Поиск

Несокрушенная и легендарная…

10.12.2008 00:00
Автор: Владимир Филичкин
...Именно тогда в голове командира 154-го отряда родился дерзкий план. Посадив пойманного «племянника» на броню, спецназовцы рванули в крупный кишлак, контролируемый моджахедами из племени Моманд и Шинвари.
Несокрушенная и легендарная…*
не наше

Сегодня с корреспондентом «АН» беседует наш земляк, челябинец, военный эксперт Владимир ПОРТНЯГИН. В недавнем прошлом старший офицер разведуправления Туркестанского военного округа. С 9 февраля по 28 октября 1984 – командир легендарного 154-го отдельного отряда ГРУ ГШ МО СССР в Афганистане. Несколько раз за успешные боевые операции «Беркут» (позывной Портнягина) отстранялся от должности, подвергался аресту за самовольные действия. Дважды представлялся к званию Героя СССР. Но награжден не был, так как, по мнению представителей Главного политуправления МО СССР, «майор Портнягин недооценивает руководящую роль КПСС в строительстве Вооруженных Сил и склонен к самовольным действиям».

В Афганистане, в провинции Нангархар, по оперативной информации, полученной лично майором Портнягиным, его разведчиками был тайно задержан сотрудник пакистанской военной разведки. Во время его интенсивного допроса выяснилось, что его спутник – племянник Кази Мамата Амина, заместителя самого Гульбеддина Хекматияра в руководстве Исламской партии Пакистана.

Именно тогда в голове командира 154-го отряда родился дерзкий план. Посадив пойманного «племянника» на броню, спецназовцы рванули в крупный кишлак, контролируемый моджахедами из племени Моманд и Шинвари. Демонстративно обращаясь к высокопоставленному пленнику, Владимир Павлович тихим голосом задавал ему безобидные вопросы, добиваясь, чтобы молодой мужчина рукой указывал в ту или иную сторону. Заранее проинструктированные бойцы тут же заходили в дома, находившиеся в указанном направлении, и, угрожая оружием, уводили находившихся в доме мужчин.

Через час о «предательстве» племянника Кази Мамата знали местные полевые командиры. Несколько дней продолжалась спровоцированная российским спецназом кровавая междоусобица между боевиками Кази и Хекматияра. По данным агентурной разведки, тогда было убито не менее 400 непримиримых моджахедов, было ликвидировано 13 руководителей бандформирований, прибывших из Пакистана для активизации повстанческих действий.

Генерал Гусев, тогдашний НШ ТуркВО, по приезду в Джелалабад был настроен снять Портнягина с должности за безрассудные, смелые и авантюрные действия по борьбе с бандформированиями. Но вникнув в суть дела, смягчил приказ командующего округа о наказании комбата…

Корр.: Некоторые оппозиционные силы вопреки фактам, воспринимая пропаганду в качестве реальности, обвиняют исполнительную власть в «милитаризации страны», а ведь вся «альтернативная концепция военной реформы» сводится, по существу, к созданию наемной армии. А это значит, что в обозримой перспективе ВС РФ утратят возможность обеспечивать безопасность страны от внешней угрозы.

Портнягин: ВС РФ по своей сути так и остались грандиозным обломком вооруженных сил погибшего СССР. Причем если страны – мировые лидеры имеют явное превосходство армии перед полицейскими силами, у нас сегодня ситуация прямо противоположная. Милиция, ФСБ, внутренние войска, судебные приставы – сегодня это реальная сила. Два моих воспитанника из 16-й Чучковской бригады спецназа ГРУ встретились недавно со своим коллегой, перешедшим в спецназ ВВ. Тот им и говорит: «Что вы здесь делаете? У нас и оклады в два раза выше, и квартиры сразу дают, и единая учебка спецназа не в глухомани, а в Смоленске».

И это, заметьте, знаменитая Чучковская бригада спецназа ГРУ – легендарное подразделение, в советские времена стоявшее у истоков не одной заграничной революции. Мы сравнивали на днях оклады капитана милиции и армейского командира полка… Обидно все это. Или, например, сегодняшняя поддержка отечественных банков в условиях кризиса – наверное, это для кого-то хорошо. Но по-моему, правильнее как можно быстрее оплатить долги оборонной промышленности, деньги потом все равно осядут в банках.

Корр.: Недавно в Челябинск с визитом по линии КПРФ приезжал оправданный судом полковник Владимир Квачков. Если верить новостным телесюжетам, он сегодня исключительно общается с пенсионерами. Поет с ними хорошие советские песни…

Портнягин: Мы с Квачковым хорошо знакомы еще по Афганистану. В 1983 году он стал командиром спецназовской бригады в ограниченном контингенте советских войск в ДРА (Паншер, Газни). В 1986–1989 гг. – начальник штаба бригады в ГСВГ, а с 1989 года командовал бригадой в ТуркВО. Участвовал в боевых действиях в горячих точках: Азербайджан (1990 г.), Таджикистан (1992 г.). С 1994 года – на ответственной должности в Главном разведуправлении. С 1999 года полковник Квачков – ведущий научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Генерального Штаба. Это очень серьезный человек и специалист. Насколько я знаю, он достаточно религиозен и далек от коммунистических убеждений. И если бы он действительно организовывал покушение на Анатолия Чубайса, то результат был бы иным.
Провокация против ветеранов спецназа, объединившихся в военно-патриотическом движении «Тропа» на основе дохристианских верований Древней Руси, развалилась, когда главный свидетель обвинения Игорь Карватко отказался от явно бредовых показаний, данных им на предварительном следствии. Его, как выяснилось, накануне люди в штатском вывезли из Москвы и где-то под Тулой в подвале угрозами заставили оговорить Квачкова. Вслед за этим признанием по просьбе прокуратуры коллегия присяжных была распущена.

Впоследствии присяжных распускали еще дважды. 12 февраля 2007 года начался новый суд над Квачковым, Найденовым и Яшиным. 5 июня 2008 года присяжные их вновь оправдали, после чего обвиняемые были освобождены. В августе, однако, Верховный Суд РФ отменил оправдательный приговор и направил дело на новое слушание, а в октябре Мосгорсуд вернул его в прокуратуру. Такие люди, как Квачков, на удар привыкли отвечать серией ударов. Подождем, увидим.

Корр.: Владимир Павлович, почему-то из спецназа ГРУ сегодня настойчиво делают очередную страшилку. Пример – такое же «неудачное» дело группы капитана Эдуарда Ульмана. Вместе с тремя своими сослуживцами он обвинялся в убийстве шести мирных жителей чеченской республики. Обвиняемые были дважды оправданы присяжными, но Военная коллегия Верховного Суда РФ дважды отменяла приговор. В ходе третьего судебного процесса гособвинитель потребовал приговорить Ульмана к 23 годам колонии. После этого капитан, находившийся под подпиской о невыезде, перестал являться в суд и в апреле 2007 года был объявлен в федеральный розыск. 14 июня 2007 года он был заочно признан виновным в убийстве и приговорен к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Портнягин: Всем, кто интересовался этой историей, очевидно, что группа Ульмана добросовестно выполняла приказ – охотилась на международного террориста Хаттаба, и поэтому правильнее всего было бы за все случившееся спрашивать с командования группировки в Чечне. В зоне боевых действий с выключенными фарами в темное время суток мирные жители не ездят. Ни в Чечне, ни в Ираке, ни в Афганистане, ни, в недавнем прошлом, в Ирландии.

Кстати, накануне последнего суда все члены группы Эдуарда Ульмана были награждены высокими государственными наградами. А почему он исчез и куда, не знаю. Мы допускаем, что его могли просто «зачистить». Все, за что ребят осудили, происходило во время «второй чеченской войны». Войны, которой на самом деле вроде бы и не было. В Чечне, как говорят, была и продолжается «контртеррористическая операция». То есть в обычном российском регионе ловят банду террористов.

Но это, получается, обычный регион, населенный российскими гражданами, имеющими те же самые права, что и жители других российских регионов. И там нет «вражеского тыла», куда надо забрасывать диверсионные группы ГРУ с задачей «организации засад». Однако их забрасывают, и они устраивают засады. И расстреливают автомобили с потенциальными боевиками, а потом с удивлением обнаруживают в них мирных российских граждан.

Понимаете, одно дело – произвол группы распоясавшихся спецназовцев, совсем другое дело – уничтожение мирных жителей Чечни по приказу военного командования. Это уже готовое обвинение в организованном геноциде, утрата Россией позиций в Совете Европы и постановка вопроса об ее исключении из «большой восьмерки». Поэтому «простейший выход» – осудить людей Ульмана, «повесив» на них всю вину.

Корр.: 28 августа 2008 года, когда практически вся российская общественность с состраданием и вниманием следила за новостями из Южной Осетии и Абхазии, в Москве произошло почти знаковое событие, заставившее многих наших сограждан разувериться в нынешнем российском правосудии. А именно: Верховный Суд РФ оставил без удовлетворения кассационные жалобы молодых офицеров внутренних войск Сергея Аракчеева и Евгения Худякова, приговоренных к 15 и 17 годам колонии строгого режима по сфабрикованному против них обвинению в убийстве трех чеченцев.

Портнягин: Началось все традиционно с обвинения наших военных в грабеже. Тогда работники прокуратуры провели уникальное в мировой практике опознание. Построили часть элитной дивизии Дзержинского в полевой форме и масках, и свидетель – местный житель – опознал Аракчеева по бровям, а Худякова по глазам. И хотя у наших ребят было стопроцентное алиби, их тут же привлекли к уголовной ответственности.

Так, из материалов дела достоверно известно, что в то время как вся часть уехала в Москву, свидетели по делу – рядовые солдаты, находившиеся в статусе подозреваемых, остались в Чечне, без командования, без оружия. Каждого из них избивали, угрожали, что они не уедут из Чечни, пока не дадут нужных показаний. Они их дали, но затем отказались от них, объяснив, что реально опасались за свою жизнь. В этом деле очень нагляден «национальный чеченский колорит» в дополнение к прокурорскому произволу. Кстати, это ведь именно из материалов дела Аракчеева – Худякова та самая фраза «мирные жители с автоматами».

Эксперт, которому была поручена эксгумация трупа одного из убитых, так и написал, что вскрытие провести не смог, поскольку это противоречит местным религиозным обычаям, а вокруг стояли «мирные жители с автоматами». Это – оттуда. И это – документ. А эксгумацию, между тем, так и не произвели, и до сих пор непонятно даже, были ли люди убиты из огнестрельного оружия или причина их смерти была иной. Вы себе представляете что-нибудь подобное для русских?

Корр.: Мне теперь понятно, почему в элитных частях армейского спецназа должности командиров групп наполовину укомплектованы сержантами, а наполовину выпускниками гражданских вузов, призванными в армию после окончания учебы.

На фото:  Владимир Портнягин, командир 154-го отряда спецназа ГРУ.