Выставка живописи из Русского музея в Челябинске
С 8 мая по 26 июля в Челябинске проходит выставка живописи "Спасибо, Урал!". В экспозиции выставки - 57 полотен, предоставленных Русским музеем в знак признательности Южному Уралу. Дело в том, что в годы войны часть коллекции Русского музея была эвакуирована на Урал.
Среди авторов представленных работ - знаменитые русские художники: Шишкин, Саврасов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Щедрин, Брюллов, Тропинин, Перов, Левитан, Репин, Коровин, Рерих, Малевич, Петров-Водкин. Экспозиции проходят также в Магнитогорске (32 полотна) и Сатке (4 полотна).
Федор Рокотов. Портрет неизвестной в желтом платье. 1770-е
Экспозиция занимает весь выставочный зал имени Александрова. Начинается экскурсия с картины "Портрет неизвестной в желтом платье" кисти Федора Рокотова, 1770-е. Заканчивается экскурсия в противоположном конце длинного выставочного зала, у другого женского портрета - "Девушка в сарафане" Петрова-Водкина, 1928 г. Так, улыбаясь, смотрят друг на друга через весь длинный выставочный зал красавица из далекого 18 века и девушка из сложных 20-х. А между ними - 160 лет русской живописи в ее этапах. Остановимся у некоторых картин.
Федор Бруни. Вакханка, поящая Амура. 1828.
Вакханка и Амур - классический античный сюжет. Подобные сюжеты, а тематика их была ограничена академическими нормами, писали выпускники Императорской Академии художеств в Петербурге. Это высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее с 1757 до 1918 года.
Григорий Чернецов. Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии. 1840.
Примеры академического пейзажа - работы братьев Чернецовых. Чернецовы много путешествовали по Российской Империи и за границей. В 1838 году братья совершили путешествие по Волге.
Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времён цезаризма. 1872 г.
Генрих Семирадский - один из представителей позднего академизма. Пожалуй, "Римская оргия блестящих времён цезаризма" - самое впечатляющее из полотен выставки. В центре картины - пирующие патриции, вакханки в экстатическом танце, а справа - раненые воины на фоне заката, предвещающего закат Великого Рима.
Еще одно внушительно полотно Семирадского - "Грешница" - выставлено в Сатке. В центре сюжета - духовное перерождение куртизанки, потрясенной встречей с Христом.
Генрих Семирадский. Грешница. 1873.
Основателем альтернативной Академии художеств школы стал в начале 1820-х годов Алексей Венецианов. Своих учеников он ориентировал на изображение реальной жизни. Тема крестьянского бытия получила развитие и в произведениях следующих поколений художников.
Алексей Максимов. Крестьянская девушка. Не позднее 1849.
Григорий Седов. В жаркий день. 1865.
В год создания картины Седов еще учился в Академии художеств и писал по ее заданиям классические сюжеты. Однако в произведении "В жаркий день" Седов не без усмешки изобразид священнослужителя, далекого от духовных помыслов. На академической выставке картина не экспонировалась.
Василий Перов. Дети-сироты на кладбище. 1864.
В 1863 году произошел Бунт четырнадцати — скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств, возглавляемых И. Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии художеств. Последовавший за этим выход художников из Академии стал первым демонстративным выступлением приверженцев зарождающейся национальной школы реалистической живописи против классического, академического направления в изобразительном искусстве XIX века.
Участники "Бунта" организовали "Санкт-Петербургскую артель художников". Позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Артель была первой попыткой образования в России независимого творческого объединения художников. Василий Перов, известный работами на острые социальные темы, был одним из организаторов московской группы художников-передвижников.
В числе передвижников были Саврасов, Шишкин, Левитан.
Алексей Саврасов. Весенний вечер. Ольха цветет. 1880-е.
Иван Шишкин. Лесной пейзаж с цаплями.1870.
Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883.
Мария Башкирцева - первый русский художник, чьи работы приобрел Лувр. Ученица французского художника Бастьен-Лепажа, Башкирцева прожила короткую жизнь, она писала картины всего 7 лет, и в 25 умерла от туберкулеза.
Николай Рерих. Небесный бой. 1912.
Как сказала экскурсовод выставки, в начале XX века художники чувствовали себя демиургами, творцами нового мира. Начало века - бурное время трагедий, взлетов и поисков.
Константин Коровин. Париж 14-го июля. Первая половина 1900-х.
Коровин - представитель русского импрессионизма, течения, бросившего вызов академизму во Франции в последней трети XIX века.
Кузьма Петров-Водкин. Рабочие. 1926.
"Рабочие" - весьма противоречивая картина Петрова-Водкина, первоначально имевшая название "Дискуссия".
Заканчивается выставка, как было сказано выше, работой Петрова-Водкина "Девушка в сарафане", цветовой гаммой напоминающей знаменитую "Петроградскую мадонну".
Кузьма Петров-Водкин. Девушка в сарафане. 1928.
Федор Рокотов. Портрет неизвестной в желтом платье. 1770-е
Экспозиция занимает весь выставочный зал имени Александрова. Начинается экскурсия с картины "Портрет неизвестной в желтом платье" кисти Федора Рокотова, 1770-е. Заканчивается экскурсия в противоположном конце длинного выставочного зала, у другого женского портрета - "Девушка в сарафане" Петрова-Водкина, 1928 г. Так, улыбаясь, смотрят друг на друга через весь длинный выставочный зал красавица из далекого 18 века и девушка из сложных 20-х. А между ними - 160 лет русской живописи в ее этапах. Остановимся у некоторых картин.
Федор Бруни. Вакханка, поящая Амура. 1828.
Вакханка и Амур - классический античный сюжет. Подобные сюжеты, а тематика их была ограничена академическими нормами, писали выпускники Императорской Академии художеств в Петербурге. Это высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее с 1757 до 1918 года.
Григорий Чернецов. Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии. 1840.
Примеры академического пейзажа - работы братьев Чернецовых. Чернецовы много путешествовали по Российской Империи и за границей. В 1838 году братья совершили путешествие по Волге.
Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времён цезаризма. 1872 г.
Генрих Семирадский - один из представителей позднего академизма. Пожалуй, "Римская оргия блестящих времён цезаризма" - самое впечатляющее из полотен выставки. В центре картины - пирующие патриции, вакханки в экстатическом танце, а справа - раненые воины на фоне заката, предвещающего закат Великого Рима.
Еще одно внушительно полотно Семирадского - "Грешница" - выставлено в Сатке. В центре сюжета - духовное перерождение куртизанки, потрясенной встречей с Христом.
Генрих Семирадский. Грешница. 1873.
Основателем альтернативной Академии художеств школы стал в начале 1820-х годов Алексей Венецианов. Своих учеников он ориентировал на изображение реальной жизни. Тема крестьянского бытия получила развитие и в произведениях следующих поколений художников.
Алексей Максимов. Крестьянская девушка. Не позднее 1849.
Григорий Седов. В жаркий день. 1865.
В год создания картины Седов еще учился в Академии художеств и писал по ее заданиям классические сюжеты. Однако в произведении "В жаркий день" Седов не без усмешки изобразид священнослужителя, далекого от духовных помыслов. На академической выставке картина не экспонировалась.
Василий Перов. Дети-сироты на кладбище. 1864.
В 1863 году произошел Бунт четырнадцати — скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств, возглавляемых И. Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии художеств. Последовавший за этим выход художников из Академии стал первым демонстративным выступлением приверженцев зарождающейся национальной школы реалистической живописи против классического, академического направления в изобразительном искусстве XIX века.
Участники "Бунта" организовали "Санкт-Петербургскую артель художников". Позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Артель была первой попыткой образования в России независимого творческого объединения художников. Василий Перов, известный работами на острые социальные темы, был одним из организаторов московской группы художников-передвижников.
В числе передвижников были Саврасов, Шишкин, Левитан.
Алексей Саврасов. Весенний вечер. Ольха цветет. 1880-е.
Иван Шишкин. Лесной пейзаж с цаплями.1870.
Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883.
Мария Башкирцева - первый русский художник, чьи работы приобрел Лувр. Ученица французского художника Бастьен-Лепажа, Башкирцева прожила короткую жизнь, она писала картины всего 7 лет, и в 25 умерла от туберкулеза.
Николай Рерих. Небесный бой. 1912.
Как сказала экскурсовод выставки, в начале XX века художники чувствовали себя демиургами, творцами нового мира. Начало века - бурное время трагедий, взлетов и поисков.
Константин Коровин. Париж 14-го июля. Первая половина 1900-х.
Коровин - представитель русского импрессионизма, течения, бросившего вызов академизму во Франции в последней трети XIX века.
Кузьма Петров-Водкин. Рабочие. 1926.
"Рабочие" - весьма противоречивая картина Петрова-Водкина, первоначально имевшая название "Дискуссия".
Заканчивается выставка, как было сказано выше, работой Петрова-Водкина "Девушка в сарафане", цветовой гаммой напоминающей знаменитую "Петроградскую мадонну".
Кузьма Петров-Водкин. Девушка в сарафане. 1928.