Поиск

Эмоции - в сторону!

03.11.2011 15:44
Автор: Виктор ПЕТРОВ
Самым главным лицом предстоящих выборов становятся даже не партии, а совершенно особое – прагматичное – отношение избирателей к тем программам, которые им предлагают. На красивые безделушки, фантики и громкие слова никто не разменивается. Невысок и уровень доверия к «абстрактным» спискам кандидатов, когда люди чувствуют, что спрашивать в случае чего будет не с кого.
Эмоции - в сторону!*
не наше

Самым главным лицом предстоящих выборов становятся даже не партии, а совершенно особое – прагматичное – отношение избирателей к тем программам, которые им предлагают. На красивые безделушки, фантики и громкие слова никто не разменивается. Невысок и уровень доверия к «абстрактным» спискам кандидатов, когда люди чувствуют, что спрашивать в случае чего будет не с кого. Иными словами, с «партийной теорией» мы уже давно знакомы – хотелось бы знать, как это будет выглядеть на практике. А практика диктует свои вполне электорально выраженные результаты.

В период с 23 октября по 1 ноября 2011 года по заказу исследовательского центра  «МарС» его сотрудники провели социологический опрос, в ходе которого было опрошено методом поквартирного формализованного интервью 4800 жителей Челябинской области. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «За какую партию Вы бы проголосовали, если бы выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ состоялись в ближайшее воскресенье?» Результаты (с учетом статистической погрешности 1,5%) показали, что все больше южноуральцев определяются с политическим выбором, все четче становятся критерии оценки.

Звонкий лозунг о «России для русских», зазвучавший на многонациональном Южном Урале, привел к снижению позиций ЛДПР – за партию проголосовало бы в ближайшее воскресенье 7% избирателей. До 5,3% снизился рейтинг «Справедливой России». Причина из той же серии: популистская программа редко содержит внятные, «пошаговые» предложения, а одними эмоциями сыт не будешь.

Не укрепила свои позиции, несмотря на дорогостоящую рекламную кампанию, КПРФ – ее рейтинг составил 7,4 %. Видимо, и при новой тактике лидеры коммунистов не избежали идеологических «издержек». Хотя вроде бы сделали практичный шаг: активизировали свою информационную программу, отпечатали качественные материалы, развесили билборды. Естественно, привлекли к участию в своих партийных проектах спонсоров.

Уверенно сохраняет лидерство партия «Единая Россия». Согласно социологическому исследованию, на сегодняшний день ей отдают предпочтение 58,4 % избирателей. Причем, более чем 5-процентный рост объясняется не только масштабной и качественной информационной кампанией. Прежде всего, люди отмечают конкретные результаты в своих территориях – в рамках программы добрых дел, народного бюджета, карты развития области. Бюджетники связывают свои позитивные ожидания с увеличением фонда оплаты труда – причем, это произойдет не с 1 января 2012 года, а уже в текущем ноябре.

Прагматичные настроения ярко сказались в расстановке приоритетов. Например, в одном из южных районов области губернатора Михаила Юревича местные чиновники просили посодействовать в достройке бассейна на сумму 40 млн. рублей. Губернатор поинтересовался стоимостью водоводов, в которых жители района испытывают явный недостаток. Оказалось – примерно 800 тысяч. В итоге большинство жителей поддержало идею губернатора выстроить сначала за эти деньги столь необходимые на юге области водоводы, а уже потом вернуться к бассейну.

Скептики, конечно, продолжают сетовать, что партийная идеология уступила место хозяйской сметке, бытовым мелочам – мол, «всех дел все равно не переделать». Но если не начинать, то и разговоры о «комфортной жизни» можно оставить другим поколениям. Судя по опросу, южноуральцы откладывать не хотят – поэтому и голосуют умом, а не эмоциями.