Константин Захаров: «Есть негласное решение пересмотреть «налоговые каникулы» через год»
В январе Челябинская область, первая из регионов, приняла закон о «налоговых каникулах». Прошло уже почти полгода, и это достаточный срок, чтобы дать первые оценки. Насколько эффективным оказался закон? Не происходит ли массовой «налоговой оптимизации»? Нужно ли расширять сферы действия «каникул»? На эти вопросы «ЧелябинскСегодня» ответил один из авторов закона, зампредседателя комитета по экономической политике и предпринимательству ЗСО Константин Захаров.
- Можно ли подвести первые результаты «налоговых каникул», которые были устроены малому бизнесу?
- За первое полугодие в Челябинской области по этому закону зарегистрировались более 500 индивидуальных предпринимателей. Динамика роста прогрессивная, поэтому есть основания полагать, что к концу года мы к плановой тысяче подойдем или даже ее перевалим. Вообще, мы рассчитываем, что в течение трех лет должно быть зарегистрировано около 15 000 предпринимателей.
- Предполагается стремительный рост, буквально по геометрической прогрессии?
- Конечно, это связано и с информированием населения, и с первым опытом новых предпринимателей. Людей надо в хорошем смысле «заражать» идеей. Просто принять закон недостаточно. Все знают, что можно стать бизнесменом, но не многие хотят этого.
- Сразу после принятия закона звучали опасения, что им воспользуются ради «налоговой оптимизации». Опасения не подтвердились?
- Этим будут заниматься правоохранительные органы. Мы узнаем об этом немного позже, если будут такие прецеденты. Пока не было примеров, чтобы кого-то поймали за руку и сказали: «Ты не имел права регистрироваться впервые, потому что уже был раньше предпринимателем». Или что перевод собственности произошел с другого ИП.
- Может быть просто нарушения эти копеечные и ими не занимаются?
- Я считаю, что этим и не надо заниматься. Бюджет от этого по большому счету не пострадает.
- Еще в январе звучали и пожелания по расширение сфер деятельности, на которую будут действовать налоговые послабления. Предполагалось даже, что Заксобрание выйдет с инициативой в Госдуму...
- Есть негласное решение посмотреть в течение года какие результаты будут по первоначальной редакции закона. Количество зарегистрированных предпринимателей, какие у них проблемы возникают, какие предложения есть. В том числе и по «налоговой оптимизации», надо как минимум надо год отработать, чтобы понять какая доля из якобы новых индивидуальных предпринимателей на самом деле перерегистрированы. Нужно оценить риски для бюджета и так далее. А вот через год уже можно расширять сферы, уже на основании практики, а не теории. Менять что-то вдогонку неправильно.
- Какие это могут быть сферы?
- Самое главное - надо расширять в сфере производства перечень видов деятельности. Нужно будет смотреть также сферу услуг, которые сейчас вообще не подпадают под льготы. Конечно, связанные с инноватикой, ростом производительности труда. Конкретные сферы нужно будет смотреть по факту, это и от ситуации в экономике будет зависеть.
- Как еще поддерживается малый бизнес у нас в регионе?
- На поддержку малого бизнеса областной бюджет выделил в этом году 39 миллионов рублей. Федеральная казна — еще 450 миллионов на условиях софинансирования по различным программам. Это почти полмиллиарда, а в прошлом году совокупно было 390 миллионов. Но, для примера, фонд поддержки малого бизнеса Свердловской области составляет более миллиарда рублей, а Новосибирской — больше трех миллиардов. Мы считаем, что ситуация негативная и должна быть изменена.
Если мы хотим, чтобы количество субъектов малого и среднего бизнеса росло — надо создавать условия. А если мы видим, что у нас в областном бюджета доля социальных расходов до 70 с лишним процентов, то я, как экономист, воспринимаю это отрицательно. Финансирование «социалки» не надо сокращать, оно должно оставаться в абсолютных цифрах таким, чтобы на все социальные нужды хватало. Но инвестиции в развитие тоже должны быть, чтобы это развитие происходило. Необходимо вкладывать значительную часть бюджета в создание условий для этого. В инфраструктуру, поддержку инновационных предприятий, создание бизнес-инкубаторов и так далее.
- Планируется ли Заксобранием принятие каких-то новых законов в поддержку малого и среднего бизнеса?
- Если мы коэффициент полезного действия уже принятых законов доведем хотя бы до 50% - эффект будет ошеломляющий. Не надо придумывать новых законов, надо повышать эффективность действующих. Мы пытаемся стимулировать представителей исполнительной власти улучшать содержательную часть этих законов. Наша задача как законодательного органа — четко обозначить проблемные зоны и точки, которые требуют развития. А за исполнительной властью остается право расставлять приоритеты, потому что ресурсов для решения всех пожеланий не хватит, они все равно ограниченны.
- За первое полугодие в Челябинской области по этому закону зарегистрировались более 500 индивидуальных предпринимателей. Динамика роста прогрессивная, поэтому есть основания полагать, что к концу года мы к плановой тысяче подойдем или даже ее перевалим. Вообще, мы рассчитываем, что в течение трех лет должно быть зарегистрировано около 15 000 предпринимателей.
- Предполагается стремительный рост, буквально по геометрической прогрессии?
- Конечно, это связано и с информированием населения, и с первым опытом новых предпринимателей. Людей надо в хорошем смысле «заражать» идеей. Просто принять закон недостаточно. Все знают, что можно стать бизнесменом, но не многие хотят этого.
- Сразу после принятия закона звучали опасения, что им воспользуются ради «налоговой оптимизации». Опасения не подтвердились?
- Этим будут заниматься правоохранительные органы. Мы узнаем об этом немного позже, если будут такие прецеденты. Пока не было примеров, чтобы кого-то поймали за руку и сказали: «Ты не имел права регистрироваться впервые, потому что уже был раньше предпринимателем». Или что перевод собственности произошел с другого ИП.
- Может быть просто нарушения эти копеечные и ими не занимаются?
- Я считаю, что этим и не надо заниматься. Бюджет от этого по большому счету не пострадает.
- Еще в январе звучали и пожелания по расширение сфер деятельности, на которую будут действовать налоговые послабления. Предполагалось даже, что Заксобрание выйдет с инициативой в Госдуму...
- Есть негласное решение посмотреть в течение года какие результаты будут по первоначальной редакции закона. Количество зарегистрированных предпринимателей, какие у них проблемы возникают, какие предложения есть. В том числе и по «налоговой оптимизации», надо как минимум надо год отработать, чтобы понять какая доля из якобы новых индивидуальных предпринимателей на самом деле перерегистрированы. Нужно оценить риски для бюджета и так далее. А вот через год уже можно расширять сферы, уже на основании практики, а не теории. Менять что-то вдогонку неправильно.
- Какие это могут быть сферы?
- Самое главное - надо расширять в сфере производства перечень видов деятельности. Нужно будет смотреть также сферу услуг, которые сейчас вообще не подпадают под льготы. Конечно, связанные с инноватикой, ростом производительности труда. Конкретные сферы нужно будет смотреть по факту, это и от ситуации в экономике будет зависеть.
- Как еще поддерживается малый бизнес у нас в регионе?
- На поддержку малого бизнеса областной бюджет выделил в этом году 39 миллионов рублей. Федеральная казна — еще 450 миллионов на условиях софинансирования по различным программам. Это почти полмиллиарда, а в прошлом году совокупно было 390 миллионов. Но, для примера, фонд поддержки малого бизнеса Свердловской области составляет более миллиарда рублей, а Новосибирской — больше трех миллиардов. Мы считаем, что ситуация негативная и должна быть изменена.
Если мы хотим, чтобы количество субъектов малого и среднего бизнеса росло — надо создавать условия. А если мы видим, что у нас в областном бюджета доля социальных расходов до 70 с лишним процентов, то я, как экономист, воспринимаю это отрицательно. Финансирование «социалки» не надо сокращать, оно должно оставаться в абсолютных цифрах таким, чтобы на все социальные нужды хватало. Но инвестиции в развитие тоже должны быть, чтобы это развитие происходило. Необходимо вкладывать значительную часть бюджета в создание условий для этого. В инфраструктуру, поддержку инновационных предприятий, создание бизнес-инкубаторов и так далее.
- Планируется ли Заксобранием принятие каких-то новых законов в поддержку малого и среднего бизнеса?
- Если мы коэффициент полезного действия уже принятых законов доведем хотя бы до 50% - эффект будет ошеломляющий. Не надо придумывать новых законов, надо повышать эффективность действующих. Мы пытаемся стимулировать представителей исполнительной власти улучшать содержательную часть этих законов. Наша задача как законодательного органа — четко обозначить проблемные зоны и точки, которые требуют развития. А за исполнительной властью остается право расставлять приоритеты, потому что ресурсов для решения всех пожеланий не хватит, они все равно ограниченны.