Поиск

Будущее - за писательскими артелями

16.06.2011 11:48
Автор: Глеб Сиянин
С известным челябинским поэтом, прозаиком, драматургом, лауреатом Государственной премии Челябинской области Олегом Павловым встретился наш корреспондент Глеб Сиянин.
Будущее - за писательскими артелями*
не наше

С известным челябинским поэтом, прозаиком, драматургом, лауреатом Государственной премии Челябинской области Олегом Павловым встретился наш корреспондент Глеб Сиянин.

- Олег Николаевич, сначала вопрос, который я задам из личного любопытства: говорят, что когда-то, во времена актёрства, Вы шли на катере по реке, давая спектакли в далёких сибирских сёлах?

- Это правда. Катер назывался «Культработник». Мы плыли по Оби от Томска до Нефтеюганска. Дело в том, что в «благостные» советские времена детские филармонии были обременены так называемым «планом детского зрителя». За невыполнение их штрафовали. Поэтому Томская филармония «закупила» пятерых горно-алтайских артистов и выделила им катер. Такая вот подобралась компания: капитан, жена капитана (она была судовым коком), матрос, овчарка капитана, четыре актёра и одна актриса. Гастроли были расчудесными. Давали по одному спектаклю в день. Потом совершали переход до следующей точки. Выгружали имущество. Зачастую причалов как таковых не было. По бездорожью за нами приходил трактор К-700, и в его ковше мы вместе с куклами ехали на спектакль. Однажды вышло недоразумение: на катер зашли докеры. «Где тут куколки на погрузку?» - спросили они. Докеры несли наши чемоданы легко, «на пальчике», как игрушки. А мы бежали сзади, как дети.

- Как Вас вообще занесло в Сибирь?

- В 1981-м году перед окончанием Челябинского института культуры семеро выпускников искали, где бы «приткнуться» коллективом. Мы разослали много писем. Лучшие условия предложил Горно-Алтайск. Нам было обещано жильё и зарплата. Предстояло поработать на концертное бюро. Приехав туда, мы создали передвижной кукольный театр «Пилигрим». Впрочем, название вскоре пришлось заменить: чиновникам не понравилось, что это слово «как-то связано с религией». Театр стал называться «Чародей». Мы поставили спектакль «Два клёна» Евгения Шварца. Потом – «Братец Кролик» по Джоэлю Харрису. Был у нас спектакль и по горно-алтайскому эпосу.

В  «Двух клёнах» Баба-яга превращает мальчиков в деревья. Так вот: как-то работали в посёлке лесорубов. Зрители – и дети, и взрослые, потому что  театр в тех местах – в диковинку. Пришли всем посёлком. Мы, актёры, работали за ширмой. Зрители актёров не видели, только кукол. Куклы у нас были верховые, на тростях. Хорошие куклы: и руки у них двигаются, и головы поворачиваются. Я сквозь дырочку в ширме наблюдал: сцена, где мама ищет детей, заколдованных Бабой-ягой, вызывала у лесорубов слёзы.

- Только что вышла книга Олега Павлова «Дом в Оболонске, или Поэма о чёрной смородине». Вы долго работали над поэмой? И уточним: это всё-таки поэма?

- Начну с жанра. Когда в альманахе «Южный Урал» решили печатать отрывки из моей недописанной книги, то встал вопрос: как это обозвать? Поэма отпадает сразу. Повесть? Отрывок из романа? Редактор альманаха Сергей Леонидович Семянников подсказал: давай назовём «повествование». Мне эта идея понравилась. Замысел появился примерно в конце 80-х. Как раз эти времена и описываются в повествовании. Тогда я случайно приобрёл домик в Барнауле. Уютный, но со странностями. Он шумел, бренчал, было ощущение, что в нём поселился дух. Но от замысла до первой строчки прошло около десяти лет. В 2000-2001-м годах я активно писал. Потом наступило затишье. Последний рывок я предпринял в 2010-м году. И ещё год прошёл до того времени, как повествование было издано.

Знаете, меня помотало по России. Я пытался как-то посчитать все свои дома, так у меня не хватило не только пальцев, но и памяти. Я всё время к чему-то стремился, переезжал. Страсть к новому боролась во мне с желанием постоянства. Хотелось пустить корни. Из этой мечты и вырос дом в Оболонске.

- Оболонск – реальный город?

- Нет. Я придумал красивое имя для города: Оболонь. В название я вкладывал такой смысл: облакать, оболоть. Некая сфера, облекающая сама себя. Некий микромир. Производное от слова «облако». Меня ждало большое разочарование: я увидел молодого человека с бутылкой напитка «Оболонь». Есть, оказывается, и местность такая под Киевом, и питьевой источник. А в словаре Даля даётся много толкований. Оболонь – и заливной луг, и одна из оболочек коры, и другое...Так появился Оболонск, провинциальный городок.

Я из провинции. И мой герой – тоже. И многие мои литературные друзья, осевшие в Москве – из глубинки. Они попадают в непростую ситуацию: их тянет-призывает к себе малая родина и не может отпустить мегаполис. Я бывал в Москве, работал там. Жаль, что многое уже не вернёшь. Вот, например, «телефонный час», который я описал в книге. Это же было реальностью: с 9 до 11 вечера вся Москва «сидела» на телефонах. В этот момент дозвониться куда-либо было очень трудно: горожане рассказывали друг другу о прошедшем дне. Москвичи, кстати, до сих пор помнят о «телефонном часе».

- Повествование густо усеяно строчками стихотворений: Тютчев, Фет, Рубцов, Есенин, Тарковский, встречается Олег Павлов…

- А вот Николая Гумилёва – нет почти. А я Гумилёва очень люблю. Зато Николай Степанович появляется среди героев литературной мансарды – есть в книге такое место встреч. Впрочем, это поймёт лишь тот, кто прочитает повествование. А стихотворные строчки, согласитесь, создают атмосферу. Время явственнее чувствуется. Стихи к тому же удачно подчёркивают окололитературные разговоры, которые ведут герои книги: Москва и провинция, таланты и поклонники, начальство и новички…

- Главный герой книги – писатель. Не опасно замкнуться на теме писательства? И – не себя ли Вы «спрятали» в главном герое?  

- Нас всегда учили: писать о том, как пишешь – плохо. Но, кажется, я счастливо избежал  провала. В книге нет ни строчки о том, как мучительно даются главному герою Алексею Афанасьеву  новые стихи, как не понимают его окружающие, как пугает его перспектива «исписаться» и умереть в безвестности. Герой волею судьбы оказывается в провинциальном Оболонске, где его дожидается наследство – дом. В этом-то доме и переплетаются реальность и горний мир, долг и страсть, призвание и любовь. Дом как бы становится своеобразным чистилищем.

- Повествование заканчивается, а вопросы остаются. Так что напрашивается вопрос: не задумал ли автор продолжение?

- Уже слышал несколько мнений, что неплохо бы написать вторую часть, продолжение. Пусть неявное, но с теми же героями. Уверен, что делать этого не нужно. Я ещё ни разу не видел, чтобы продолжение было лучше оригинала.

К тому же надо реализовать то, что мы запланировали. Есть предложения провести презентацию книги в Златоусте, Снежинске и других городах области. Вместе с Мариной Шмидт, руководителем театра «Слово» имени Майи Дробининой, хотим поставить литературный спектакль по моему повествованию.

- Олег Николаевич, Вы реализовали грандиозный проект, аналогов которому в Челябинске просто нет – вы собрали под одной обложкой более двадцати детских писателей области. Как это Вам удалось?

- Только что, к 1 июня – международному Дню защиты детей – вышел сборник стихов «Тёплое словечко». Это и название стихотворения одного из почитаемых уральских детских авторов Льва Рахлиса, который, впрочем, теперь живёт в США. В книжке напечатаны стихи двадцати двух поэтов из разных городов и сёл. Иллюстрации выполнены пятью художниками.

Я сторонник такой позиции: из ничего книги появиться не может. Когда говорят, что на Урале мало достойных детских авторов, сразу вспоминаю журнал «Тропинка». Уже тогда проявили себя немало молодых писателей. Потом «Тропинка» «рассыпалась». И была пустота. Никто из детских авторов не прекратил работу, но заметно уменьшилась возможность донести своё творчество до читателя. И вот в 2008-м году мы опять объединились вокруг детского журнала. На этот раз назвали его «Подорожник». Под «знамёна» «Подорожника» стали собираться писатели, краеведы, художники, фотографы. Поэтому неудивительно, что власть заметила этот «очаг» и предложила составить книжку детских стихов к 1 июня. Она вышла с подзаголовком «Детям от писателей Южного Урала». На первых страницах с началом лета и каникул детей поздравляет Губернатор области М.В. Юревич. А стихи там напечатаны самые разные: лирические и ироничные, сказочные и шуточные. Открывает сборник «Базар» Василия Кузнецова, классика уральской детской литературы.

- Я не ослышался: сама власть предложила составить эту книгу? Или всё-таки власть надо было к этому решению подвести?

- Сначала – до власти надо было добраться. Творчество само по себе – занятие, далёкое от «пробивных» технологий. Хорошо, если находится человек, совмещающий в себе и творческую натуру, и понимание законов бизнеса. То есть он может прийти в кабинет чиновника и доказательно пояснить: почему хорош тот или иной проект и сколько это стоит. В нашем кругу такой человек есть. Это Николай Ильич Перевозчиков. Он сам пишет детские стихи, находит средства для выпусков детского журнала «Подорожник». Живопись – ещё одна его страсть. Им организовано уже восемь выставок уникальной коллекции южноуральских художников.

 - Олег Николаевич, так Вы ж и сами – чиновник от литературы. Вы  член правления областной писательской организации Союза писателей России…

- Да уж, чиновник (улыбается). Писательские организации в том виде, в каком они существовали при советской власти, себя изжили. Поэтому сейчас они ищут новые формы работы. Но роль-то писателя всё равно остаётся! Писатель, кажется мне, ближе по миссии к учителю. Учителю, который вместе с учеником (в данном случае – с читателем) ищет какую-то истину.

Конечно, писательство – дело сугубо индивидуальное. Но так уж повелось на Руси, что творцы (художники, скульпторы, поэты) всё время «сбивались» в какие-то артели. Глобальный «колосс» союза писателей устарел. Но вот маленькие очаги литературного старательства – артели – нет. Будущее – за ними.

- Предыдущий сборник Ваших стихов появился, кажется, сто лет назад. Когда выйдет новая стихотворная книжка?

- Зреет сборник. Зреет. Есть стихи. Хочется их издать. Всё упирается во время, которого катастрофически не хватает. И в финансы. Будет книга, возможно, уже к концу этого года. Плюс к этому, мои стихи скоро появятся в коллективном сборнике, который выпустит литературный сайт «Клубочек». Там будут представлены 12 авторов со всей России. Осенью выйдет третий том Антологии современной уральской поэзии, где планируется большая подборка моих стихотворений. Не прекращаю работу на сайте «Стихи.ру». Восьмой год руковожу областным литературным клубом «Светунец» имени Вячеслава Богданова. Задумали выпустить сборник пьес вместе с челябинским писателем Михаилом Рудковским. Планов много, дел много. Хватило бы сил.