Поиск

Выставка живописи из Русского музея в Челябинске

С 8 мая по 26 июля в Челябинске проходит выставка живописи "Спасибо, Урал!". В экспозиции выставки - 57 полотен, предоставленных Русским музеем в знак признательности Южному Уралу. Дело в том, что в годы войны часть коллекции Русского музея была эвакуирована на Урал.
Выставка живописи из Русского музея в Челябинске*
Среди авторов представленных работ - знаменитые русские художники: Шишкин, Саврасов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Щедрин, Брюллов, Тропинин, Перов, Левитан, Репин, Коровин, Рерих, Малевич, Петров-Водкин. Экспозиции проходят также в Магнитогорске (32 полотна) и Сатке (4 полотна).

2007_08_04.jpg
Федор Рокотов. Портрет неизвестной в желтом платье. 1770-е

Экспозиция занимает весь выставочный зал имени Александрова. Начинается экскурсия с картины "Портрет неизвестной в желтом платье" кисти Федора Рокотова, 1770-е. Заканчивается экскурсия в противоположном конце длинного выставочного зала, у другого женского портрета - "Девушка в сарафане" Петрова-Водкина, 1928 г. Так, улыбаясь, смотрят друг на друга через весь длинный выставочный зал красавица из далекого 18 века и девушка из сложных 20-х. А между ними - 160 лет русской живописи в ее этапах. Остановимся у некоторых картин.

38511_original.jpg


15vakh.jpg
Федор Бруни. Вакханка, поящая Амура. 1828.

Вакханка и Амур - классический античный сюжет. Подобные сюжеты, а тематика их была ограничена академическими нормами, писали выпускники Императорской Академии художеств в Петербурге. Это высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее с 1757 до 1918 года.

Chernecov_g_vid_syukeevskih_gor.jpg
Григорий Чернецов. Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии. 1840.

Примеры академического пейзажа - работы братьев Чернецовых. Чернецовы много путешествовали по Российской Империи и за границей. В 1838 году братья совершили путешествие по Волге.

Henryk_Siemiradzki_004.jpeg
Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времён цезаризма. 1872 г.

Генрих Семирадский - один из представителей позднего академизма. Пожалуй, "Римская оргия блестящих времён цезаризма" - самое впечатляющее из полотен выставки. В центре картины - пирующие патриции, вакханки в экстатическом танце, а справа - раненые воины на фоне заката, предвещающего закат Великого Рима.

Еще одно внушительно полотно Семирадского - "Грешница" - выставлено в Сатке. В центре сюжета - духовное перерождение куртизанки, потрясенной встречей с Христом.

1920px-Semiradsky_Christ_and_Sinner.jpg
Генрих Семирадский. Грешница. 1873.

Основателем альтернативной Академии художеств школы стал в начале 1820-х годов Алексей Венецианов. Своих учеников он ориентировал на изображение реальной жизни. Тема крестьянского бытия получила развитие и в произведениях следующих поколений художников.

10.jpg
Алексей Максимов. Крестьянская девушка. Не позднее 1849.


6325b7b8dda4.jpg
Григорий Седов. В жаркий день. 1865.

В год создания картины Седов еще учился в Академии художеств и писал по ее заданиям классические сюжеты. Однако в произведении "В жаркий день" Седов не без усмешки изобразид священнослужителя, далекого от духовных помыслов. На академической выставке картина не экспонировалась.

37888_original.jpg
Василий Перов. Дети-сироты на кладбище. 1864.

В 1863 году произошел Бунт четырнадцати — скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств, возглавляемых И. Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии художеств. Последовавший за этим выход художников из Академии стал первым демонстративным выступлением приверженцев зарождающейся национальной школы реалистической живописи против классического, академического направления в изобразительном искусстве XIX века.

Участники "Бунта" организовали "Санкт-Петербургскую артель художников". Позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Артель была первой попыткой образования в России независимого творческого объединения художников. Василий Перов, известный работами на острые социальные темы, был одним из организаторов московской группы художников-передвижников.

В числе передвижников  были Саврасов, Шишкин, Левитан.

38659_original.jpg
Алексей Саврасов. Весенний вечер. Ольха цветет. 1880-е.

70221_big_1359101258.jpg
Иван Шишкин. Лесной пейзаж с цаплями.1870.

0_1387ee_1e2ab6dd_XXL.jpg
Мария Башкирцева. Дождевой зонтик. 1883.

Мария Башкирцева - первый русский художник, чьи работы приобрел Лувр. Ученица французского художника Бастьен-Лепажа, Башкирцева прожила короткую жизнь, она писала картины всего 7 лет, и в 25 умерла от туберкулеза.


37737_original.jpg
Николай Рерих. Небесный бой. 1912.

Как сказала экскурсовод выставки, в начале XX века художники чувствовали себя демиургами, творцами нового мира. Начало века - бурное время трагедий, взлетов и поисков.

4.jpg
Константин Коровин. Париж 14-го июля. Первая половина 1900-х.

Коровин - представитель русского импрессионизма, течения, бросившего вызов академизму во Франции в последней трети XIX века.

19173.jpg
Кузьма Петров-Водкин. Рабочие. 1926.

"Рабочие" - весьма противоречивая картина Петрова-Водкина, первоначально имевшая название "Дискуссия".

Заканчивается выставка, как было сказано выше, работой Петрова-Водкина "Девушка в сарафане", цветовой гаммой напоминающей знаменитую "Петроградскую мадонну".

the-girl-in-sarafan-1928.jpg
Кузьма Петров-Водкин. Девушка в сарафане. 1928.