Поиск

От истины к адекватности в направлении развития

10.08.2011 13:18
Автор: Марат Шагиахметов
Нам всем сегодня нужна национальная идея. Мы ждем от правящей партии понятной и симпатичной для большинства идеологической доктрины. Не учитывая при этом того, что страна все еще пребывает в состоянии переходного периода. И основа нашего движения, глубинная философия направления развития: от истины к адекватности.
От истины к адекватности в направлении развития*
не наше

Нам всем сегодня нужна национальная идея. Мы ждем от правящей партии понятной  и симпатичной для большинства идеологической доктрины. Не учитывая при этом того, что страна все еще пребывает в состоянии переходного периода. И основа нашего движения, глубинная философия направления развития: от истины к адекватности.

То, что мы являемся представителями вида homo sapiens, мы усваиваем еще в школе, знаем об успехах науки, порой удивляемся тому, как быстро совершенствуется техника, казалось бы, что живем в мире рациональности. Но это ощущение улетучивается при рассмотрении развития нашего общества, тут сразу возникает ощущение полной иррациональности и даже глупости.

Идеологией реформ в начале 90-х годов была абсолютизация прав и свобод личности, а в результате мы получили расслоение на бедных и богатых, кучку миллиардеров и массу обездоленных, развал страны и деградацию молодежи. Противоречие между ожиданиями и реальностью столь велико, что возникает мысль об обмане, о заговоре, о корыстных помыслах прогнившей правящей верхушки. Но какие бы заговоры не плелись, они могли осуществиться только при нашей поддержке или пассивности. Большинство из нас в той или иной мере поддались этому наваждению гламурных картин западного общества, захотелось «погнить» также красиво как они. За эту глупость мы расплатились нарастанием противоречий в обществе, наркоманией и проституцией, ростом преступности и коррупции. Или другой пример, руководствуясь принципами гуманизма, мы отказались от смертной казни, и теперь лидируем среди цивилизованных государств по количеству убийств. Хотели как лучше, получилось как всегда – наоборот.

Надо признать, что мы еще не столь разумны, что мы еще плохо понимаем, как развивается общество, и руководствуемся представлениями, порой, неадекватными реальности. В этом нет ничего удивительного, в процессе развития мы руководствовались мифологическими, затем религиозными представлениями и только затем стали вырабатывать более адекватные рациональные представления, основанные на знании. Наши представления развивались по пути повышения адекватности, и уже это внушает оптимизм. Но наивно полагать, что сразу рациональный разум вытеснит мифологические и религиозные представления, - мы их совмещаем в различном соотношении, порой, даже не осознавая этого. Фундаментальное религиозное представление, которое до настоящего времени влияет на характер нашего мышления – это представление об абсолютной истине, стоящей над реальностью. В этой конструкции линейного мышления, разум устремляется к истине, отворачиваясь от реальности. Это звучит парадоксально: стремление к истине порождает неадекватность.

В советское время в качестве абсолютной истины мы признавали идею коммунизма, эту истину мы ставили над реальностью, над людьми, и в таком качестве она требовала веры, служения и даже жертв. Воинствующий атеизм опирался на мистицизм веры. Теперь в качестве истины рассматриваются идеалы свободы и демократии, которые еще более оторваны от реальности, что и проявляется в практике их применения. Мы еще не научились быть адекватными реалистами. Состояние нашего общества связано со степенью адекватности представлений руководства страны, а возникающие в обществе противоречия – проявление их неадекватности реальной действительности.

Ориентация на истину закономерно приводит к противопоставлению одной части реальности другой, как истинного и ложного и мы почти весь XX век делили людей на «красных» и «белых», на социализм и капитализм, впрочем, как и другая сторона этого противостояния.

Религиозное мышление, опирающееся на представление об истине, проявилось в идеализме и материализме в абсолютизации одной части реальности, которая ставилась над другой, как «первичное» над «вторичным». Идеализм абсолютизирует разум, «дух», индивида, выстраивая иерархии духа над природой, личности над обществом, материализм аналогичным образом выстраивает обратные иерархии: материи над сознанием, общества над личностью. Идеализм и материализм – виды мировоззрений на одном и том же уровне линейно – иерархического мышления. Этот характер мышления проявился в иерархической общественной практике как господство буржуазии или гегемония пролетариата и в противостоянии западного общества и лагеря социализма.

Опираясь на противоположные иерархии одних и тех же элементов, эти виды мировоззрений закономерно становятся взаимоотрицающими и взаимозависимыми. Их взаимообусловленность проявляется в том, что оба мировоззрения в практике применения порождают друг друга. Господство идеалистической идеологии в западном обществе приводит к доминированию вульгарно материалистических интересов, а господство материалистической идеологии приводит к идеализму в практике социализма. У нас было «духовное» общество, стремление к материальным благам считалось пороком и даже преследовалось, добродетелью считалось бескорыстное служение народу, стране, идее коммунизма. В результате, западное общество богатело, а мы, будучи идеалистами, быстро развивались.

Развитие нашего общества проявилось в отказе от отрицания и непримиримости, заложенных в идеологии и характере мышления, опирающемся на представление об истине. Мы к началу 90-х годов перестали противопоставлять личное и общественное, социализм и капитализм, западное общество уже не вызывало враждебности, даже привлекало правами и свободами, качеством товаров. В результате развития разума стало меньше религиозной веры в истину - идею коммунизма, отношение к мировоззрению из догматического стало более творческим, из объекта веры оно стало основой для самостоятельного осмысления действительности. Кризис материалистической идеологии – это кризис религиозной веры в результате развития разума. Мы перестали противопоставлять личные и общественные интересы, видя возможность их совмещения, «красных» и «белых», выделяя тех, кто честно служил стране и народу, нашу страну и западное общество, видя достоинства и недостатки в обеих системах. Изменился характер мышления, он стал более системным, совмещая то, что раньше казалось несовместимыми противоположностями. И закономерно рухнул иерархический режим во главе с КПСС. Мы не проиграли «холодную войну» с Западом, мы, развиваясь, вышли из состояния войны с ним. Наша точка зрения стала выше, и противоположности предстали в их системном единстве. Мы поумнели, и наши представления стали более адекватными, в этом и была основа реформирования общества.

Переходный характер нашего общества проявляется в совмещении различных уровней развития. Системный характер мышления еще не опирается на разработанную систему представлений, а устоявшиеся представления насаждают линейно – иерархический характер мышления пройденного этапа развития. Системное мышление стремится охватить реальность в единстве, а линейно – иерархическое противопоставляет одну часть реальности другой как истинное и ложное, в соответствии с этой логикой мы и перешли при проведении реформ из одной крайности в другую. Системное мышление стало основой краха иерархического советского политического режима, а линейно – иерархическое мышление сформировало представление об историческом поражении материализма и социализма и необходимости следовать противоположности – примеру западного общества. Для системного мышления взаимодействие активности индивидуальности и консервативности общества – необходимое условие поступательного развития человека, а для линейно – иерархического – это противоположности, которые могут совмещаться только в иерархии. Системное мышление проявилось в отказе от иерархии коллектива над индивидом, а линейно-иерархическое – в навязывании обратной иерархии индивидуальности над коллективом, в абсолютизации прав и свобод личности. В результате мы получили вместо иерархии большинства над меньшинством, иерархию новой буржуазии над большинством народа.

Системное мышление, рассматривая индивида, общество и природу в системном единстве, стремится к адекватности. Адекватность индивида состоит в осознании объективной реальности проживания в обществе, в осознании единства с ним и природой. Адекватность общества состоит в понимании того, что оно состоит из индивидов, уровень развития которых и определяет уровень развития общества. Поэтому для системного мышления главный смысл и цель развития – это развитие человека.

Линейно – иерархическое мышление устремляется к отвлеченной истине, отворачиваясь от реальности, а развитие понимает чисто материалистически, как рост экономики, повышение стандартов потребления. Эта внутренняя противоречивость - проявление неадекватности, которая также порождает противоречия между индивидом, обществом и природой. Утверждая иерархию личности над обществом, абсолютизируя права и свободы личности, идеализм культивирует индивидуализм, который разобщает общество, приводит к нарастанию противоречий, а системное мышление служит основой его единства.

Фактически мы сейчас живем в условиях господства идеалистической идеологии, характерной сочетанием оторванных от реальности религиозных и других «духовных ценностей» и господством утилитарного индивидуализма на практике. В нашем обществе это явно проявилось в ходе реформ, когда резко и внезапно разбогатевшие маргиналы строили храмы и щедро жертвовали на религию. Объективизм оторванной от реальности истины и субъективизм страсти к наживе - взаимообусловлены. Разорванность этих представлений определяет логику развития как тупиковый выбор между господством утилитарного индивидуализма с его страстью к наживе и уходом от реальности: в религиозность, в алкоголизм или наркоманию, в искусство ради искусства, в профессиональную замкнутость и т.д. Эти явления также трудно не заметить в нашем обществе.

Крайними проявлениями утилитарного индивидуализма являются преступность и коррупция. При господстве идеологии, культивирующей индивидуализм, государство может в определенной степени подавить и ограничить преступность, но справиться с ней невозможно без изменения идеологии. Для этого необходима идеология, стимулирующая развитие разума, преодоление узости сознания индивидуализма, осознание единства с обществом и природой, - идеология единства.

Это противоречие между достигнутым уровнем развития индивида и господствующей идеологией, проявляется в различии точек зрения на развитие страны. Различие состоит в отношении к реальности и в этом закономерно проявляется различный уровень адекватности. Одна точка зрения ставит над реальностью отвлеченные «духовные ценности», идеалы свободы и демократии, другая исходит из необходимости решения реальных проблем и противоречий. По отношению к реальности различия в нашем «правящем тандеме»: президент – премьер, весьма существенные и даже принципиальные.

Как видно из социологических опросов большинство нашего народа не абсолютизирует опыт западного общества, не считает его обязательным образцом для подражания. Мы уже не считаем абсолютной истиной ни социализм, ни капитализм. Это свидетельствует о том, что идет процесс осмысления опыта нашего социалистического прошлого и опыта западного общества в единстве. Результатом этого осмысления является появление и распространение системного мировоззрения, которое должно стать основой единства личности и общества, человека и природы. В этом и есть смысл переживаемого нашим обществом переходного этапа развития.