восток, где, по понятным причинам, эта тема была особенно актуальна.

   - Удалось ли вам помочь своему «дуэлянту»?

    - Помощь наша (помимо меня была еще одна секундант, замечательный профессионал, доктор медицинских наук Наталья Шандала) выразилась больше в виде моральной поддержки. Сергей Бояркин - компетентный и выдержанный человек, который противопоставил истеричности и безбрежному популизму Митрохина аргументы, которые невозможно не принять. Ведь разговор быстро перешел с Фукусимы на безопасность ядерной энергетики вообще и тут нашего оппонента буквально через слово приходилось уличать в банальной лжи.

   - Например?

   - Например, когда Митрохин заявил, что ни одна страна в мире, кроме нашей, не занимается переработкой отработавшего ядерного топлива (которое он упорно называл «ядерными отходами», что совершенно неправильно). Это ложь: ОЯТ давно перерабатывается такими странами как Франция, Англия, Япония – причем каждая из них делает это в объемах, превышающих переработку на «Маяке». И никто из них не собирается сворачивать эту технологию. Наоборот, самые передовые страны борются за место на этом рынке. Ведь только в Японии 56 ядерных реакторов, тогда как на всю Россию – 30.

      - Вообще-то, если «закладываться» на аварии, то нужно запретить прежде всего автомобилестроение. Ведь только в России в авариях гибнет 30 тысяч человек ежегодно…Еще в чем уличили своего оппонента?

     - Митрохин, если говорить о моем личном мнении и впечатлениях, вел себя грубо, перебивал собеседников, «отыгрывая», как ему казалось, «выигрышную» тему радиофобии и всячески раздувая страхи населения. Таких людей обосновано называют «политическими мародерами», потому что они пытаются извлечь личную политическую выгоду из горя людей и заработать политический капитал на их обмане…Он утверждал, например, что вся информация о радиационной ситуации в стране «закрыта» Росатомом. Но это ложь, причем легко проверяемая. Существует компьютерная система АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки), которая выставлена в Интернете. Ее данные нельзя «подкорректировать», она доступна каждому в любое время дня и ночи! Еще Митрохин козырял тем, что он, якобы, «проник» на Красноярский ГХК, снимался на его крыше, доказав тем самым уязвимость тамошней системы безопасности. Но ГХК расположен внутри огромной горы и проникнуть туда, «снимаясь на крыше»,  просто невозможно!..

     - А как насчет модной сейчас «альтернативной энергетики» - ветряные мельницы, солнечные батареи? Они вроде как действительно экологически безопаснее АЭС?

    - Дело в том, что если уж говорить об экологическом вреде, то самый чистый вид энергии – это именно атомная энергия. Работающая АЭС или другое ядерное предприятие вообще не производит вредных выбросов, а радиационный фон вокруг них, как правило, ниже, чем в больших городах. В Озерске уровень радиации – 9-10 микрорентген в час, в Челябинске – около 14, в Хельсинки – 30. В мире немало мест, где естественная радиация составляет около тысячи микрорентген в час и там нормально живут миллионы людей – в Индии и Бразилии, например. Что касается альтернативных источников энергии, например, ветровой энергетики, то как правило, борцы с АЭС и пропагандисты «альтернативной энергетики» забывают напомнить, что вырабатывать ее можно только тогда, когда дует ветер. А когда его нет, в ваших домах не будет света и производства остановятся. И еще забывают сказать, что для выработки одного и того же количества энергии «ветряки» требуют площади в 2700 раз больше, чем АЭС! То есть если та же Бельгия решит полностью перейти на энергию ветра, то она ВСЯ должна будет быть уставлена ветряками. Подходящий «альтернативный» вариант?..

      - Как вам понравился ведущий Владимир Соловьев? Какую лично он занял позицию?

    - Меня его работа поглотила полностью, было безумно интересно следить за тем, насколько профессионально и виртуозно он вел дискуссию, не принимая ничью сторону. Главная цель программы – развеять совершенно надуманные и беспочвенные, сплошь и рядом специально нагнетаемые страсти, представить квалифицированных специалистов и их профессиональные оценки. Продемонстрировать людям, что профессионалы контролируют ситуацию, что чрезвычайные обстоятельства и трагедия у наших соседей – не повод скупать и поглощать йод во вредных для здоровья количествах! Это, мне кажется, удалось сделать и Соловьеву и нашей команде.

    - Тем ни менее ваш дуэлянт Бояркин проиграл поединок в оценках телезрителей…

   -   Мы нисколько в этом не сомневались с самого начала. Отстаивать позиции атомной энергетики во время тяжелой аварии на японской АЭС – дело неблагодарное и непопулярное, это понятно. Но разрыв в голосах был весьма небольшим. А значит, нам удалось победить, выполнив свою главную задачу. Трезвомыслящие люди нас услышали и поняли: населению России сегодня ничего не угрожает, наши атомщики пристально следят за ситуацией и делают все надлежащие выводы для укрепления безопасности собственных АЭС и других ядерных объектов. А это самое главное!